Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, поступившую в суд первой инстанции 27 июня 2022 года, на решение Ростовского областного суда от 17 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 15 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Новочеркасска Ростовской области об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ростовской области N 11-26/2021-147.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Новочеркасска Ростовской области обратился в Ростовский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия) при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - Управление Росреестра по Ростовской области) от 13 июля 2021 года N 11-26/2021-147 (далее - решение от 13 июля 2021 года N 11-26/2021-147), которым по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Турботрон" (далее - ООО "Торговый Дом "Турботрон") кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости в размере 10857000 рублей.
Требования административным истцом обоснованы тем, что отчет об оценке земельного участка от 18 июня 2021 года N 02/06Н21, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Капитал" (далее также - отчет об оценке), выполнен с нарушением требований Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки, и не мог быть использован Комиссией при принятии оспариваемого решения об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Решением Ростовского областного суда от 17 ноября 2021 года заявленные требования удовлетворены. Решение Комиссии от 13 июля 2021 года N 11-26/2021-147 признано незаконным. Суд исключил из Единого государственного реестра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере 10857000 рублей, восстановив сведения о кадастровой стоимости в размере 21846205, 44 рублей; суд взыскал с Управления Росреестра по Ростовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Экспертное бюро оценки и консалтинга" (далее - ООО "Экспертное бюро оценки и консалтинга") расходы по оплате судебной экспертизы в размере 45000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 15 февраля 2022 года решение Ростовского областного суда от 17 ноября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе и в дополнениях к ней, поданных в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежит отмене, что обусловлено следующим.
Как следует из материалов административного дела, заинтересованное лицо ООО "Торговый Дом "Турботрон" на основании договора аренды от 27 февраля 2018 года N 18/014, заключенного с администрацией города Новочеркасска Ростовской области в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска Ростовской области, является арендатором земельного участка с кадастровым номером N площадью 7776 +/- 31 кв.м, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения автозаправочной станции для заправки легкового и грузового автотранспорта, расположенного по адресу: "адрес" (далее - земельный участок).
Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 4 февраля 2015 года в размере 21846205, 44 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 4 февраля 2015 года.
23 июня 2021 года представитель ООО "Торговый Дом "Турботрон" обратился в Комиссию с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости, представив в обоснование требований отчет об оценке от 18 июня 2021 года N 02/06Н21, выполненный оценщиком ООО "Капитал", и положительное экспертное заключение от 21 июня 2021 года N332/06-21 на указанный отчет об оценке, подготовленное экспертом саморегулируемой организации оценщиков Ассоциация "Межрегиональный союз оценщиков".
По результатам рассмотрения заявления ООО "Торговый Дом "Турботрон" от 23 июня 2021 года Комиссией установлено отличие кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N от рыночной стоимости на 50, 3 %, а так же соответствие оформления и содержания представленного отчета об оценке от 18 июня 2021 года N 02/06Н21 требованиям действующего законодательства, в связи с чем решением от 13 июля 2021 года N 11-26/2021-147 заявление о пересмотре кадастровой стоимости удовлетворено.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции была назначена судебная экспертиза.
Из заключения эксперта от 21 октября 2021 года N 965-Э/2021 следует, что отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе оценщиком допущены нарушения требований статьи 11 Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета; к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки нарушения не допускались; оценщиком допускались нарушения к отбору аналогов, к применению корректировок и иные нарушения, влияющие на определение итоговой величины рыночной стоимости; факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости частично определены не верно; ошибки при выполнении математических действий не допускались; информация, использованная оценщиком не является в полной мере достоверной, достаточной, проверяемой.
Вместе с тем, отвечая на второй вопрос, эксперт подтвердил итоговую величину рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 4 февраля 2015 года, определенную в отчете об оценке от 18 июня 2021 года N 02/06Н21.
Удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что в силу прямого указания нормативного правового акта, регламентирующего порядок рассмотрения споров о результатах кадастровой стоимости, на комиссию возложена обязанность проверки отчета об оценке на соответствие его требованиям Закона об оценочной деятельности, требованиям к его содержанию, к описанию информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки. В рассматриваемом случае принятый Комиссией для разрешения заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка отчет об оценке приведенным требованиям законодательства об оценочной деятельности, в том числе федеральных стандартов оценки не отвечает, не является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность рыночной стоимости земельного участка, соответственно, основанное на нем решение, оспариваемое в рамках настоящего административного спора, законным быть признано не может. Не имеет правового значения для разрешения настоящего административного дела факт нахождения рыночной стоимости земельного участка, установленной оценщиком в отчете об оценке, в пределах определенного экспертом стоимостного диапазона (от 10183139 рублей до 14062429 рублей), поскольку величина рыночной стоимости не подтверждена соответствующим допустимым доказательством.
Вместе с тем судами нижестоящих инстанций не учтено следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривается по общим правилам главы 22 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных главой 25 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), регулировавшего вопросы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости до вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" и продолжающего применяться в настоящее время к правоотношениям, связанным с государственной кадастровой оценкой (включая оспаривание ее результатов), начатой до указанного момента, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных Порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. N 263 (далее - Порядок создания и работы комиссии).
Пунктом 20 Порядка создания и работы комиссии на комиссию возложена обязанность проверки содержания и оформления отчета об оценке на соответствие его требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде.
В соответствии со статьей 12 Закон об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Учитывая, что достоверность итоговой рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 4 февраля 2015 года, определенная в отчете об оценке от 18 июня 2021 года N 02/06Н21, по результатам проведенной судебной экспертизы от 21 октября 2021 года N 965-Э/2021 подтверждена, материалы дела не содержат доказательств, что рыночная стоимость объекта недвижимости является иной, чем отражено в отчете об оценке от 18 июня 2021 года N02/06Н21, оснований для удовлетворения исковых требований не имелось.
Следовательно, принятые по делу судебные акты, основанные на неверном применении норм материального права, являются незаконными.
Рассматривая вопрос о судебных расходах, на основании статьи 111 КАС РФ с учетом разъяснений, изложенных в абзаце шестом пункта 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28, суд приходит к выводу, что судебные расходы подлежат взысканию с Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Новочеркасска Ростовской области.
ООО "Экспертное бюро оценки и консалтинга" представило финансово-экономическое обоснование стоимости проведенной экспертизы в размере 45 000 руб.
Размер оплаты, по мнению суда, определен экспертным учреждением обоснованно, с учетом степени сложности и объема проделанной работы, времени, объективно необходимого на проведение экспертного исследования и составление заключения. Названная сумма находится в пределах диапазона сложившихся цен на экспертные услуги подобного рода в регионе и подлежит взысканию в пользу экспертного учреждения.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, установив, что допущенные нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных актов, без отмены которых невозможно восстановление нарушенных прав и законных интересов Управления Федеральной службы государственной регистрации, считает необходимым их отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ростовского областного суда от 17 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 15 февраля 2022 года отменить.
По делу принять новое решение.
В удовлетворении административных исковых требований Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Новочеркасска Ростовской области отказать.
Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Новочеркасска Ростовской области в пользу ООО "Экспертное бюро оценки и консалтинга" оплату за проведенную судебную экспертизу в сумме 45 000 рублей.
Полный текст кассационного определения изготовлен 17 августа 2022 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. Шелудько Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.