Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, поступившую в суд первой инстанции 07 июля 2022 года, на решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 05 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 28 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому Алексеева А.В. к министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, заместителю министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым Сплюхиной С.В. о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Алексеев А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, в котором просил признать решение Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, изложенное в письме за исх. N 4013/01-39/1 от 22.03.2021 об оставлении без рассмотрения заявления Алексеева А.В. по включению сведений об Объекте строительства "Туристическая база отдыха, район автокемпинга "Золотой пляж", Республика Крым, г. Феодосия. Склад для хранения туристического инвентаря" в Реестр неподнадзорных объектов - незаконным. Обязать министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым рассмотреть вопрос о включении сведений в Реестр неподнадзорных объектов капитального строительства сведения об объекте: "Туристическая база отдыха, район автокемпинга "Золотой пляж", Республика Крым, г. Феодосия. Склад для хранения туристического инвентаря" в течение 5 рабочих дней со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя от 05 октября 2021 года административное исковое заявление Алексеева А.В. удовлетворено.
Судом признано незаконным решение министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым изложенное в письме за исх. N 4013/01-39/1 от 22 марта 2021 года об оставлении без рассмотрения заявления Алексеева Алексея Викторовича по включению сведений об Объекте строительства "Туристическая база отдыха, район автокемпинга "Золотой пляж", Республика Крым, г. Феодосия. Склад для хранения туристического инвентаря" в Реестр неподнадзорных объектов.
Суд обязал министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым рассмотреть заявление Алексеева Алексея Викторовича о включении сведений в Реестр поднадзорных/неподнадзорных объектов капитального строительства сведения об объекте: "Туристическая база отдыха, район автокемпинга "Золотой пляж", Республика Крым, г. Феодосия. Склад для хранения туристического инвентаря" в течение 5 рабочих дней со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 28 февраля 2022 года оставлено без изменения решение Железнодорожного районного суда города Симферополя от 05 октября 2021 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Совета министров Республики Крым - Солохин С.С. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Удовлетворяя административные исковые требования суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что решение об оставлении заявления о включении сведений об объекте в Реестр поднадзорных/Реестр неподнадзорных объектов без рассмотрения является незаконным, поскольку уполномоченный орган не наделён таким правом действующим законодательством. При этом, оставляя без рассмотрения заявление Алексеева А.В. о включении сведений об объекте строительства в Реестр поднадзорных/Реестр неподнадзорных объектов, при наличии действующего права на выполнение строительных работ (декларации о начале выполнения строительных работ от 12 октября 2017 года с внесёнными в неё изменениями от 10 сентября 2019 года) в соответствующий Реестр, административным ответчиком во внесудебном порядке отменяется основание для регистрации права, что противоречит действующему законодательству.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Согласно материалам дела 29 сентября 2017 года Службой государственного строительного надзора Республики Крым зарегистрирована декларация о начале выполнения строительных работ "Туристическая база отдыха, район автокемпинга "Золотой пляж", г. Феодосия, Республика Крым. Склад для хранения туристического инвентаря".
Согласно выписке из ЕГРН от 26 декабря 2017 года ООО "Антонов" является правообладателем объекта незавершённого строительства со степенью готовности 90%, расположенного по адресу: Республика Крым, город Феодосия, район автокемпинга "Золотой пляж", площадью застройки 54, 8 кв.м. Документы - основания: договор аренды земельного участка N 377 от 01 февраля 2017 года, декларация о начале выполнения строительных работ N РК08117015582 от 12 октября 2017 года.
На основании пунктов 1.1, 1.2 договора передачи права (переуступки) аренды земельного участка от 09 февраля 2019 года, заключённого между ООО "Антонов" и Алексеевым А.В, последнему уступлены права и обязанности арендатора земельного участка по договору аренды N1123 от 24 октября 2018 года, на котором расположен объект незавершённого строительства с кадастровым номером N
26 марта 2020 года Алексеев А.В. обратился в Службу государственного строительного надзора Республики Крым с заявлением о внесении в Реестр поднадзорных/Реестр неподнадзорных объектов капитального строительства сведений относительно строительства объекта "Туристическая база отдыха, район автокемпинга "Золотой пляж", Республика Крым, г. Феодосия. Склад для хранения туристического инвентаря". Заявление получено и зарегистрировано Службой 31 марта 2020 года вх. N 2/688.
По результатам рассмотрения поданного заявления, письмом Службы государственного строительного надзора Республики Крым за N 2/688/исх. от 24 апреля 2020 года отказано во внесении сведений об объекте строительства в Реестр неподнадзорных объектов капитального строительства, в связи с представлением неполного пакета документов.
24 августа 2020 года от имени административного истца в адрес Службы государственного строительного надзора Республики Крым вновь направлены документы, необходимые для рассмотрения вопроса о включении сведений об объекте строительства в Реестр поднадзорных/Реестр неподнадзорных объектов капитального строительства, с указанием о направлении его в дополнение к заявлению от 26 марта 2020 года.
Рассмотрев указанное заявление, Служба государственного строительного надзора Республики Крым письмом от 4 сентября 2020 года исх. N 9164/01-38/1 разъяснила административному истцу, что при повторном обращении о включении объектов в Реестр поднадзорных/Реестр неподнадзорных объектов после устранения причин, послуживших основанием для отказа, заявление подаётся по форме, установленной в постановлении Совета министров Республики Крым N 51 (Приложение N1) и приобщение документов к ранее поданному заявлению не предусмотрено. Указано, что установленный законом срок направления заявления о включении сведений об объекте капитального строительства в Реестр поднадзорных/Реестр неподнадзорных объектов - до 01 сентября 2020 года, истёк. В случае продления срока подачи соответствующего заявления, такое заявление будет рассмотрено в кратчайшие сроки.
Во исполнение указанного письма, 26 октября 2020 года от имени административного истца направлено новое заявление о внесении сведений в Реестр поднадзорных/Реестр неподнадзорных объектов капитального строительства.
09 ноября 2020 года Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым рассмотрено заявление, поступившее 27 октября 2020 года, из которого следует, что, поскольку заявление подано до 30 октября 2020 года, действовавшим законодательством срок был установлен срок направления заявлений до 01 сентября 2020 года, в связи с чем, заявление оставлено без рассмотрения и рекомендовано подать заявление в установленный законодательством срок. Сведения о получении административным истцом указанного заявления отсутствуют.
10 марта 2021 года в Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым от имени административного истца подано заявление с просьбой сообщить о принятом решении в результате рассмотрения его заявления 26 октября 2020 года.
22 марта 2021 года Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым в адрес административного истца направлено письмо за исх. N 4013/01-39/1, из которого следует, что установленный законом срок направления заявлений о внесении сведений об объектах капитального строительства в Реестр поднадзорных/Реестр неподнадзорных объектов - до 31 декабря 2020 года. Заявление от 27 октября 2020 года оставлено без рассмотрения, поскольку на дату его поступления был установлен срок направления заявлений о внесении сведений об объектах капитального строительства в Реестр поднадзорных/Реестр неподнадзорных объектов до 1 сентября 2020 года.
Закон Республики Крым от 16 января 2015 года N 67-ЗРК/2015 "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым" (далее - Закон N 67-ЗРК/2015) регулирует особенности осуществления градостроительной деятельности в Республике Крым, отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, иным вопросам в сфере градостроительства и основывается на законодательстве Российской Федерации и Республики Крым.
Согласно статье 21 Закона N 67-ЗРК/2015 разрешительные и регистрационные функции в сфере градостроительной деятельности (выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, их регистрация) на территории Республики Крым осуществляются исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора.
Статьей 21.3 Закона N 67-ЗРК/2015 предусмотрено формирование реестра строящихся или реконструируемых объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на территории Республики Крым.
Частью 1 статьи 21.3 Закона N 67-ЗРК/2015 предусмотрен срок, до которого застройщики или технические заказчики строительства, реконструкции таких объектов, имеющие действующие документы, разрешающие строительство или реконструкцию таких объектов на территории Республики Крым, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами Республики Крым до 01 января 2015 года, государственными и иными официальными органами Республики Крым - до 31 декабря 2019 года, направляют в исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, заявление о включении сведений об объекте капитального строительства в реестр строящихся или реконструируемых объектов капитального строительства, строительство которых должно осуществляться под государственным строительным надзором (далее - Реестр поднадзорных объектов).
В редакции Закона N 67-ЗРК/2015 от 26 июня 2020 года такой срок был до 1 сентября 2020 года.
В редакции Закона N 67-ЗРК/2015 от 30 октября 2020 года - до 31 декабря 2020 года.
Частью 3 статьи 21.3 Закона N 67-ЗРК/2015 предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, в течение двадцати рабочих дней проводит проверку представленных документов на комплектность, на наличие правоустанавливающих документов на земельный участок и на соответствие документов, разрешающих строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, исходным данным на проектирование и виду разрешенного использования (целевому назначению) земельного участка, установленному градостроительной документацией на дату получения застройщиками (заказчиками) документов, указанных в части 2 статьи 21.2 настоящего Закона.
Согласно части 4 статьи 21.3 Закона N 67-ЗРК/2015 в случае соответствия представленных документов, указанных в части 2 настоящей статьи, условиям проверки, указанным в части 3 настоящей статьи, исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, в течение двадцати рабочих дней со дня получения заявления о включении сведений об объекте капитального строительства в Реестр поднадзорных объектов включает указанные сведения об объекте капитального строительства в Реестр поднадзорных объектов и уведомляет лицо, направившее указанное заявление, о включении таких сведений в Реестр поднадзорных объектов в порядке и способом, установленными Советом министров Республики Крым.
Положения части 5 статьи 21.3 Закона N 67-ЗРК/2015 предусматривают, что при выявлении несоответствия в представленных документах, указанных в части 2 статьи 21.2 настоящего Закона, документам, указанным в части 3 статьи 21.2 настоящего Закона, или виду разрешённого использования (целевому назначению) земельного участка, установленному градостроительной документацией на дату получения застройщиками или техническими заказчиками документов, указанных в части 2 статьи 21.2 настоящего Закона, исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, в течение двадцати рабочих дней со дня получения заявления о включении сведений об объекте капитального строительства в Реестр поднадзорных объектов уведомляет лицо, направившее указанное заявление, об отказе во включении сведений об объекте капитального строительства в Реестр поднадзорных объектов в порядке и способом, установленными Советом министров Республики Крым, с указанием причин такого отказа.
06 февраля 2020 года Советом министров Республики Крым было вынесено постановление N 51 "Об утверждении формы технического задания на проведение обследования технического состояния строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства и Порядка формирования Реестра поднадзорных объектов и Реестра неподнадзорных объектов" (вместе с "Порядком заполнения формы технического задания на проведение обследования технического состояния строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства") (далее - Постановление N 51).
Порядок формирования Реестра поднадзорных объектов и Реестра неподнадзорных объектов (далее - Порядок) разработан в целях реализации Закона N 67-ЗРК/2015 (пункт 1.1 Порядка).
Из пункта 1.2 Порядка следует, что Реестр поднадзорных объектов - это перечень сведений о документах, разрешающих строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, проектной документации, на основании которой Застройщиком либо техническим заказчиком были получены (зарегистрированы) документы до 21 марта 2014 года либо на основании которых были получены (зарегистрированы) документы в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым, устанавливающими особенности в сфере градостроительной деятельности, разрешающие строительство или реконструкцию объектов капитального строительства на территории Республики Крым, строительство (реконструкция) которых должно осуществляться при условии проведения государственного строительного надзора в соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).
Реестр неподнадзорных объектов - это перечень сведений о документах, разрешающих строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, проектной документации, на основании которой Застройщиком либо техническим заказчиком были получены (зарегистрированы) документы до 21 марта 2014 года либо на основании которых были получены (зарегистрированы) документы в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым, устанавливающими особенности в сфере градостроительной деятельности, разрешающие строительство или реконструкцию объектов капитального строительства на территории Республики Крым, строительство (реконструкция) которых должно осуществляться без проведения государственного строительного надзора в соответствии со статьёй 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Уполномоченный орган на включение сведений и формирование Реестра поднадзорных объектов и Реестра неподнадзорных объектов - Служба государственного строительного надзора Республики Крым (далее - Уполномоченный орган).
Указом Главы Республики Крым от 06 августа 2020 года N 256-У (далее - Указ) образовано Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым (пункт 1). Служба государственного строительного надзора Республики Крым упразднена (ликвидирована) с 10 сентября 2020 года (пункт 2).
В соответствии с пунктом 3 Указа, Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым переданы:
а) функции и полномочия Службы государственного строительного надзора Республики Крым, предусмотренные Положением о Службе государственного строительного надзора Республики Крым, утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N169;
б) функции и полномочия по реализации жилищной политики в Республике Крым, предусмотренные Положением о Министерстве строительства и архитектуры Республики Крым, утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N156.
Пунктом 4 Указа установлено, что Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым является правопреемником прав и обязанностей упраздняемой Службы государственного строительного надзора Республики Крым, включая обязательства, возникшие из заключенных соглашений и договоров, вопросы гарантий и компенсаций государственным гражданским служащим и иным работникам этого органа в соответствии с действующим законодательством, а также обязательства, возникшие в результате исполнения судебных решений.
Согласно пункту 2.3 Порядка, уполномоченный орган в течение 20 (двадцати) рабочих дней с момента регистрации заявления проводит проверку представленных документов, по результатам которой вносит сведения в Реестр поднадзорных объектов.
При этом нормы указанного Порядка после проверки представленных документов предусматривают следующие решения: внесение сведений в Реестр поднадзорных объектов либо отказ во внесении по предусмотренным законом основаниям.
Исходя из вышеизложенного суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу о том, что у административного ответчика отсутствовали правовые основания для оставления заявления административного истца о внесении в Реестр поднадзорных/Реестр неподнадзорных объектов капитального строительства без рассмотрения.
Вместе с тем так же необходимо отметить, что Закон Республики Крым от 30.10.2020 N121-ЗРК/2020 "О внесении изменений в Закон Республики Крым "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым" вступил в законную силу 02 ноября 2020 года. На момент вынесения ответа от 09 ноября 2020 года действовала новая редакция указанного закона, в соответствии с которой срок обращения установлен до 31 декабря 2020 года, следовательно, министерство не могло оставлять заявление без рассмотрения в связи с тем, что обращение подано за пределами срока.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 05 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 28 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 13 сентября 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. Шелудько Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.