Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Должиковой Н.И, поступившую в суд первой инстанции 30 июня 2022 года, на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 30 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Должиковой Н.И. к администрации города Евпатория Республики Крым, Евпаторийскому городскому совету о признании незаконными и отмене решений исполнительного комитета Евпаторийского городского совета.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя Должиковой Н.И. по доверенности Гульченко С.Г, представителя Малышевой Н.С. по доверенности Ким К.Р, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Должикова Н.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации города Евпатории Республики Крым, Евпаторийскому городскому совету о признании незаконным и отмене решений Евпаторийского городского совета.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26 ноября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 30 марта 2022 года оставлено без изменения решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26 ноября 2021 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Должикова Н.И. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, участвовала представитель Должиковой Н.И. по доверенности Гульченко С.Г, доводы кассационной жалобы поддержала, настаивала на отмене обжалуемых судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, участвовал представитель Малышевой Н.С. по доверенности Ким К.Р, доводам кассационной жалобы возражал, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о праве собственности на жилье от 14 апреля 1994 года Евпаторийским горсоветом на основании распоряжения от 14 апреля 1994 года N4/242-РП в общую долевую собственность передана квартира "адрес", общей площадью 49, 5 кв.м, в равных долях Малышеву Д.В, Малышевой А.Г, Малышеву В.Д.
08 августа 1997 года государственным нотариусом Евпаторийской государственной нотариальной конторы выдано Свидетельство о праве на наследство по закону наследникам имущества Малышевой А.Г, "данные изъяты": мужу Малышеву Д.В. на 1/4 долю наследственного имущества и дочери Маковецкой Н.Д. на 3/4 доли наследственного имущества, в том числе на 1/2 долю ввиду отказа в её пользу Малышева В.Д. и Малышева С.Д. Согласно Свидетельству наследственное имущество состоит из: 1/3 доли "адрес", состоящей в целом из двух жилых комнат, площадью 30, 1 кв, кухни, коридора, прихожей, санузла, общеполезной площадью 49, 5 кв.м, которая принадлежала наследодателю на основании Свидетельства о праве собственности на жильё, выданного Евпаторийским горсоветом 14 апреля 1994 года и зарегистрированного Евпаторийским БТИ 15 апреля 1994 года.
08 сентября 1998 года государственным нотариусом Первой Евпаторийской государственной нотариальной конторы выдано Свидетельство о праве на наследство по закону наследнику имущества Малышева Д.В, "данные изъяты": дочери Маковецкой Н.Д. на 1/2 долю наследственного имущества. Согласно Свидетельству наследственное имущество состоит из: 5/12 доли "адрес", состоящей в целом из двух жилых комнат, общей жилой площадью 30, 1 кв, кухни, уборной, коридора, прихожей, общей полезной площадью 49, 5 кв.м, что принадлежало наследодателю на основании Свидетельства о праве собственности на жилье, выданного Евпаторийским Горсоветом 14 апреля 1994 года по распоряжению от 14 апреля 1994 года N4/242-РП и Свидетельства о праве на наследство по закону, удостоверенного Первой Евпаторийской государственной нотариальной конторой 08 августа 1997 года по реестру 4-2216 и зарегистрированных в Евпаторийском БТИ 15 апреля 1994 года и 12 сентября 1997 года за N4142.
03 июля 2000 года государственным нотариусом 1-й Евпаторийской государственной нотариальной конторы выдано Свидетельство о праве на наследство по закону наследнику имущества Малышева В.Д, "адрес": его сестре Маковецкой Н.Д. Согласно Свидетельству наследственное имущество состоит из: 1/3 доли квартиры N 2, находящейся в городе Евпатории по улице Русской, в доме N 4, жилой площадью 30, 1 кв.м, общей площадью 49, 5 кв.м, принадлежавшей наследодателю на основании Свидетельства о праве собственности на жильё, выданного Евпаторийским горисполкомом 14 апреля 1994 года, зарегистрированного в БТИ 15 апреля 1994 года за реестром N 4142.
Решением исполнительного комитета Евпаторийского городского совета от 25 мая 2001 года N206 сняты с баланса управления жилищно-коммунального хозяйства приватизированные, малоэтажные, одноквартирные жилые дома фонда местного совета и переданы в распоряжение владельцев домов согласно Приложению N1 (в том числе дом по улице Русская).
Согласно договору-заказу Маковецкой на имя начальника БТИ о проведении текущей инвентаризации домовладения и правовой регистрации "адрес" от 05 сентября 2002 года, уполномоченным лицом 13 сентября 2002 года осуществлён выход на место и при обследовании домовладения установлено, что сарай лит. "З" увеличен по длине на 0, 80 м. (в пределах допуска). Выдана выкопировка для предоставления в ЖЭК о признании права пользования за квартирой N2 сарая лит. "З", т.к. он не был указан в "техническом паспорте при приватизации "адрес"
19 февраля 2002 года мастерами ТУ ЖЭО-2 в присутствии соседей, проживающих в "адрес", составлен Акт, согласно которому в пользовании Маковецкой Н.Д. находится сарай лит. "З" размерами 3, 23 х 3, 80 Указано, что настоящим сараем гр-ка Маковецкая Н.Д. пользуется с момента вступления в наследство, то есть с 1997 года, после смерти отца Малышева Д.В, проживавшего по указанному адресу с 1952 года.
По договору дарения доли квартиры, удостоверенного 01 октября 2002 года частным нотариусом Евпаторийского городского нотариального округа Фесенко А.В, Маковецкая Н.Д. подарила Малышеву С.Д. 1/3 идеальную долю "адрес" расположенной в по улице "адрес" Квартира, доля которой дарится и переходит в постоянное пользование и распоряжение Одаряемого после заключения настоящего договора, состоит из: литера "А" помещения N Общая площадь квартиры составляет 49, 5 кв.м, жилая - 30, 1 кв.м. В постоянное пользование и распоряжение Одаряемого переходит 1/3 идеальная доля вышеуказанной квартиры. 1/3 доля квартиры принадлежит Дарителю на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного государственным нотариусом 1-й Евпаторийской государственной нотариальной конторы 03 июля 2000 года за реестровым N976 и зарегистрированного Евпаторийским БТИ 04 августа 2000 года в реестровой книге N102 за регистрационным N4142.
На основании данного договора Евпаторийским МРБТИ 04 сентября 2003 года на имя Малышева С.Д. и Маковецкой Н.Д. выдано извлечение из Реестра прав собственности на недвижимое имущество, согласно которому на праве общей долевой собственности зарегистрировано за Малышевым С.Д. право собственности на 1/3 доли в квартире "адрес" и на 8/12 доли этой квартиры - за Маковецкой Н.Д.
05 сентября 2003 года между Малышевым С.Д. и Маковецкой Н.Д. заключён договор о порядке пользования квартирой, который нотариально удостоверен частным нотариусом Евпаторийского городского нотариального округа Соколовой Л.Н. Согласно договору в конкретное пользование Малышеву Станиславу Дмитриевичу поступает помещение N5 жилая комната жилой площадью 11, 5 кв.м, в конкретное пользование Маковецкой Н.Д. поступают помещения: N1 - прихожая, N2 - коридор, N3 - санузел, N4 - жилая комната жилой площадью 18, 6 кв.м, N6 - кухня. Данный договор сторонами зарегистрирован в Евпаторийском БРТИ, о чем сторонам договора выданы соответствующие извлечения о регистрации права собственности на недвижимое имущество.
02 сентября 2004 года между Маковецкой Н.Д. и Трушкиной (Должиковой) Н.И. составлен нотариально удостоверенный договор пожизненного содержания, согласно которому Маковецкая Н.Д, нетрудоспособная по возрасту, передает в собственность Трушкиной Н.И, а Трушкина Н.И. принимает в собственность 8/12 доли "адрес" и обязуется обеспечивать Отчуждателя (Маковецкую Н.Д.) содержанием и присмотром пожизненно. Согласно данному договору 8/12 доли квартиры в соответствии с извлечением из Реестра прав собственности на недвижимое имущество, выданного Евпаторийским городским бюро технической инвентаризации от 02 сентября 2004 года за N4621539, состоят из помещений: в лит. "А" N1 - прихожая, N2 - коридор, N3 - санузел, N4 - жилая комната, N6 - кухня, жилой площадью 18, 6 кв.м, общей площадью 38, 0 кв.м.
Таким образом, данным договором предусмотрен конкретный состав помещений, который перешёл в собственность Трушкиной Н.И. 02 сентября 2004 года.
Решением Евпаторийского городского суда АР Крым от 12 декабря 2005 года Малышев С.Д. признан собственником самовольно построенных: веранды лит. "Г" размером 2, 42 м х 3, 10 м и санузла лит. "У1" размером 2, 72 м х 1, 10 м, расположенных по адресу: город Евпатория, улица Русская, 4, кв. 2. Возложена на Евпаторийское МБРТИ обязанность провести соответствующую государственную регистрацию права собственности.
Решением Постоянно действующего Третейского суда при ассоциации "Закон и Правосудие" от 22 августа 2008 года удовлетворён иск Малышева С.Д. к КРП Бюро регистрации и технической инвентаризации города Евпатории" о признании права частной собственности на реконструированный объект недвижимого имущества и проведении государственной регистрации права собственности на построенный дом: признано право частной собственности Малышева С.Д. на объект недвижимого имущества, реконструированный и завершенный строительством жилой дом лит. "З", общей площадью 18, 4 кв.м, жилой площадью 8, 5 кв.м, расположенный по адресу: город Евпатория, улица Русская, д. 4, в целом и исключен из техпаспорта на квартиру N 2 сарай лит. "З"; возложена на Крымское республиканское предприятие "Бюро регистрации и технической инвентаризации города Евпатории" обязанность провести государственную регистрацию прав частной собственности на завершенный реконструкцией жилой дом лит. "З", состоящий из помещений: жилой комнаты площадью 8, 5 кв.м, кухни - 6, 6 кв.м, санузла - 2, 27 кв.м, кладовки - 1, 03 кв.м, общей площадью 18, 4 кв.м, и расположенный в городе Евпатории по улице Русская, N 4 за Малышевым С.Д. в целом.
На основании данного решения КРП "БРТИ города Евпатории" 17 сентября 2008 года зарегистрировано право собственности за Малышевым С.Д. на жилой дом лит. "З" по улице Русская, 4 в городе Евпатория.
Таким образом, Малышевым С.Д. одновременно производилась реконструкция принадлежащей ему 1/3 доли квартиры N 2, на которую ему согласно нотариально удостоверенному договору о порядке пользования квартирой приходилась лишь одна жилая комната.
Согласно выписке из Государственного реестра имущественных прав на недвижимое имущество о регистрации права собственности от 12 апреля 2013 года Регистрационной службой Евпаторийского городского управления юстиции АР Крым 11 апреля 2013 года зарегистрировано право собственности Малышева С.Д. на жилой дом площадью 18, 4 кв.м, жилой площадью 8, 5 кв.м, расположенный по адресу: Автономная Республика Крым, город Евпатория, улица Русская, д.4, на основании решения Постоянно действующего Третейского суда при ассоциации "Закон и правосудие", дело N2-50/08.
Решением Исполнительного комитета Евпаторийского городского совета от 14 июня 2013 года N382/1 Малышеву С.Д. разрешено переоборудование жилого дома "адрес" в квартиру, согласно техническому заключению N12/105-13-ТЗ, выполненному ЧП "Институт Крымгиинтиз", а также возложена обязанность на Заказчика до начала выполнения строительных работ заключить договор с КП "АТСО" на вывоз и утилизацию строительного мусора. На КРП "БРТИ города Евпатории" возложена обязанность внести изменения в технический паспорт жилого дома лит. "З" по улице Русской, 4.
Решением Исполнительного комитета Евпаторийского городского совета от 12 июля 2013 года N455/6 квартире в жилом доме лит. "З" общей площадью 18, 4 кв.м, жилой площадью - 8, 5 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", принадлежащей Малышеву С.Д, присвоен почтовый адрес: "адрес"
Определением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 25 февраля 2021 года по делу N13-6/2021 в полном объёме отменено решение Постоянно действующего третейского суда при ассоциации "Закон и Правосудие" от 22 августа 2008 года по делу N2-50/08 по иску Малышева С.Д. к КРП "БРТИ города Евпатории" о признании права частной собственности на завершенный реконструкцией объект недвижимого имущества, жилой дом в целом и проведении государственной регистрации прав собственности на указанное недвижимое имущество.
В соответствии с подпунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом N131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N131-ФЗ).
Согласно пункту 21 части 1 статьи 14 пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела в 2013 году на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым Исполнительный комитет Евпаторийского городского совета входил в структуру органа местного самоуправления.
В соответствии со статьёй 51 Закона, действовавшего в указанном году на территории Республики Крым, "О местном самоуправлении в Украине", исполнительный комитет совета являлся исполнительным органом городского совета, образовывался соответствующим советом на срок его полномочий, являлся юридическим лицом.
Согласно положениям статьи 59 названного закона, исполнительный комитет городского совета в пределах своих полномочий принимал решения. Решения исполнительного комитета принимались на его заседании большинством голосов от общего состава исполнительного комитета и подписывались городским головой. Согласно пункту 10 данной статьи, акты органов местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции или законам Украины признавались незаконными в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Республика Крым принята в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года N6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".
Согласно статье 26 Закона Республики Крым от 21.08.2014 N54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым", органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
В силу подпункта 5.2. пункта 5 решения Евпаторийского городского совета от 15.12.2014 N1-9/2 "О вопросах правопреемства", правопреемниками по делам, находящимся в процессе рассмотрения судебных органов, а также по делам находящимся в стадии исполнения, выступает Администрация города Евпатории Республики Крым - в отношении иных споров с органами местного самоуправления, действующими на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерации Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
С учётом принятого вышеуказанного нормативного правового акта представительного органа администрация города Евпатории является правопреемником актов, принятых исполнительным комитетом Евпаторийского городского совета.
Как следует из материалов дела, Исполнительный комитет Евпаторийского городского совета на момент принятия решения 14 июня 2013 года N382/1 "О разрешении Малышеву С.Д. переоборудования жилого дома лит. "З" "адрес"" руководствовался, в том числе, подпунктом 7 пункта "а" статьи 30, статьи 31 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине".
Подпунктом 7 пункта "а" статьи 30 данного Закона было предусмотрено, что к ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относятся: организация благоустройства населенных пунктов, привлечение на договорных началах с этой целью средств, трудовых и материально-технических ресурсов предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также населения; осуществление контроля за состоянием благоустройства, организации озеленения, охраны зеленых насаждений и водоемов, создание мест отдыха граждан.
Согласно положениям статьи 31 вышеуказанного закона, к ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относились:
а) собственные (самоуправляющиеся) полномочия; б) делегированные полномочия: 1) предоставление (получение, регистрация) документов, дающих право на выполнение подготовительных и строительных работ, осуществление государственного архитектурно-строительного контроля и принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов в случаях и в соответствии с требованиями, установленнымиЗаконом Украины "О регулировании градостроительной деятельности"; 2) организация работы, связанной с созданием и ведением градостроительного кадастра населенных пунктов; 3) осуществление в установленном порядке государственного контроля за соблюдением законодательства, утвержденной градостроительной документации при планировании и застройке соответствующих территорий; остановки в случаях, предусмотренных законом, строительства, которое проводится с нарушением градостроительной документации и проектов отдельных объектов, а также может причинить вред окружающей среде; 4) осуществление контроля за обеспечением надежности и безопасности зданий и сооружений независимо от форм собственности в районах, подвергающихся воздействию опасных природных и техногенных явлений и процессов; 5) организация охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры, архитектуры и градостроительства, дворцово-парковых, парковых и усадебных комплексов, природных заповедников; 6) решение в соответствии с законодательством споров по вопросам градостроительства; 7) осуществление государственного контроля за соблюдением договорных обязательств застройщиками, деятельность которых связана с привлечением средств физических лиц в строительство многоквартирных жилых домов.
Таким образом фактическим обоснованием при принятии Исполнительным комитетом Евпаторийского городского совета решения от 14 июня 2013 года N382/1 послужили следующие документы: материалы Межведомственной комиссии исполнительного комитета городского совета, протокол N5 от 23.05.2013 заседания Межведомственной комиссии исполнительного комитета городского совета, заявление Малышева С.Д.
Исполнительный комитет Евпаторийского городского совета на момент принятия решения 12 июля 2013 года N455/6 " О присвоении нового почтового адреса квартире в жилом доме лит. "З" по адресу: город Евпатория, улица Русская, 4" руководствовался, в том числе, подпунктом 10 пункта "б" статьи 30, статьями 37, 40 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине".
Подпунктом 10 пункта "б" статьи 30 данного Закона было предусмотрено, что к ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относится учёт в соответствии с законом объектов недвижимого имущества независимо от форм собственности.
К ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов принадлежат такие собственные полномочия: 1) подготовка и внесение на рассмотрение совета вопросов о наименовании улиц, переулков, проспектов, площадей, парков, скверов, мостов и других сооружений, расположенных на территории соответствующего населенного пункта; 2) подготовка и внесение на рассмотрение совета предложений по вопросам административно-территориального устройства в порядке и пределах полномочий, определенных законом (статья 37 Закона).
Исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов, кроме полномочий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляют и другие предоставленные им законом полномочия (статьи 40 Закона).
Фактическим обоснованием при принятии Исполнительным комитетом Евпаторийского городского совета решения от 12 июля 2013 года N455/6 послужили следующие документы: решение исполнительного комитета Евпаторийского городского совета решения от 14.06.2013 N382/1 "О разрешении Малышеву С.Д. переоборудования жилого дома лит. "З" по улице Русской, 4, в квартиру", решение Постоянно действующего третейского суда при ассоциации "Закон и Правосудие" от 22 августа 2008 года, заключение о присвоении нового почтового адреса от 26 июня 2013 года N13/35-5, выданное Крымским республиканским предприятием "Бюро регистрации и технической инвентаризации города Евпатории", технический паспорт КРП "БРТИ города Евпатории".
Исходя из вышеизложенного суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу о том, что оспариваемые решения приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции, в предусмотренной форме, при наличии на тот момент правового и фактического обоснования.
Как следует из материалов дела согласно сведения ЕГРН, 20 июля 2015 года на кадастровый учёт поставлен жилой дом площадью 18, 4 кв.м. по адресу: "адрес", кадастровый номер N, правообладатель - Малышев С.Д.
15 октября 2015 года на кадастровый учёт поставлена квартира жилой площадью 18, 4 кв.м. по адресу: "адрес", кадастровый номер N
Как усматривается из содержания административного искового заявления административный истец указывает на незаконное присвоение Малышевым С.Д. недвижимого имущества Должиковой Н.И. в виде сарая литер "З", то есть, фактически административный истец оспаривает зарегистрированное право собственности Малышева С.Д. на недвижимое имущество: часть жилого дома/квартиры, учитывая, что, как уже указывалось ранее, при осуществлении реконструкции жилого дома "адрес" Малышевым С.Д. одновременно производилась и реконструкция принадлежащей ему 1/3 доли "адрес", на которую ему согласно нотариально удостоверенному договору о порядке пользования квартирой приходилась жилая комната.
При изложенных обстоятельствах судами нижестоящих инстанций верно было указано, что оспариваемые решения органа местного самоуправления не создают административному истцу препятствий к защите своих, как она указывает, прав собственника на недвижимое имущество, поскольку не лишают Должикову Н.И. защиты нарушенного права на недвижимое имущество в порядке гражданского судопроизводства путём предъявления соответствующего иска.
Исходя из вышеизложенного суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований, поскольку отсутствуют правовые основания для признания оспариваемых решений незаконными и подлежащими отмене.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 30 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 08 сентября 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. Шелудько Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.