Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Республики Адыгея Шевченко И.С, поступившее в суд первой инстанции 13 июля 2022 года, на решение Тахтамукайского районного суда от 14 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 05 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению врио начальника ФКУ "Исправительная колония N 2" УФСИН России по Республике Адыгея к Боваеву А.Б. об установлении административного надзора.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения прокурора третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Давыдова А.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
врио начальника ФКУ "Исправительная колония N 2" УФСИН России по Республике Адыгея обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора с административными ограничениями в отношении Боваева А.Б, отбывающего наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Адыгея.
Решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от14сентября 2021 года административное исковое заявление удовлетворено.
Судом установлен административный надзор в отношении БоваеваА.Б, "данные изъяты", освобождаемого из мест лишения свободы 19.10.2021г. на срок 10 лет, исчисляя срок со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Судом установлен в отношении Боваева Арслана Борисовича, 15.04.1979 года рождения, следующие ограничения:
1) Запретить выезд за пределы административных границ района по месту регистрации либо пребывания без разрешения органа внутренних дел по месту регистрации либо пребывания;
2) Запретить посещение мест проведения массовых мероприятий, и участвовать в этих мероприятиях;
3) Запретить пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом его жительства либо пребывания, с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут утра каждых суток;
4) 2 раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от05апреля2022года оставлено без изменения решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от14сентября 2021 года.
В кассационном представлении, поданном в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, прокурор Республики Адыгея Шевченко И.С. просит изменить решение суда первой и апелляционной инстанции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции участвовал прокурор третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Давыдов А.А, поддержал доводы кассационного представления, настаивал на изменении решения суда первой и апелляционной инстанции.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно материалам дела, приговором Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 июня 2013 года Боваев А.Б. осужден за совершение преступлений, предусмотренных пунктом " "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации на срок 9 лет и 6 месяцев без штрафа и ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Калмыкия от 13 августа 2013 года приговор Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 июня 2013 года изменен в части назначенного Боваеву А.Б. наказания и срок лишения свободы определен в 9 лет 2 месяца.
Как следует из материалов дела, осужденный Боваев А.Б. прибыл в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Адыгея 19 сентября 2013 года из СИЗО N 2 УФСИН России по Республике Калмыкия.
Из материалов дела так же усматривается, что осужденный Боваев А.Б. трудоустроен не был, обучение в профессиональном училище не проходил, в общественной жизни колонии и отряда участия не принимал, поощрений не имел.
Согласно материалам дела, из Справки о поощрениях и взысканиях на осужденного от 01 сентября 2021 года следует, что Боваев А.Б. поощрений не имеет, 86 раз привлекался к взысканиям, 58 из которых погашены, 25 являются действующими. Так же из указанной Справки усматривается, что Боваев А.Б. 30 октября 2015 года и 22 декабря 2017 года признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Исходя из вышеизложенного суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу о том, что совершеннолетний административный ответчик имеет непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления, в период отбывания наказания в местах лишения свободы дважды признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и в отношении него должен быть установлен административный надзор по основанию, предусмотренному пунктом 1 части первой статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Оснований не соглашаться с данными выводами судов не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены Федеральным законом от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Вместе с тем решение суда первой инстанции подлежит изменению в части установления срока административного надзора в отношении БоваеваА.Б. на 10 лет.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении: лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении: лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Исходя из приведенных норм в отношении Боваева А.Б, осужденного за совершение особо тяжкого преступления, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного им преступления, его поведения за весь период отбывания наказания, а также иных заслуживающих внимание обстоятельств, подлежал установлению административный надзор на срок 3 года в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в связи с чем решение суда первой и апелляционной инстанции в указанной части подлежит изменению с установлением административного надзора в отношении Боваева А.Б. на срок 3 года.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4 Федерального закона от06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение выезда за установленные судом пределы территории.
Согласно разъяснениями, данным в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Вместе с тем, как следует из обжалуемых решения Тахтамукайского районного суда от 14 сентября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 04 апреля 2022 года наряду с другими административными ограничениями Боваеву А.Б. так же был установлен запрет выезда за пределы административных границ района по месту регистрации либо пребывания без разрешения органа внутренних дел по месту регистрации либо пребывания.
При этом наименование субъекта Российской Федерации или муниципального образования, границы которого не разрешается покидать административному ответчику в период действия административного надзора, судами указаны не были.
Исходя из вышеизложенного, изменению так же подлежат решение суда первой и апелляционной инстанции в указанной части с указанием на наименования субъекта Российской Федерации - города Элисты Республики Калмыкия, границы которого не разрешается покидать административному ответчику в период действия административного надзора.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Суды нижестоящих инстанций, устанавливая в отношении БоваеваА.Б. административное ограничение в виде обязательной явки в орган внутренних дел для регистрации, не указали на возможность явки для обязательной регистрации, в том числе по месту фактического нахождения.
Таким образом, изменению так же подлежат решение суда первой и апелляционной инстанции в указанной части с установлением обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения два раза в месяц для регистрации.
В связи с изложенным судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда первой и апелляционной инстанции не передовая дело на новое рассмотрение, уточнив административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре в отношении Боваева А.Б.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тахтамукайского районного суда от 14 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 05 апреля 2022 года изменить, изложив абзацы 2 и 3 резолютивной части в следующем виде:
Установить административный надзор в отношении Боваева Арслана Борисовича "данные изъяты", освобождаемого из мест лишения свободы 19.10.2021 г. на срок 3 года, исчисляя срок со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по месту регистрации, пребывания или фактического местонахождения;
- запретить выезд за пределы административных границ города Элисты Республики Калмыкия без разрешения органа внутренних дел по месту регистрации, пребывания или фактического местонахождения;
- обязательная явка в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения два раза в месяц для регистрации.
В остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 19 сентября 2022года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. Шелудько
Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.