Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Русакова А.Е.
рассмотрев кассационную жалобу Завгородней Л.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 7 декабря 2021 года, которым отменено решение Динского районного суда Краснодарского края от 8 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Завгородней Л.Н. к администрации муниципального образования Динской район об оспаривании решений, действий.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Завгородняя Л.Н. обратилась в Динской районный суд Краснодарского края с административным исковым заявлением, в котором просила:
- признать незаконными действия администрации муниципального образования Динской район Краснодарского края (далее - администрация), выразившиеся в отмене постановления администрации от 15 ноября 2018 года N "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения земельного участка по адресу: "адрес" и земель в кадастровом квартале "данные изъяты", государственная собственность на которые не разграничена" (далее также - постановление от 15 ноября 2018 года N) и в отказе в оказании муниципальной услуги Завгородней Л.Н. по заключению соответствующего соглашения о перераспределении земельных участков, содержащегося в письме управления имущественных отношений администрации письмом от 5 марта 2019 года N
- признать незаконным постановление администрации от 27 февраля 2019 года N "Об отмене постановления администрации муниципального образования Динской район от 15 ноября 2018 года N "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения земельного участка, по адресу: "адрес", и земель в кадастровом квартале "данные изъяты", государственная собственность на которые не разграничена"" (далее также - постановление администрации от 27 февраля 2019 года N);
- признать незаконным отказ администрации в лице управления имущественных отношений администрации в оказании муниципальной услуги Завгородней Л.Н. по заключению соответствующего соглашения о перераспределении земельных участков, содержащегося в письме управления имущественных отношений администрации от 5 марта 2019 года N;
- возложить на администрацию обязанность заключить с Завгородней Л.Н. соглашение о перераспределении земельного участка общей площадью 2282 кв. м из категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: "адрес" и земель в кадастровом квартале "данные изъяты", государственная собственность на которые не разграничена, путем заключения соответствующего соглашения о продаже части земельного участка площадью 693 кв. м, находящегося в муниципальной собственности.
В обоснование административного иска Завгородняя Л.Н. указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 1589 кв. м, расположенный по адресу: "адрес" их категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства (далее - участок N 13). Границы данного участка сформированы и он поставлен на государственный кадастровый учет, описание границ земельного участка внесено в сведения Единого государственного реестра недвижимости. К земельному участку площадью 1589 кв. м примыкает земельный участок площадью 693 кв. м, образуя один общий земельный участок площадью 2282 кв. м, который имеет ограждение. В данных границах земельный участок принадлежал предыдущему собственнику Завгороднему Н.С. на основании договора купли-продажи от 23 июня 1999 года. Всем земельным участком площадью 2282 кв. м пользуется административный истец, следит за его санитарным состоянием. По заявлению Завгородней Л.Н. кадастровым инженером была изготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для проведения процедуры перераспределения земельного участка. Согласно подготовленной схеме был образован земельный участок общей площадью 2282 кв. м из земель населенных пунктов, находящихся в неразграниченной муниципальной собственности площадью 693 кв. м, и участка N 13. Схема расположения земельного участка общей площадью 2282 кв. м в границах кадастрового квартала "данные изъяты" (категория земель населенных пунктов), расположенного в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами с содержанием домашнего скота и птицы (Ж-1Б), была утверждена постановлением администрации 15 ноября 2018 года N. Земельный участок общей площадью 2282 кв. м был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера "данные изъяты".
Административный истец обратился в управление имущественных отношений администрации с заявлением о заключении с ней соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель государственная собственность на которые не разграничена, предоставив при этом кадастровый паспорт земельного участка, схему расположения земельного участка, постановление администрации от 16 ноября 2018 года N выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Однако администрация в лице управления имущественных отношений письмом от 5 марта 2019 года N в оказании муниципальной услуги по заключению соответствующего соглашения о перераспределении земельных участков отказала. Также в данном письме содержалась информация о том, что постановление администрации от 15 ноября 2018 года N отменено постановлением администрации от 27 февраля 2019 года N
Административный истец считает отказ в предоставлении муниципальной услуги по заключению соответствующего соглашения о перераспределении земельных участков незаконным, необоснованным, а также считает незаконным постановление администрации от 27 февраля 2019 года N 360, указывая, что предельные размеры земельного участка не нарушены.
Решением Динского районного суда Краснодарского края от 8 апреля 2021 года административный иск удовлетворен полностью.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 7 декабря 2021 года решение Динского районного суда Краснодарского края от 8 апреля 2021 года отменено, в удовлетворении административного иска Завгородней Л.Н. отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 6 июня 2022 года, Завгородняя Л.Н. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 7 декабря 2021 года и оставлении в силе решения Динского районного суда Краснодарского края от 8 апреля 2021 года. По мнению заявителя, выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права. Указывает, что ей было исполнено постановление администрации от 15 ноября 2018 года N. Суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что решение Совета Динского сельского поселения Динского района N, которым внесены изменения в Правила землепользования и застройки Динского сельского поселения Динского района, издано 30 января 2019 года, то есть после того, как земельный участок площадью 2282 кв. м был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет (5 декабря 2018 года). Считает, что суд в обжалуемом судебном акте также неверно изложил выводы судебной землеустроительной экспертизы.
Определением судьи от 22 июня 2022 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В возражениях относительно кассационной жалобы администрация выражает несогласие с доводами жалобы.
Представитель Управления Росреестра по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, выслушав Завгородную Л.Н, поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя администрации Литвиненко А.А, возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Как видно из материалов дела, Завгородней Л.Н. на основании договора купли-продажи недвижимости от 20 декабря 2008 года на праве собственности принадлежит участок N.
Право собственности на этот земельный участок зарегистрировано за Завгородней Л.Н. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 13 января 2009 года.
Границы данного земельного участка сформированы, земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, описание границ земельного участка внесены в сведения государственного кадастра недвижимости.
К земельному участку площадью 1589 кв. м примыкает земельный участок площадью 693 кв. м, образуя один общий земельный участок площадью 2282 кв. м, который имеет ограждение. В данных границах земельный участок принадлежал предыдущему собственнику Завгороднему Н. С. на основании договора купли-продажи от 23 июня 1999 года, из чего суды обеих инстанций сделали вывод о том, что границы земельного участка существуют на местности более 20 лет.
Завгородняя Л.Н. в целях дальнейшего использования вышеуказанного земельного участка в соответствии с целевым назначением - для ведения личного подсобного хозяйства обратилась с заявлением к кадастровому инженеру об изготовлении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для проведения процедуры перераспределения земельного участка, предусмотренной Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ, вступившим в силу с 1 марта 2015 года.
Согласно подготовленной схеме был образован земельный участок общей площадью 2282 кв. м из земель населенных пунктов, находящихся в неразграниченной муниципальной собственности площадью 693 кв. м, и участка N 13, принадлежащего административному истцу на праве собственности, площадью 1589 кв. м. Формирование границ образуемого земельного участка площадью 2282 кв. м произведено без нарушения прав и свобод смежных землепользователей.
Схема расположения земельного участка общей площадью 2282 кв. м в границах кадастрового квартала "данные изъяты" (категория земель - земли населенных пунктов), расположенного в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами с содержанием домашнего скота и птицы (Ж-1Б), была утверждена постановлением администрации от 15 ноября 2018 года N
Постановление администрации от 15 ноября 2018 года N вынесено на основании свидетельства о государственной регистрации права от 13 января 2009 года "данные изъяты" и заявления Завгородней Л.Н.
Судом установлено, что данное постановление администрации исполнено в полном объеме.
В соответствии с требованиями пункта 5 постановления администрации от 15 ноября 2018 года N Завгородняя Л.Н. после осуществления государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" обратилась в управление имущественных отношений администрации с заявлением о заключении с ней соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель государственная собственность на которые не разграничена, предоставив при этом кадастровый паспорт земельного участка, схему расположения земельного участка, постановление администрации от 15 ноября 2018 года N, выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Администрация в оказании муниципальной услуги по заключению соответствующего соглашения о перераспределении земельных участков отказала, сообщив также об отмене ранее изданного постановления администрации от 15 ноября 2018 года N постановлением администрации от 27 февраля 2019 года N
Полагая свои права нарушенными, Завгородняя Л.Н. обратилась в суд с административным иском.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что постановление администрации от 27 февраля 2019 года N не конкретно, в нем не указано по какому основанию и в связи с нарушением какого закона отменяется ранее изданное постановление администрации 15 ноября 2018 года N. Также суд указал, что данное постановление затрагивает права и законные и интересы Завгородней Л.Н, а отменяющее его постановление администрации от 27 февраля 2019 года N 360 не содержит пункта об информировании Завгородней Л.Н.
С данными выводами судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда не согласилась, исходя из того, что земельный участок, предполагаемый к перераспределению, имеет доступ к землям общего пользования - береговая полоса, а в соответствии с подпунктом 26 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" определено, что к формируемому земельному участку должен быть обеспечен доступ - проход или проезд от земельных участков общего пользования, ширина которого не определена законом. В результате существует возможность образовать самостоятельный земельный участок с иным видом разрешенного использования, отвечающий требованиям градостроительного регламента, установленного для данной территориальной зоны из числа основных видов разрешенного использования.
Вместе с тем судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
Так, судом установлено, что спорный земельный участок площадью 2282 кв. м в границах кадастрового квартала "данные изъяты", расположенный в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами с содержанием домашнего скота и птицы (Ж-1Б) по адресу: "адрес" образован и поставлен на государственный кадастровый учет в соответствии с действующим законодательством и ранее изданным постановлением от 15 ноября 2018 года N 1923.
На государственный кадастровый учет земельный участок площадью 2282 кв. м поставлен 4 декабря 2018 года, что подтверждается сведениями об основных характеристиках объекта недвижимости от 5 декабря 2018 года, выданными ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю.
Решение Совета Динского сельского поселения N которым внесены изменения в Правила землепользования и застройки Динского сельского поселения Динского района издано 30 января 2019 года, то есть после того, как земельный участок площадью 2282 кв. м был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), определяющей порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 приведенного Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 данного Кодекса.
Основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков изложены в статье 39.29 ЗК РФ.
Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
В связи с тем, что администрация указывает на наличие свободного доступа к землям общего пользования, определением суда первой инстанции от 27 февраля 2020 года была назначена судебная землеустроительная экспертиза.
Согласно экспертному заключению "данные изъяты" 26 февраля 2021 года N, градостроительным зонированием территории Динского сельского поселения Динского района, утвержденной решением Совета Динского сельского поселения от 16 декабря 2013 года N (в редакции от 30 января 2019 года N), к участку, предполагаемому для перераспределения, не предусмотрены улицы, проезды. На схеме расположения земельного участка (или) земельных участков на кадастровом плане территории площадь части земель, государственная собственность на которые не разграничена, составляет 693 кв. м, для перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности, участка N 13, стоящего на учете в Едином государственном реестре недвижимости с уточненными границами и площадью 1589 кв. м, видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, категория земли - земли населенных пунктов. Площадь земельного участка, предполагаемого для перераспределения, согласно схеме на кадастровом плане территории - 2282 кв. м соответствует минимальным и максимальным размерам (300-20000 кв. м), согласно правилам землепользования и застройки и действующему законодательству сформировать самостоятельный земельный участок невозможно. С соблюдением действующего законодательства возможно только перераспределение земельного участка согласно схеме на кадастровом плане территории общей площадью 2282 кв. м с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, Динской район, ст. Динская, пер. Зеленый, 6.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что в письме администрации от 5 марта 2019 года N.01-08\876 об отказе в оказании муниципальной услуги по заключению соответствующего соглашения о перераспределении земельных участков указано формальное основание, не соответствующее нормам действующего законодательства. Данные действия административного ответчика не могут быть признаны законными и затрагивают права административного истца, поскольку к испрашиваемому земельному участку прохода (проезда) кроме как со стороны земельного участка административного истца не существует, данным участком Завгородняя Л.Н. пользуется на протяжении длительного времени.
При таких обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в обжалованном судебном акте, не соответствуют обстоятельствам административного дела и основаны на неправильном применении норм материального права.
В силу пункта 4 части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает апелляционное определение подлежащим отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 7 декабря 2021 года отменить, решение Динского районного суда Краснодарского края от 8 апреля 2021 года оставить в силе.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 15 сентября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.