Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу защитника Коротченко Виталия Ивановича, действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью "Лимин" (далее - ООО "Лимин", общество), на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника Управления ГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области от 20 октября 2021г., решение судьи Иркутского районного суда Иркутской области от 10 марта 2022г. и решение судьи Иркутского областного суда от 15 апреля 2022г., вынесенные в отношении ООО "Лимин" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Управления ГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области от 20 октября 2021г, оставленным без изменения решением судьи Иркутского районного суда Иркутской области от 10 марта 2022г. и решением судьи Иркутского областного суда от 15 апреля 2022г, ООО "Лимин" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 350000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "Лимин" настаивает на отмене постановления должностного лица административного органа и судебных актов, состоявшихся по делу, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения.
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, установлено, что движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ (в ред от. 13.07.2015 N 248-ФЗ) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Из положений п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020г. N 2200, следует, что тяжеловесное транспортное средство - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства согласно приложениям N 2, 3 к настоящим Правилам.
Согласно приложению N 3 к указанным Правилам, допустимая нагрузка на ось транспортного средства для автомобильной дороги, рассчитанной на нормативную нагрузку 10 тонн на ось, составляет для группы сближенных сдвоенных осей с расстоянием между сближенными осями свыше 1, 3 м. до 1, 8 м. - 16 тонн (для осей с двускатными колесами), то есть по 8 тонн на каждую ось.
Как следует из материалов дела, 9 октября 2021г. в 7 часов 10 минут на 21 км +466 м автомобильной дороги "Иркутск-Оса-Усть-Уда" Иркутского района Иркутской области выявлено движение транспортного средства марки ЧМЗАП, государственный регистрационный знак N, собственником (владельцем) которого является ООО "Лимин", перевозившего груз с превышением нагрузки на пятую ось транспортного средства на 47, 83 % (11, 826 т при допустимой 8 т) без специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза.
Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме, "СВК-2 система дорожная весового и габаритного контроля", поверка действительна до 27 октября 2021г, и послужило основанием для выводов должностного лица и судебных инстанции о наличии в деянии ООО "Лимин" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Выявленные обстоятельства подтверждены полно приведенными в обжалуемых постановлении должностного лица и судебных актах доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Требования ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Всем доводам жалобы заявителя, в том числе о том, что транспортное средство находится в аренде у водителя транспортного средства, что подтверждается договором аренды от 1 октября 2021г, районным и областным судами при рассмотрении дела в порядке ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ дана надлежащая правовая оценка, с которой нет оснований не согласиться.
Судебные инстанции обоснованно руководствовались положениями ст. 2.6.1, ч.3 ст. 28.6 КоАП РФ, устанавливающими особый порядок привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения при их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, согласно которому субъектом такого правонарушения является собственник (владелец) транспортного средства.
При реализации своего права на обжалование постановления об административном наказании собственник транспортного средства освобождается от административной ответственности при условии, что в ходе рассмотрения жалобы будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица. При этом собственник обязан представить доказательства своей невиновности.
Исследовав представленные обществом доказательства своей невиновности, в том числе допросив водителя транспортного средства К, утверждавшего, что он управлял транспортным средством в спорный период в личных целях и на основании договора аренды с ООО "Лимин", судья районного суда пришел к выводу о том, что достоверность представленных обществом доказательств вызывает сомнения, бесспорно не свидетельствует, что транспортное средство находилось в пользовании водителя на основании договора аренды, заключенного 1 октября 2021г, притом что акт приема-передачи оборудования с водителем К. составлен по другому договору - N 1 от 1 сентября 2021г. (л.д.8).
Жалоба заявителя на постановление об административном наказании и решение, состоявшееся по жалобе на указанное постановление, рассмотрены судами с соблюдением требований ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, не имеется оснований полагать судебные акты незаконными, подлежащими отмене.
Порядок и срок привлечения ООО "Лимин" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ООО "Лимин" по ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ согласно санкции.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление заместителя начальника Управления ГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области от 20 октября 2021г, решение судьи Иркутского районного суда Иркутской области от 10 марта 2022г. и решение судьи Иркутского областного суда от 15 апреля 2022г. оставить без изменения, жалобу защитника Коротченко В.И. - без удовлетворения.
Судья /подпись/ С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.