Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Паламарчук А.Ю, поступившую в суд первой инстанции 20 июля 2022 года на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 26 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Паламарчук А.Ю. к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Сочи и администрации муниципального образования город Сочи о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснение представителя администрации муниципального образования город Сочи Харчева А.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Паламарчук А.Ю. обратился в суд с административным иском к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, в котором просил признать незаконным отказ административного ответчика в выдаче разрешения на строительство сблокированного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес" а также просил возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенное нарушение прав административного истца путем обязания выдать разрешение на строительство сблокированного жилого дома площадью застройки 547, 4 квадратных метров и общей площадью 973, 92 квадратных метров (площадь межблочных стен 39, 2 кв.м).
Решением Хостинского районного суда г. Сочи от 27 октября 2021 года административные исковые требования Паламарчук А.Ю. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным Краснодарского краевого суда от 26 мая 2022 года решение Хостинского районного суда г. Сочи от 27 октября 2021 года отменено. По делу вынесено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Паламарчук А.Ю. просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель администрации муниципального образования город Сочи Харчев А.С. доводам кассационной жалобы возражал, просил оставить апелляционное определение без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене, что обусловлено следующим.
Как следует из материалов дела Паламарчук А.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" площадью 1690 кв.м.
Административный истец неоднократно обращался к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство сблокированного жилого дома на указанном земельном участке общей площадью 547, 4 кв.м, который состоит из 9 блоков, этажностью в 2 этажа, однако в выдаче разрешения на строительство административным ответчиком неоднократно отказывалось.
Последний отказ в выдаче разрешения на строительство датирован 30 июля 2021 года.
Согласно отказа в выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства от 30 июля 2021 года N23499517 следует, что в представленных документах отсутствует раздел "Противооползневые работы"; по мнению департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сочи проектируемый жилой дом, состоящий из девяти блоков, является многоквартирным; отсутствует информация о возможности подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения каждого автономного блока отдельно с установкой индивидуальных приборов учета; отсутствуют гостевые автостоянки и не предусмотрены площадки дворового благоустройства.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что возводимый жилой дом, является многоквартирным домом. Также сделал вывод о том, что в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 1 сентября 2014 года N540 каждый блок жилого дома блокированной застройки должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном непосредственно для его использования. А также указал, что из технических условий ОАО "Кубаньэнерго" N07-03/СМ0214-20 от 17 декабря 2020 года, технических условий МУП города Сочи "Водосток" N1.1-13/8063 от 11 ноября 2020 года не следует, что имеется возможность подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения каждого автономного блока отдельно с установкой индивидуальных приборов учета.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 данной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с названным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
Согласно части 7 статьи 51 ГрК Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 статьи 51 ГрК РФ федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр.
Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, в том числе, необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка;
в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения;
г) проект организации строительства объекта капитального строительства;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 названного Кодекса), в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 названного Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 названного Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 названного Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 названного Кодекса;
4.2) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 названного Кодекса, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с названным Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 названного Кодекса.
На основании части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 данной статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 данной статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. В случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство также является отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории застройки или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с названным Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации).
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 ГрК РФ).
В соответствии пунктом 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: дома блокированной застройки в случае, если количество этажей в таких домах не превышает трех, при этом количество всех домов блокированной застройки в одном ряду не превышает десяти и их строительство или реконструкция осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Как следует из материалов дела возводимый дом блокированной застройки состоит из 9 домов блокированной застройки в одном ряду и количество этажей составляет два.
В соответствии пунктом 40 статьи 1 ГрК РФ дом блокированной застройки - жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок.
В соответствии с частью 6 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) многоквартирным домом признается здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 настоящего Кодекса. Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома.
В соответствии с пунктами 1-3 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также не принадлежащие отдельным собственникам машино-места;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Как следует из проектной документации, возводимые дома являются жилыми домами блокированные с другими жилыми домами в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок, а не многоквартирным домом.
Тот факт, что дома блокированной застройки имеют самостоятельные выходы на единый земельный участок, не приравнивает их к многоквартирному дому, так как земельный участок действительно ответен к общему имуществу многоквартирного дома, однако он отнесен к пункту 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 12.02.2021 N 68 "О признании утратившими силу приказов Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540, от 30 сентября 2015 г. N 709, от 6 октября 2017 г. N 547, от 4 февраля 2019 г. N 44 и пункта 1 изменений, которые вносятся в некоторые приказы Минэкономразвития России в части совершенствования правового регулирования в сфере ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 9 августа 2018 г. N 418" признано утратившими силу приказ Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
В связи с этим суд апелляционной инстанции не обоснованно при вынесении решения основывался Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 1 сентября 2014 года N540.
В соответствии Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412, действовавшем на момент возникших правоотношений (30 июля 2021 года), блокированная жилая застройка - размещение жилого дома, блокированного с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющего отдельный выход на земельный участок.
Как Градостроительный кодек Российской Федерации (пункт 40 статьи 1) так и Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 не устанавливает требование, что каждый дом блокированной застройки должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном непосредственно для его использования.
Как следует из отчета по результатам инженерно-геологических изысканий и архивным материалов на земельном участке, в разделе 4 Конструктивные и объемно-планировочные решения (Текстовая часть) в пункте А "Сведения о топографических, инженерно-геологических, гидрогеологических, метеорологических и климатических условиях земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства" указано, что "В процессе сбора и анализа материалов изысканий прошлых лет выявлено, что в изучаемом районе проводились как инженерно-геологические изыскания, так и изучение неблагоприятных физико-геологических процессов с целью фиксации изменений в геологической среде и изучения динамики развития оползней. Исследования проводились в разные годы различными организациями. В последние 8-14 лет на соседних территориях были выполнены геологические изыскания разными организациями как под индивидуальную застройку, так и под площадную застройку. Были пробурены скважины, в основном, глубиной от 10, 0-15, 0 до 20, 0-30, 0 м. с отбором проб грунта и воды для лабораторных исследований. Непосредственно на участке изыскания не проводились. Имеющиеся материалы прошлых лет использовались для отслеживания динамики изменения геологической среды под влиянием техногенных воздействий.
В разделе 4 Конструктивные и объемно-планировочные решения (Текстовая часть) в пункте О "Описание инженерных решений и сооружений, обеспечивающих защиту объекта капитального строительства, а также персонала (жителей) от опасных и техногенных процессов" указано, что оползневые процессы сдерживаются фундаментом возводимого объекта. Рельеф восстанавливается откосами с заложением 1:2 и засаживанием кустарником. Дополнительных противооползневых не требуется. К числу опасных природных процессов относится количество ливневых вод, превышающее среднесуточные значения в несколько раз в неблагоприятные периоды года. Для предотвращения негативного воздействия этого фактора, в проекте предусмотрена организация системы ливнестоков с последующей очисткой в локальных сооружениях (ЛОC) и отведением бетонных лотков городской ливневой канализации. Воздействие сейсмических процессов нейтрализуется свайным фундаментом и монолитным железобетонным каркасом.
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемый судебный акт приведенным требованиям не соответствуют, поскольку предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств дела, судом апелляционной инстанции не выполнены.
При таких данных судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного решения, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отмене апелляционного определения с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду необходимо принять во внимание изложенное выше, разрешить дело в соответствии с требованиями процессуального закона, нормами материального права, а также с соблюдением прав, свобод и законных интересов сторон.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 26 мая 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 22 сентября 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. Шелудько Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.