Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Монмаря Д.В.
рассмотрела кассационную жалобу ОМВД России по Раздольненскому району на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 14 марта 2022 года по административному делу по административному иску администрации Раздольненского района Республики Крым к главному государственному инспектору безопасности дорожного движения ОМВД России по Раздольненскому району Хилько И.В, ОМВД России по Раздольненскому району, Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения по Республики Крым, МВД по Республики Крым об оспаривании представлений.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
администрация Раздольненского района Республики Крым обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным и отменить полностью представления главного государственного инспектора дорожного движения ОМВД России по Раздольненскому району Хилько И.В от 4 августа 2021 года N, от 5 августа 2021 года N об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности.
Требования административного иска мотивированы тем, что оспариваемыми предписаниями на администрацию Раздольненского района Республики Крым безосновательно возлагаются обязанности выполнить действия, выходящие за пределы ее полномочий.
Решением Раздольненского районного суда Республики Крым от 24 ноября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 14 марта 2022 года решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 24 ноября 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым требования административного иска удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 19 июля 2022 года, ОМВД России по Раздольненскому району (далее - ОМВД) ставит вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного, принятого с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, работы по осуществлению дорожной деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог местного значения в границах городского округа относятся к полномочиям органом местного самоуправления городского округа и выполнение работ, связанных с содержанием автомобильных дорог местного значения в границах Раздольенского района, является вопросом местного значения Раздольненского района.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для удовлетворения судом административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти или должностного лица, суд должен установить совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Из материалов дела видно, что главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по Раздольненскому району Хилько И.В. было проведено обследование соответствующих объектов и в адрес главы администрации Раздольненского района Республики Крым вынесены оспариваемые представления.
Согласно представлению от 4 августа 2021 года N в ходе обследования по "адрес" (нерегулируемый пешеходный переход в зоне МБОУ " "данные изъяты"") установлено, что на подъездном пути к образовательному учреждению отсутствует пешеходный переход, обустроенный в соответствии с требованиями национальных стандартов Российской Федерации (т. 1, л. д. 40 - 44).
Из представления от 4 августа 2021 года N следует, что в ходе обследования по "адрес" (нерегулируемый пешеходный переход в зоне МБОУ " "данные изъяты"") установлено, что на подъездном пути к образовательному учреждению отсутствует пешеходный переход, обустроенный в соответствии с требованиями национальных стандартов Российской Федерации (т. 1, л. д. 35 - 39).
В представлении от 4 августа 2021 года N указано, что в ходе обследования в "данные изъяты" установлены недостатки по ул. Мира, а именно: дорожный знак 3.28 "Стоянка запрещена" имеет дефекты целостности лицевой поверхности; отсутствуют знаки 3.24 (20) "Ограничение максимальной скорости", ограничена видимость дорожных знаков зелеными насаждениями, светофор типа Т.7 находится в неисправном состоянии; не в полном объеме установлены пешеходные ограждения; отсутствуют тротуары; по "адрес" а именно: ограничена видимость дорожных знаков зелеными насаждениями, светофор типа Т.7 находится в неисправном состоянии, отсутствует освещение на пешеходном переходе; по "адрес" а именно - не в полном объеме установлены дорожные знаки 1.23 "Дети", установленные дорожные знаки 1.23 "Дети" имеют дефекты в виде положения знака, отсутствуют пешеходные ограждения, отсутствуют тротуары, светофор типа Т.7 находится в неисправном состоянии, установленный дорожный знак 3.24 (20) "Ограничение максимальной скорости" имеет повреждения (т. 1, л. д. 45 - 50).
Согласно представлению от 4 августа 2021 года N в ходе обследования по "адрес" (нерегулируемый пешеходный переход в зоне МБОУ " "данные изъяты"") установлено, что не в полном объеме установлены дорожные знаки 1.23 "Дети", ограничена видимость дорожных знаков зелеными насаждениями, отсутствуют знаки 3.24 (20) "Ограничение максимальной скорости", 3.23 (20) "Конец зоны ограничения максимальной скорости", отсутствует освещение на пешеходном переходе, светофор типа Т.7 находится в неисправном состоянии (т. 1, л. д. 51 - 55).
Из представления от 5 августа 2021 года N следует, что в ходе обследования по "адрес" (нерегулируемый пешеходный переход в зоне МБОУ " "данные изъяты"") установлено, что отсутствуют знаки 3.24 (20) "Ограничение максимальной скорости", ограничена видимость дорожных знаков зелеными насаждениями, светофор типа Т.7 находится в неисправном состоянии, отсутствуют тротуары с правой стороны проезжей части, отсутствует освещение на пешеходном переходе, дорожные знаки не продублированы разметкой на проезжей части, отсутствуют дорожные знаки 3.25 (20) "Конец ограничения максимальной скорости" (т. 1, л. д. 56 - 60).
Также в представлениях указано, что неустановленным лицом, ответственным за эксплуатационное состояние и соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании и обслуживании данной дороги, не соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения, в нарушение пункта 13 "Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения", утвержденных постановлением Совета министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N. Главе администрации Раздольненского района Республики Крым предложено принять все зависящие от него меры по устранению указанных недостатков в соответствии с требованиями национальных стандартов Российской Федерации. В случае непринятия мер по устранению причин и условий, способствующих реализации угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, в том числе реализации угрозы безопасности дорожного движения, указанных в данном представлении, глава администрации Раздольненского района Республики Крым может быть подвергнут административному наказанию в соответствии с частями 27, 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На указанные представления администрация Раздольненского района Республики Крым письмами от 6 августа 2021 года N в адрес главного государственного инспектора безопасности дорожного движения ОМВД России по Раздольненскому району Хилько И.В. сообщила, что автомобильная дорога по "адрес" является собственностью администрации Ковыльненского сельского поселения и находится на его балансе, автомобильная дорога по "адрес" является собственностью администрации Кукушкинского сельского поселения и находится на его балансе, автомобильные дороги по "адрес" является собственностью администрации Ручьевского сельского поселения и находится на его балансе, автомобильная дорога по "адрес" является собственностью администрации Славянского сельского поселения и находится на его балансе, автомобильная дорога по "адрес" является собственностью администрации Славянского сельского поселения и находится на его балансе (т. 1, л. д. 61 - 70).
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска, поскольку обязанность по содержанию спорных дорог действующим законодательством отнесена именно к компетенции администрации Раздольненского района Республики Крым.
Судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым не согласилась с данными выводами, указав на их несоответствие обстоятельствам административного дела.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 части 1 и части 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, отнесены к полномочиям муниципальных районов.
В силу части 4 статьи 15 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
4 июня 2014 года Государственным Советом Республики Крым принят закон Республики Крым от 5 июня 2014 года N 15-ЗРК "Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым", согласно частям 1, 3 статьи 11 которого решено наделить муниципальное образование Раздольненский район статусом муниципального района и определить его административным центром поселок городского типа Раздольное. Установить перечни населенных пунктов в сельских поселениях, входящих в состав муниципального образования Раздольненский район: Новоселовское сельское поселение: поселок городского типа Новоселовское, село Северное; Раздольненское сельское поселение: поселок городского типа Раздольное; Березовское сельское поселение: село Березовка, село Нива, село Ульяновка; Ботаническое сельское поселение: село Ботаническое, село Кумово, село Червоное; Зиминское сельское поселение: село Зимино, село Воронки, село Красноармейское, село Овражное; Ковыльновское сельское поселение: село Ковыльное, село Ветрянка, село Волочаевка, село Молочное, село Сенокосное; Кукушкинское сельское поселение: село Кукушкино, село Огни; Ручьевское сельское поселение: село Ручьи, село Огородное, село Камышное, село Коммунарное, село Максимовка, село Федоровка; Серебрянское сельское поселение: село Серебрянка, село Бахчевка, село Каштановка, село Орловка, село Соколы, село Чехово; Славновское сельское поселение: село Славное, село Котовское, село Рылеевка, село Стерегущее; Славянское сельское поселение: село Славянское, село Аврора; Чернышевское сельское поселение: село Чернышево, село Кропоткино, село Портовое.
Решением внеочередной сессии Раздольненского районного совета Республики Крым 1 созыва от 17 января 2018 года N "О передаче органам местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав Раздольненского района, полномочий по осуществлению вопроса местного значения" решено передать органам местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав Раздольненского района, полномочия по осуществлению вопроса местного значения: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым (пункт 1) (т. 1, л. д. 195).
Пунктом 2 утверждены соответствующие соглашения между органами местного самоуправления Раздольненского района и органами местного самоуправления отдельных поселений.
Так, заключены соглашения администрацией Раздольненского района Республики Крым и администрацией Славновского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым (приложение 10), администрацией Ручьевского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым (приложение 8), администрацией Кукушкинского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым (приложение 5), администрацией Славянского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым (приложение 11), администрацией Ковыльненского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым (приложение 4) (т. 1, л. д. 196 -215).
Из соглашений усматривается, что указанным органам местного самоуправления отдельных поселений переданы полномочия по решению вопросов местного значения: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог (пункт 1.1). Срок действия соглашений до 31 декабря 2018 года (пункт 8.2).
Поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о том, что одна из сторон за месяц до истечения срока соглашений известила другую о намерении расторгнуть соглашение, они были продлены и являются действующими.
Администрацией Раздольненского района Республики Крым и администрациями сельских поселений Раздольненского района Республики Крым заключены соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов бюджетам сельских поселений Раздольненского района Республики Крым на осуществление вопросов местного значения: дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог на 2021 год.
Соглашение от 31 марта 2021 года N заключено с администрацией Кукушкинского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым (т. 3, л. д. 1 - 6), соглашение от 21 апреля 2021 года N заключено с администрацией Славновского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым (т. 3, л. д. 7 - 13), соглашение от 1 апреля 2021 года N заключено с администрацией Ковыльновского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым (т. 3, л. д. 14 - 17), соглашение от 2 марта 2021 года N заключено с администрацией Ручьевского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым (т. 3, л. д. 18 - 23), соглашение от 1 апреля 2021 года N заключено с администрацией Славянского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым (т. 3, л. д. 24 - 29).
Согласно выписок из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, "данные изъяты" находится в собственности Славновского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым, "данные изъяты" находится в собственности Ковыльновского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым, "данные изъяты" находится в собственности Кукушкинского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым, "данные изъяты" находится в собственности Ручьевского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым, "данные изъяты" находится в собственности Славянского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым (т. 1, л. д. 71 - 193).
Также администрацией Раздольненского района Республики Крым были получены письма о проведении работ соответствующими сельскими поселениями по выявленным недостаткам, в соответствии с оспариваемыми представлениями (т. 4, л. д. 46 - 73).
Поскольку в данном случае отсутствует закон Республики Крым о закреплении за сельскими поселениями вопросов осуществления деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, то эти полномочия отнесены к вопросам местного самоуправления муниципального района, а последний на основании заключенных с администрациями сельских поселений соглашений вправе был передать их осуществление органам местного самоуправления сельских поселений.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что у администрации Раздольненского района Республики Крым, на момент вынесения представлений отсутствовали полномочия по решению вопросов дорожной деятельности в отношении дорог, расположенных на территории сельских поселений Раздольненского района Республики Крым.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами суда апелляционной инстанции.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на часть 2 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) как на основание для отмены обжалуемого судебного акта не может быть принята судом кассационной инстанции по следующим основаниям.
То обстоятельство, что Федеральные законы от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующие общественные отношения в конкретной сфере деятельности, не содержат положений, позволяющих перераспределить полномочия органов местного самоуправления в области дорожной деятельности, не свидетельствует об обоснованности доводов кассационной жалобы.
Право органов местного самоуправления передать часть полномочий органов местного самоуправления муниципального района предусмотрено Законом N 131-ФЗ, приоритет норм которого перед другими федеральными законами, в части касающейся регулирования вопросов местного самоуправления, непосредственно следует из положений части 3 статьи 5 данного Закона.
Данные выводы согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 31 января 2018 года N
Иные доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене определения суда апелляционной инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных доказательств.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в апелляционном определении, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судом не допущены.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 14 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ОМВД России по Раздольненскому району - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 21 сентября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.