Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г. Абакану Юшкова Андрея Владимировича на вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 23 июня 2022г., вынесенное в отношении Семенова Александра Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г. Абакану от 11 апреля 2022г, оставленным без изменения решением судьи Абаканского городского суда Республики Хакасия от 11 апреля 2022г, должностное лицо - механик индивидуального предпринимателя Зарубиной И.А. Семенов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 7000 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 23 июня 2022г. постановление заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г. Абакану от 11 апреля 2022г. и решение судьи Абаканского городского суда Республики Хакасия от 11 апреля 2022г. отменены, производство по делу прекращено на основании п. 9 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ ввиду предусмотренных КоАП РФ обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо административного органа Юшков А.В, вынесший постановление об административном наказании, настаивает на отмене решения судьи верховного суда республики, приводя доводы о незаконности судебного акта.
Семенов А.А, уведомленный в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче Юшковым А.В. жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, в установленный срок возражения на жалобу не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 ст. 11.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995г. N 196- ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закона о безопасности дорожного движения), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать их техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографами).
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012г. N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля работы" предусмотрено, что в соответствии со ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.
Порядок утвержден приказом Минтранса России от 26 октября 2020г. N 438 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами". Согласно п. 2 указанного Порядка, он применяется к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию транспортных средств, а также физическим лицам, осуществляющим эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3, 5 тонн, и автобусов, в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, утверждены приказом Минтранса России от 28 октября 2020г. N 440 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" (приложение N 2 к приказу) (далее - Приказ об утверждении требований к тахографам от 28 октября 2020г. N 440).
В соответствии с данным Приказом (приложение N 2) оснащению тахографами подлежат, в том числе транспортные средства категорий М2 и М3, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения.
В приложении N 3 к Приказу об утверждении требований к тахографам от 28 октября 2020г. N 440 отражены правила использования тахографов, установленных на транспортные средства, в п. 3 которого указано, что владельцы транспортных средств должны обеспечивать эксплуатацию тахографа в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации тахографа, утвержденного организацией-изготовителем тахографа.
В частности, в тахографе должны использоваться карты водителя, мастерской, предприятия, контролера. Водителю должна передаваться одна карта водителя (п.п. 4, 5 приложения N 3).
Как следует из материалов дела, 17 марта 2022г. в 6 часов 45 минут на ул. Гавань, 1 г. Абакана Республики Хакасия сотрудником ГИБДД УМВД России по г. Абакану выявлено, что механик индивидуального предпринимателя З. Семенов А.А. выпустил на линию по перевозке пассажиров автобус ПАЗ 32054 государственный регистрационный знак N без карты водителя в тахографе, чем нарушил требования приложения N 3 к Приказу об утверждении требований к тахографам от 28 октября 2020г. N 440.
Должностное лицо административного органа пришел к выводу о нарушении правил использования тахографа должностным лицом.
С выводами должностного лица согласился судья районного суда.
Судьей верховного суда республики установлено, что указанное транспортное средство относится к категории транспортного средства М3. Отменяя обжалованные акты и прекращая производство по делу, судья верховного суда республики сослался на то, что постановлением Правительства РФ от 31 марта 2022г. N 539 действие п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020г. N 1998 по оснащению тахографами транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении, приостановлено.
Пологая необходимым учесть положения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, о том, что действие закона, улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу и распространяется на лиц, которое совершили административное правонарушение до вступления такого закона в силу, судья верховного суда сделал вывод о том, что обязанность по оснащению тахографами соответствующих транспортных средств их владельцами на день рассмотрения дела судебной инстанцией приостановлена, потому Семенов А.А. за допущенные им нарушения подлежит освобождению от административной ответственностью.
С выводами судьи верховного суда республики нет оснований согласиться.
В 2022г. Правительством РФ введен ряд антикризисных мер, в числе которых поддержка малого и среднего предпринимательства, в том числе в транспортной отрасли, в частности, путем снижения требований по техническому оснащению контрольными приборами транспортных средств.
Однако указанные меры не отменяют требования соответствующего технического оснащения транспортных средств, в том числе категорий М2 и М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении, в данном случае тахографами. Вводимый режим приостановления действия п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 N 1998 имеет временный характер, действует в конкретный период - с 12 апреля 2022г. до 1 марта 2024г. и не свидетельствует об отмене требований норм права как таковых.
Кроме того, судьей верховного суда республики не учтено, что Семенов А.А. привлечен к административной ответственности не за отсутствие оснащения транспортного средства техническим средством контроля режима труда и отдыха водителя, а за нарушение порядка использования тахографа. Порядок использования тахографов, установленных на транспортные средства, в том числе в период с 12 апреля 2022г. до 1 марта 2024г, не отменен и не изменен. Действие требований приложения N 3 к Приказу об утверждении требований к тахографам от 28 октября 2020г. N 440 не приостановлено постановлением Правительства РФ от 31 марта 2022г. N 539.
Такое рассмотрение дела не соответствует требованиям ст. 24.1 КоАП РФ о задачах рассмотрения дела.
При изложенных обстоятельствах обжалуемый судебный акт признать законными нет оснований, он подлежит отмене.
Вместе с тем с учетом того, что на момент рассмотрения настоящей жалобы кассационным судом срок давности привлечения Семенова А.А. к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ ввиду истечения сроков давности привлечения к административной ответственности..
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г. Абакану Юшкова А.В. удовлетворить частично.
Решение судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 23 июня 2022г. отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья /подпись/ С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.