Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Норд империал" Бакланова Александра Владимировича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 Кировского судебного района г. Томска от 23 мая 2022г. и решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 22 июля 2022г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Норд империал" (далее - ООО "Норд империал", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Кировского судебного района г. Томска от 23 мая 2022г, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Томска от 22 июля 2022г, ООО "Норд империал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 100000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель ООО "Норд империал" настаивает на отмене судебных решений, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 ст. 20.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.50 КоАП РФ.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ) единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ постоянно действующими органами управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на соответствующем уровне единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Органами повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются, в частности на объектовом уровне - подразделения организаций, обеспечивающие их деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях (п "д" ч.4 ст. 4.1).
Порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяется Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003г. N 794 (далее - Положение N 794).
В указанном Положении содержатся аналогичные нормам Федерального закона от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ нормы об органах управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В частности, предусмотрено, что постоянно действующими органами управления единой системы являются на объектовом уровне структурные подразделения организаций, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления (п. 10 Положения N 794).
Как следует из материалов дела, основанием привлечения ООО "Норд империал" к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ послужили выводы мирового судьи о том, что по результатам плановой выездной проверки общества, проведенной по решению заместителя начальника ГУ МЧС России по Томской области от 17 февраля 2022г. N 6-чс, 15 марта 2022г. выявлено, что в нарушение п. 10 Положения N 794 в Положении об отделе охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, утвержденном генеральным директором ООО "Норд империал" 3 августа 2016г. (далее - Положение об отделе охраны труда), не определены компетенция и полномочия указанного подразделения.
С выводами мирового судьи согласился судья районного суда.
С выводами судебных инстанций нет оснований согласиться.
Из материалов дела следует, что к выводу о несоблюдении ООО "Норд империал" условий п. 10 Положения N 794 судебные инстанции пришли на том основании, что в Положении об отделе охраны труда обществом не определен порядок деятельности (функционирования) подразделения в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
Доводы жалобы защитника о том, что п. 10 Положения N 794 не предусматривает таких требований, отвергнуты судами со ссылкой на пояснения должностного лица ГУ МЧС России по Томской области, заслушанного мировым судьей.
Между тем не согласиться с доводами защитника нет оснований, учитывая содержание п. 10 Положения N 794.
Кроме того, согласно ч.7 ст. 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ порядок деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В частности п. 28 Положения N 794 определены основные мероприятия, проводимые органами управления и силами единой системы режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
К тому же, из положений п. 25 Положения N 794 следует, что решениями руководителей организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяется, помимо прочего, перечень конкретных мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации и должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации.
Из материалов плановой выездной проверки не следует, что указанные в постановлении мирового судьи факты вменялись в вину обществу как нарушения действующего законодательства. Из материалов дела также не следует, что в спорном Положении общество обязано было классифицировать полномочия (компетенцию) подразделения общества в зависимости от режимов функционирования организации.
Учитывая изложенное, положения п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, обжалуемые судебные акты нет оснований признать законными, они подлежат отмене, производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу генерального директора ООО "Норд империал" Бакланова А.В. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 3 Кировского судебного района г. Томска от 23 мая 2022г. и решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 22 июля 2022г. отменить.
Производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.