Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Позднякова Н.А. по доверенности Остапченко Л.А, поступившую в суд первой инстанции 17 июля 2022 года, на решение Северского районного суда Краснодарского края от 30 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Позднякова Н.А. к администрации муниципального образования Северский район и прокуратуре Краснодарского края о признании незаконным и отмене постановления администрации муниципального образования Северский район от 15 сентября 2020 года N 1346 "Об отмене постановления администрации муниципального образования Северский район от 23 января 2020 года N 72 "Об утверждении Н.А. Позднякову схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенной в станице "адрес"", признании незаконным и отмене отказа администрации муниципального образования Северский район от 15 октября 2020 года N 01-17/9159 о внесении изменений в постановление от 23 января 2020 года N 72 "Об утверждении Н.А. Позднякову схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенной в станице "адрес"" и утверждении внесенных изменений, признании незаконным и отмене протеста прокурора Северского района от 19 августа 2020 года N07-02-2020/9344.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя администрации муниципального образования Северский район - Соляник К.В, представителя Позднякова Н.А. - Остапченко Л.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Поздняков Н.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Северский район и прокуратуре Краснодарского края о признании незаконным и отмене постановления администрации муниципального образования Северский район от 15 сентября 2020 года N 1346 "Об отмене постановления администрации муниципального образования Северский район от 23 января 2020 года N 72 "Об утверждении Н.А. Позднякову схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенной в станице "адрес"", признании незаконным и отмене отказа администрации муниципального образования Северский район от 15 октября 2020 года N 01-17/9159 о внесении изменений в постановление от 23 января 2020 года N 72 "Об утверждении Н.А. Позднякову схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенной в станице "адрес"" и утверждении внесенных изменений, признании незаконным и отмене протеста прокурора Северского района от 19 августа 2020 года N07-02-2020/9344.
Решением Северского районного суда Краснодарского края от 30 декабря 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 мая 2022 года оставлено без изменения решение Северского районного суда Краснодарского края от 30 декабря 2021 года.
В кассационной жалобе и дополнениям к ней, поданным в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Позднякова Н.А. по доверенности Остапченко Л.А. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение, которым удовлетворить административные исковые требования.
От представителя администрации муниципального образования Северский район - Соляник К.В. поступили возражения, в которых представитель выражает несогласие с доводами кассационной жалобы, просит оставить без изменения решение суда первой и апелляционной инстанции, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Позднякова Н.А. - Остапченко Л.А. доводы кассационной жалобы поддержала, настаивала на отмене обжалуемых судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель администрации муниципального образования Северский район - Соляник К.В. доводам кассационной жалобы возражал, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений не нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Поздняков Н.А. на основании договора купли-продажи от 29 ноября 2019 года является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 748+/-19 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования земельного участка "личное подсобное хозяйство", расположенного по адресу: "адрес"
Указанный земельный участок образован 17 июня 2011 года при разделе собственником Матюха П.М. земельного участка с кадастровым номером N площадью 2500 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", на два самостоятельных земельных участка: 1) площадью 1752 кв.м, по адресу: "адрес"; 2) площадью 748 кв.м, по адресу: "адрес"
Постановлением администрации муниципального образования Северский район от 23 января 2020 года N 72 "Об утверждении Н.А. Позднякову схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в станице "адрес"" утверждена представленная Поздняковым Н.А. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 4918 кв.м. (земли населенных пунктов), расположенного в станице "адрес", образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N, площадью 748 кв.м, находящегося в собственности Позднякова Н.А. с земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, площадью 4170 кв.м, находящимся в кадастровом квартале N, территориальная зона - зона индивидуальной усадебной жилой застройки (Ж-1). Образованному земельному участку, площадью 4918 кв.м. установлен адрес: "адрес", вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
19 августа 2020 года прокурором Северского района Жуком М.С. внесен протест на постановление администрации муниципального образования Северский район от 23 января 2020 года N 72 "Об утверждении Н.А. Позднякову схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в "адрес"" N 07-02-2020/9344, в котором содержится требование отменить постановление администрации муниципального образования Северский район от 23 января 2020 года N 72 "Об утверждении Н.А. Позднякову схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в станице "адрес"
В обоснование протеста указано, что в результате проведенной проверки на основании обращения Терентьевой Н.В, в том числе с выездом по месту нахождения указанного земельного участка, установлено, что земельный участок из земель неразграниченной собственности, перераспределенный указанным постановлением администрации от 23 января 2020 года N 72, имеет свободный доступ и проезд (заезд) со стороны улицы Черноморской (пер. Черноморский) между границами земельных участков с кадастровыми номерами N Из графической части межевого плана земельного участка с кадастровым номером N, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером N на два участка, следует, что доступ к земельному участку обеспечивается через земли общего пользования. При этом, учитывая расположение указанного участка на кадастровом плане территории, следует, что доступ к нему обеспечивается со стороны "адрес" между границами земельных участков с кадастровыми номерами N поскольку смежные земельные участки Позднякову Н.А. на праве собственности не принадлежат, сервитуты не устанавливались. Таким образом, у органа местного самоуправления имеется возможность сформировать в границах перераспределенного земельного участка самостоятельные земельные участки без нарушения требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. Прокурор пришел к выводу о том, что постановление администрации от 23 января 2020 года N 72 принято с нарушением требований закона, в связи с чем подлежит отмене.
Постановлением главы муниципального образования Северский район Джарима А.Ш. от 15 сентября 2020 года N 1346 отменено постановление администрации муниципального образования Северский район от 23 января 2020 года N 72 "Об утверждении Н.А. Позднякову схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в "адрес"".
Поздняков Н.А. обратился в администрацию муниципального образования Северский район с заявлением о внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Северский район от 23 января 2020 года N 72 "Об утверждении Н.А. Позднякову схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в станице "адрес"
Ответом заместителя главы администрация муниципального образования Северский район (начальника финансового управления) Витковской Г.В. от 15 октября 2020 года N01-17/9159 Позднякову Н.А. сообщено, что во исполнение протеста прокуратуры Северского района от 19 августа 2020 года N07-02-2020/934 администрацией муниципального образования Северский район вынесено постановление от 15 сентября 2020 года N 1346 "Об отмене постановления администрации муниципального образования Северский район от 23 января 2020 года N 72 "Об утверждении Н.А. Позднякову схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в станице "адрес"
Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" наделяет прокуратуру специальными полномочиями, необходимыми для выполнения возложенных на нее функций. Реализация данных полномочий является исключительной прерогативой органов прокуратуры, работники которой несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом N131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N131-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Действие муниципального правового акта, не имеющего нормативного характера, незамедлительно приостанавливается принявшим (издавшим) его органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления в случае получения соответствующего предписания Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации об уполномоченных по защите прав предпринимателей. Об исполнении полученного предписания исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления или должностные лица местного самоуправления обязаны сообщить Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в трехдневный срок, а представительные органы местного самоуправления - не позднее трех дней со дня принятия ими решения.
Согласно пункту 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
На основании пунктов 8, 13, 15 и 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно подпункту 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
При изложенных обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу о том, что оспариваемые постановление администрации муниципального образования Северский район от 15 сентября 2020 года N 1346, отказ администрации муниципального образования Северский район от 15 октября 2020 года и протест прокуратуры Северского района от 19 августа 2020 года N 07-02-2020/9344 приняты компетентными должностными лицами в пределах предоставленных полномочий с соблюдением установленной процедуры и не противоречит требованиям действующего законодательства, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Исходя из вышеизложенного суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований, поскольку в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 11.9, подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.28 и подпунктов 8 и 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации у органа местного самоуправления имеется возможность сформировать в границах испрашиваемого путем перераспределения земельного участка самостоятельные земельные участки без нарушения требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, однако административным истцом не представлено суду относимых и допустимых доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые он ссылается как на основание административных исковых требований.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Северского районного суда Краснодарского края от 30 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 13 сентября 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. Шелудько Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.