Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В.
судей Мартыновой Н.Н, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кончевой В.С. к МИФНС N2 по Республике Крым о взыскании денежной компенсации при увольнении с гражданской службы, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе представителя МИФНС России N 2 по Республике Крым - Лукпановой К.В. на решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 18 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 19 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кончева В.С. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Республике Крым о взыскании не полностью выплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указано, что с 18 апреля 2014 года истец замещала должности государственной гражданской службы в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Республике Крым; с 02 сентября 2014 года замещала должность государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Крым с 11 января 2021 года была реорганизована путем присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Крым. Приказом Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Крым от 11 января 2021 года N Кончева В.С. 11 января 2021 года уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. При увольнении Кончевой В.С. выплачена денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 81 035, 36 руб. из расчета месячного содержания в размере 20 258, 84 руб. Вместе с тем, при исчислении месячного денежного содержания и расчете денежной компенсации инспекцией не было учтено полученное Кончевой В.С. материальное стимулирование в период с января по декабрь 2020 года в размере 9 175 руб. в месяц, а также не полностью учтены выплаченные в течение 12 месяцев перед увольнением премии в размере 9 314 руб. в месяц, в связи с чем истец полагает, что размер месячного содержания должен был составлять 38 747, 84 руб, и ей должна была быть выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 154 991, 36 руб.
На основании изложенного, Кончева В.С. просила суд взыскать с Межрайонной ИФНС России N2 по Республике Крым, не полностью выплаченную компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания - 73 956 руб, компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действия работодателя, в размере 10 000 руб.
Решением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 18 октября 2021 года иск Кончевой В.С. удовлетворен частично. С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Республике Крым в пользу Кончевой В.С. взыскана не полностью выплаченная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в сумме 73 956, 10 руб, компенсация морального вреда в размере 2 000 руб, а всего 75 956, 10 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 19 января 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель МИФНС России N 2 по Республике Крым - Лукпанова К.В, ссылаясь на допущенные нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные постановления и вынести новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что судами не было учтено письмо Министерства финансов Российской Федерации N14-03-03/32289 от 27 апреля 2021 года, а также письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N14-0/10/В-5300 от 05 мая 2021 года и N18-4/10/В-2197 от 22 марта 2019 года, согласно которым учёт средств материального стимулирования при исчислении денежного содержания гражданского служащего в случаях, предусмотренных п. 1 Правил N 562, является необходимым только при их выплате в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий. Также, заявитель обращает внимание на то, что положениями Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" определен состав денежного содержания государственного гражданского служащего, в структуре которого единственной выплатой, имеющей стимулирующий характер, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, и порядок ее выплаты определяется представителем нанимателя. Также полагает, что судами не установлена степень нравственного и физического страдания истца при удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
От МИФНС России N 2 по Республике Крым поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя ответчика.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судами и следует из материалов гражданского дела, с 18 апреля 2014 года Кончева В.С. проходила государственную гражданскую службу в Джанкойской объединенной налоговой инспекции налоговой службы Республики Крым. 02 сентября 2014 года назначена на государственную должность федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок Межрайонной ИФНС России N1 по Республике Крым.
Приказом Межрайонной ИФНС России N2 по Республике Крым от 11 января 2021 года N N Кончева В.С. уволена с должности государственного налогового инспектора Отдела камеральных проверок N2 Межрайонной ИФНС России N1 по Республике Крым в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" с выплатой на основании части 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07. 2004 г. N79-ФЗ компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсации за 13, 34 дней неиспользованного ежегодного оплачиваемого отпуска за период работы с 02 сентября 2020 года по 11 января 2021 года.
При увольнении Кончевой В.С. выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 81 035, 36 руб, исчисленной исходя из денежного содержания истицы в размере 20 258, 84 руб, в соответствии с пунктами 2, 6, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562.
При расчете денежного содержания для исчисления компенсации при увольнении ответчиком не были включены выплачиваемые Кончевой В.С. средства материального стимулирования, осуществляемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, а также средства квартального материального стимулирования.
Приказами Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Крым в 2020 года утверждены решения Комиссии по оценке эффективности работы структурных подразделений Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Крым в пределах ассигнований, предусмотренных на материальное стимулирование инспекции за 4 квартал 2019 года - 3 квартал 2020 года, в соответствии с которыми Кончевой В.С. выплачены средства материального стимулирования в размере 24 100 руб, 23 000 руб, 36 000 руб, 27 000 руб.
На основании приказов Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Крым от 26 марта 2020 года N, от 08 мая 2020 года N, от 08 июня 2020 года N, от 01 сентября 2020 года N, от 16 ноября 2020 года N, от 10 декабря 2020 года Кончевой В.С. начислены и выплачены средства материального стимулирования сверх установленного фонда оплаты труда в размере 20 337, 69 руб, 14 290 руб, 7 621, 70 руб, 14 290 руб, 18 242, 88 руб, 30 043 руб.
Также приказом от 08 июня 2020 года за счет средств, высвободившихся в результате предельной численности, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 года N1724 выплачено стимулирующих в сумме 6 943, 03 руб.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, пришел к выводу о том, что месячное денежное содержание Кончевой В.С, на основании которого производилась выплата денежной компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности, безосновательно исчислено ответчиком без учета сумм материального стимулирования, выплаченного за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, при том, что оно относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и входит в состав денежного содержания государственного гражданского служащего, в связи с чем, должно учитываться при расчете компенсационных выплат при увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Учитывая, что факт нарушения трудовых ответчиком прав истца в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение, исходя из обстоятельств дела, с учетом объема и характера причиненных истцу нравственных страданий, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости, суд также взыскал в пользу Кончевой В.С. денежную компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение суда первой инстанции, правовых оснований для его отмены не установил, доводы апелляционной жалобы мотивированно отклонил.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым судебными инстанциями дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Так, правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В силу ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа (ч. 1).
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2).
Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3).
Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлены размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения. В силу подпункта "б" пункта 13 данного Указа Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего.
Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации постановлением от 6 сентября 2007 года N 562 утвердило Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Пункт 2 Правил предусматривает, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил N 562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1\12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Абзацем 1 п. 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" п. 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
В соответствии с абзацем 8 подпункта "р" п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
С 2013 года в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусмотрено выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.
Суды обеих инстанций правильно исходили из того, что пункт 2 Правил, на который указано в кассационной жалобе, не исключает возможность учета средств, дополнительно выделяемых для материального стимулирования за пределами фонда заработной платы за счет бюджетных ассигнований, что следует из части 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, предусматривающей возможность выплаты гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Юридически значимым в настоящем споре являлось определение правовой природы произведенных истцу в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования.
Более того, согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации, как на федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, суды при разрешении исковых требований правильно приняли во внимание содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 разъяснения.
При указанных обстоятельствах, доводы кассационной жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Крым, являются несостоятельными и направленными на иное толкование норм материального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судом первой инстанции не могли быть учтены разъяснения Министерства финансов Российской Федерации, изложенные в письме от 27 апреля 2021 года N 14-03-03/32289, поскольку данные разъяснения не были приняты на момент расторжения служебного контракта с истцом и осуществления расчета и выплаты всех сумм при увольнении.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Приказом Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Крым от 11 января 2021 года N, Кончева В.С. уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Таким образом, письмо Министерства финансов Российской Федерации N14-03-03/32289 от 27 апреля 2021 года не могло быть принято во внимание судов, поскольку было принято значительно позже увольнения истицы, так как не распространяет своё действие на ранее возникшие правоотношения.
Более того, из указанных разъяснений, так же как и из письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 марта 2019 года N 18-4/10/В-2197, не следует, что спорные выплаты не подлежат учету при исчислении денежного содержания гражданских служащих.
Учитывая изложенное, доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя по делу, основаны на ошибочном толковании норм материального права, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 390 ГПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Несогласие кассатора с оценкой, данной судами первой и апелляционной инстанций представленным доказательствам, а также с выводами судов об обстоятельствах дела не может быть признано основанием в соответствии с положениями статьи 379.7 ГПК РФ для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по этому делу.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 18 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 19 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя МИФНС России N 2 по Республике Крым - Лукпановой К.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.