Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Евтифеевой О.Э, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Голбана Владимира Ивановича, поданную 16 июня 2022 года, на решение Куйбышевского районного г. Иркутска от 16 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 10 февраля 2022 года
по административному делу N 2а-1188/2021 по административному исковому заявлению Голбана Владимира Ивановича к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области, ФСИН России о признании действий (бездействий) незаконными, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, объяснения истца Голбана В.И, поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Голбан В.И. (далее - административный истец, кассатор) обратился в Куйбышевский районный суд города Иркутска с административным исковым заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконными действий (бездействия) администрации ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области, ущемляющими его права и законные интересы, нарушающими положения ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод; взыскании с административного ответчика в его пользу денежной компенсации за причиненный моральный вред, психические и физические страдания в размере 200 000 рублей.
В обоснование требований указано, что в 22:30 часов 25 ноября 2020 г. этапом из ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по ЯНАО прибыл в ФКУ СИЗО-I ГУФСИН России по Иркутской области, где должен был содержаться на условиях отбывания им наказания в исправительном учреждении. В течение последующих 19-ти часов его продержали на сборочном пункте без сна, так как помещение не было оборудовано спальным местом. Во время последующего личного обыска у него изъяли личные вещи: пластмассовую посуду многоразового использования (кружки, ложки, тарелки), шнурки из ботинок установленного образца, бритвенные принадлежности безопасного пользования, продукты питания быстрого приготовления в мягкой упаковке. После обыска его остригли, после чего поместили в одиночную камеру-карцер N 214, общей площадью 6, 4 кв.м, лишив общения и условий приватности, так как санузел в камере не был отгорожен от основного помещения камеры, при этом, она находилась под круглосуточным видеонаблюдением, туалет просматривался из "глазка" на входной двери, что было унизительно. Кроме того, искусственное освещение в камере было недостаточным для чтения текста книг и документов, написания корреспонденции. В камере отсутствовала регулировка звука радиодинамика, таким образом, администрация СИЗО вынуждала его по 16 часов в сутки слушать радиопередачи по радио, установленному в коридоре. При перемещении по территории и помещениям СИЗО, администрация применяла к нему спецсредства - наручники и служебную собаку в сопровождении кинолога, тем самым нагнетая психологическое давление и держа его в страхе, что согласно международным нормам права приравнено к пыткам, жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению и нарушает статью 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Своими незаконными действиями сотрудники СИЗО вынудили его к протесту в форме голодовки.
Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 16 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 10 февраля 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Голбаном В.И. ставится вопрос об отмене судебных актов с вынесением нового решения по делу об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указывает, что в нарушение части 1 статьи 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации был помещен в одиночную камеру - карцер, каких-лимбо оснований на это не имелось. Пояснения ответчиков о том, что в СИЗО-1 отсутствуют двухместные камеры для содержания лиц указанной категории, считает несостоятельным.
Указывает, что общая площадь камеры состаяляет 7, 3 кв.м, полезная площадь камеры при такой квадратуре составляет 3-3, 5 кв.м, что на 3 кв.м. меньше площади, регламентированной законодательством Российской Федерации, полагает, что был лишен права на достаточное личное пространство.
Кроме того, указывает, что судами не было принято во внимание, что согласно Своду Правил от 20 октября 2017 года N 1454/пр сан. узел следует огораживать кирпичными стенами от пола до потолка т оборудовать плотно закрывающейся деревянной дверью. Однако в СИЗО-1 какая-либо перегородка сан.узла отсутствовала, тем самым лишая его права на приватность во время справления естественных нужд и данный ф
Также указывает, что судами первой и апелляционной инстанций в нарушение пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда от 25 декабря 2018 года N 47 не было принято во внимание, что нарушение защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации является отклонением от требований условий содержания, установленных законом и могут рассматриваться как основания для удовлетворения административного иска.
На кассационную жалобу ФКУ СИЗО - 1 ГУФСИН России по Иркутской области принесены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, Голбан В.И. осужден приговором Московского городского суда от 9 августа 2012 года по п.п. "а, ж, з" ч.2 ст.105, ч.5 ст.69 УК РФ к пожизненному лишению свободы.
Установлено так же, что Голбан В.И. содержался в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области с 26 ноября 2020 (ночь с 25.11 на 26.11.2020) по 1 декабря 2020 года, следуя транзитом между исправительными учреждениями, в которых отбывал наказание.
По прибытии Голбана В.И. в СИЗО был проведен его полный личный обыск и досмотр его личных вещей, часть из которых, в том числе пластиковую посуду, осужденный добровольно сдал на склад учреждения для хранения, что подтверждено представленной суду квитанцией N 98853 от 26 ноября 2020 года.
Под перечнем вещей Голбаном В.И. проставлена личная подпись, а так же им собственноручно написано: "с перечнем вещей согласен". По выезду из СИЗО при получении вещей Голбаном В.И. на квитанции собственноручно написано: "С перечнем вещей согласен. Претензий не имею".
Из справки об условиях содержания Голбана В.И. в СИЗО-1 в период с 26 ноября 2020 года по 1 декабря 2020 года, последний обеспечивался индивидуальной посудой из нержавеющей стали. После каждого приема пищи посуда подвергалась санитарной обработке с применением дезинфицирующих средств. В соответствии с п.248 ч.XIII приказа ФСИН России от 02.09.2016 N 696 "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы" в следственных изоляторах, миски и ложки выдаются подозреваемым, обвиняемым и осужденным только на время приема пищи, после чего изымаются.
Жалоб и заявлений по поводу состояния посуды, а также условия содержания от осужденного Голбана В.И. в адрес администрации СИЗО-1 не поступало, как и не поступало никаких обращений по поводу объявления осуждённым голодовки.
На время оформления учетных документов Голбан В.И. был размещён в камеру временного размещения сборного отделения на срок не более одних суток с соблюдением требований изоляции, что соответствует п.15 гл.2 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС, утвержденных Министерством юстиции РФ от 14.10.2005 N189.
Камера временного размещения, в которую был помещен административный истец, была оборудована в соответствии с п.8.59 Норм проектирования следственных изоляторов, установленных приказом Минюста России от 28.05.2001 N161-дсп, а именно в ней были размещены: стол и скамейка, светильник дневного и ночного освещения, вентиляционное оборудование, напольная чаша, умывальник, нагревательные приборы (радиаторы) системы водяного отопления, штепсельная розетка для подключения бытовых приборов.
Указанное наполнение камеры временного размещения административным истцом не оспаривалось.
После проведённых мероприятий осужденный Голбан В.И. был переведён в камеру N 214 режимного корпуса N 2, где ему был предоставлен непрерывный восьмичасовой сон.
Камера N 214, в которой содержался Голбан В.И. в период с 26 ноября 2020 года по 1 декабря 2020 года являлась одноместной камерой, действительно, не имела ограждения санитарного узла от основного помещения, и была оборудована следующим: спальным местом; столом и табуретом, прикрепленным к полу; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; тазом для гигиенических целей и стирки одежды; светильником дневного и ночного освещения; вентиляционным оборудованием; напольной чашей, умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельной розеткой для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными фотографиями камеры N 214 режимного корпуса N 2, в которой содержался административный истец. Площадь камеры составляет 7, 1 кв.м.
Из справки заместителя начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области Огнева А.Ю. об условиях содержания Голбана В.И. в период с 26 ноября 2020 года по 1 декабря 2021 года установлено, что камерное помещение N 214 режимного корпуса N 2 оборудовано согласно приказу Минюста России от 14.10.2005 N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" мебелью, изготовленной в соответствии с требованиями приказа ФСИН России от 27.07.2007 N407 "Об утверждении каталога "Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России".
В соответствии с требованиями приказа ФСИН России от 27.07.2007 N 407 вдоль стены с оконным проемом в камере установлена продольная решетчатая перегородка.
Камерное помещение N 214 предназначено для содержания одного человека, имеет санитарный экран, отгораживающий санитарный узел от основного помещения. При этом для обеспечения требований приватности санитарный узел не просматривается установленной в помещении видеокамерой системы наблюдения, а также не попадает в поле зрения смотрового окна. Санитарный узел оборудован напольной чашей (Генуя) с гидрозапорным устройством, слив организован через систему труб водоснабжения, расположенной в камере.
Согласно данным журнала учёта предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных, обращений, заявлений либо жалоб на условия содержания, в том числе материально-бытовое обеспечение от осужденного Голбана В.И. за весь период с 26 ноября 2020 года по 1 декабря 2021 года не поступало.
Для надзора и контроля за заключенными под стражу осуждёнными в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области установлены средства видеонаблюдения.
Согласно справке группы ИТО связи и вооружения отдела охраны ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области в камерном помещении N 214 установлена неработизированная стационарная видеокамера, исключающая возможность изменения ракурса обзора. Данные обстоятельства подтверждены так же и справкой врио начальника отдела режима и надзора ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области.
Из справки врио начальника отдела режима и надзора ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области следует, что камеры следственного изолятора оборудованы радиодинамиками для вещания общегосударственной программы и их использование соответствует п.42 главы 5 ПВР СИЗО. На момент проверки уровень громкости динамиков не превышен.
Согласно журналу "Учета применения специальных средств и физической силы", специальные средства сотрудниками учреждения к Голбану В.И. за весь период его нахождения в СИЗО-1 не применялись.
По результатам рассмотрения обращения осужденного Голбана В.И. в ГУФСИН России по Иркутской области по фактам нарушения условий его содержания в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области в период с 26 ноября 2020 года по 1 декабря 2020 года, была проведена проверка и дан ответ N ОГ-232 от 1 февраля 2021 года, согласно которому информация, указанная в обращении, не нашла своего фактического подтверждения, неправомерных действий со стороны сотрудников СИЗО в ходе проверки не установлено.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, оценив установленные обстоятельства, пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку не представлено доказательств того, что в результате оспариваемых действий (бездействия) административного ответчика в период с 26 ноября 2020 года по 1 декабря 2020 года нарушены или оспорены права административного истца, свободы и его законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Оценивая условия размещения административного истца в камере N 214 режимного корпуса N 2, суд принял во внимание, что ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области конструктивно не предназначено для содержания такой категории осужденных, как осужденные к пожизненному лишению свободы, так как СИЗО-1 не имеет отдельного изолированного корпуса для их содержания Камеры для содержания осужденных к пожизненному лишению свободы расположены в отдельно стоящем режимном корпусе N 2 четырехэтажного кирпичного здания в отдельном блоке, перекрытия железобетонные, перегородки и стены выполнены из кирпича. Транзитно-пересылочный пункт в следственном изоляторе отсутствует. Согласно п. 5 Приложения N 1 "Номенклатура и сроки эксплуатации мебели, инвентаря, и предметов хозяйственного обихода для общежитий (камер) и объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", утвержденного Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512, установлено, что камеры штрафного (дисциплинарного) изолятора, помещений камерного типа, следственного изолятора и тюрьмы оборудуются санитарным узлом (унитаз, отделенный от остального помещения экраном высотой 1 м, и умывальник), окно - форточкой. Однако для оборудования одиночных камер исправительных учреждений такие требования вышеуказанным Приказом не предусмотрены.
Доводы административного иска относительно нарушения норм приватности при пользовании санузлом путем осуществления за ним через "глазок" на входной двери наблюдения сотрудниками ФКУ СИЗО-1 являются несостоятельными, поскольку обязанность младшего инспектора на посту у камер контролировать выполнение подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными установленного порядка содержания под стражей и Правил внутреннего распорядка, обязанность по надзору за поведением таких лиц через глазок установлена Приказом Министерства юстиции РФ от 03.11.2005 года N 204-ДСП. Таким образом, возможность постоянного беспрепятственного наблюдения должностными лицами следственного изолятора за поведением лица, содержащегося в карцере, обусловлена условиями содержания лица, осужденного к наказанию в виде лишения свободы, и вызвана необходимостью осуществления надзора за поведением осужденного, предусмотрена действующим законодательством и не превышает тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, направлен на обеспечение существующего режима содержания под стражей и безопасности как должностных лиц следственных изоляторов, так и самих подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, и, соответственно, не нарушает права и законные интересы последних. Судом принято во внимание, что административным истцом не указывалось о превышении уровня громкости радиовещания, а лишь высказано недовольство тем, что ему были слышны радиопередачи, транслировавшиеся из радиодинамика, установленного в общем коридоре. Обязанность установки в камере оборудования по регулировке звука радиодинамика, законом на следственный изолятор не возложена. Каких-либо заявлений о громкости вещания радиодинамика от Голбана В.И. в адрес администрации учреждения не поступало.
Несмотря на отсутствие перегородки между санузлом и основным помещением камеры, условия содержания Голбана В.И. в СИЗО-1 не нарушали прав административного истца и необходимых требований приватности, поскольку тот содержался один в одиночной камере, оборудованной всем необходимым, при этом угол обзора видеокамер, установленных в одиночных камерах следственного изолятора, исключает возможность наблюдения за санитарными узлами, в связи с чем, суд не находит в данной части права и законные интересы осужденного нарушенными. Также отсутствуют снования считать нарушенными права административного истца применением к нему спецсредств сотрудниками ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области, поскольку в соответствии с требованиями п. 44.27 и п. 44.28 Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в СИЗО и тюрьмах УИС, для сопровождения осужденных назначается наряд младших инспекторов из расчета: не менее двух на одного осужденного. Сопровождением руководит лично дежурный помощник начальника следственного изолятора или его заместитель. Для усиления сопровождения возможно использование служебной собаки. При следовании по территории СИЗО сопровождение производится в порядке, определяемом указанными выше должностными лицами учреждений. Аналогичные меры предосторожности применяются при любом выводе осужденных, приговоренных к пожизненному лишению свободы. Кроме того, согласно журналу "Учета применения специальных средств и физической силы", специальные средства сотрудниками учреждения к Голбану В.И. за весь период его нахождения в СИЗО-1 не применялись. Также суд не находит нарушений требований закона, предъявляемых к уровню освещенности камеры, в которой содержался административный истец. Камеры режимного корпуса оборудованы как светильниками дневного освещения, так и светильниками ночного освещения, в камере так же имеется естественное освещение, которое осуществляется через оконные проёмы.
Оценка достаточности или недостаточности освещения, уровень которого соответствует нормам закона, зависит от личного восприятия, состояния здоровья и других особенностей организма осужденного. Однако сама по себе нуждаемость административного истца в более ярком освещении камеры не может являться основанием для признания его условий содержания в СИЗО нарушенными. Незаконных действий сотрудников СИЗО не установлено, само по себе недовольство Голбана В.И. условиями к содержанию осужденных к пожизненному лишению свободы лиц в следственном изоляторе не может быть приравнено к условиям, унижающим человеческое достоинство по смыслу, вкладываемому в понятие ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Судебная коллегия, проверив законность решения суда в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции согласилась.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены или изменения судебных актов, поскольку нарушение судами норм права не подтверждают. Основания и мотивы, по которым суды пришли к поставленным под сомнение в жалобе выводам, доказательства, принятые судами во внимание, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в оспариваемых судебных актах, судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований считать их неправильными.
Исходя из положений статей 218, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворение требований об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица или органа (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Такой совокупности условий по настоящему делу не установлено.
Согласно части 1 статьи 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила внутреннего распорядка), (действовавшие на момент возникновения спорных правоотношений).
В соответствии с ч. 7 ст. 76 УИК РФ для временного содержания осужденных, следующих к месту отбывания наказания либо перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, при исправительных учреждениях и следственных изоляторах могут создаваться транзитно-пересыльные пункты. Осужденные содержатся в транзитно-пересыльных пунктах на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором или определением суда либо постановлением судьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
При переводе в другое ИУ, освобождении осужденным разрешается брать с собой только личные вещи, продукты питания и предметы, приобретенные ими в установленном порядке.
Согласно ч.3 и 8 ст.82 УИК РФ, в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Количество вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, определяется в приложении к приказу ИУ, утверждающему распорядок дня ИУ, исходя из местных условий и возможностей. Общий вес принадлежащих осужденному вещей и предметов, продуктов питания, за исключением находящихся на складе ИУ, не может превышать 36 кг.
Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать утвержден Приложением N 1 к Приказу Минюста России от 16.12.2016 N 295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений".
Исходя из указанного перечня, личная пластиковая посуда (тарелка, кружка, ложка) в перечень запрещенных к использованию осужденным предметов не входит.
Согласно разделу 2 приказа Минюста России от 16.12.2016 N 295 прием осужденных в ИУ осуществляется дежурным помощником начальника ИУ (дежурным помощником начальника колонии, лечебного исправительного учреждения, лечебно-профилактического учреждения больницы, тюрьмы) с участием оперативного работника ИУ, представителя отдела (группы) специального учета и медицинского работника. Во время приема осужденных администрация ИУ проверяет наличие личных дел и устанавливает их принадлежность прибывшим осужденным. После уточнения данных прибывшие в ИУ осужденные подвергаются личному обыску, а принадлежащие им вещи взвешиваются и досматриваются. Вещи и предметы, продукты питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать в соответствии с перечнем вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать (приложение N 1), а также вещи, предметы, продукты питания, превышающие 50 кг, изымаются в порядке, определенном в главе XI Правил. По результатам изъятия составляется соответствующий акт.
Решение об изъятии вещей сверх установленного веса принимается дежурным помощником начальника ИУ (дежурным помощником начальника колонии, лечебного исправительного учреждения, лечебно-профилактического учреждения (больницы, тюрьмы, следственного изолятора), а вещи, сдаваемые на склад для хранения, определяются осужденными.
Личный обыск осужденного производится только лицом одного с ним пола. Личный обыск осужденного проводится в корректной форме, исключающей причинение вреда здоровью осужденного, в пределах, необходимых для обнаружения запрещенных предметов и веществ.
В соответствии с п.15 гл.2 Приказа Минюста России от 14.10.2005 N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", действующего в период спорных правоотношений на период оформления учетных документов подозреваемые и обвиняемые размещаются в камерах сборного отделения на срок не более одних суток с соблюдением требований изоляции либо на срок не более двух часов в одноместные боксы сборного отделения, оборудованные местами для сидения и искусственным освещением.
Время помещения подозреваемых и обвиняемых в одноместные боксы и время их перевода в другие помещения фиксируется в Книге дежурств по корпусному отделению.
Согласно п.44.1 приказа Минюста России от 03.11.2005 N 204-дсп "Об утверждении инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в СИЗО и тюрьмах УИС, камеры для размещения осужденных, приговоренных к пожизненному лишению свободы, располагаются на первом этаже режимного корпуса, изолированно от остальных помещений или в отдельно стоящем здании, где ограничено движение лиц, содержащихся под стражей.
Согласно ч.1 ст.127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к пожизненному лишению свободы размещаются в камерах, как правило, не более чем по два человека. По просьбе осужденных и в иных необходимых случаях по постановлению начальника исправительной колонии при возникновении угрозы личной безопасности осужденных они могут содержаться в одиночных камерах.
В соответствии со статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.
Согласно ст.34 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", подозреваемые и обвиняемые находятся в местах содержания под стражей под охраной и надзором и передвигаются по территориям этих мест под конвоем либо в сопровождении сотрудников мест содержания под стражей. В целях осуществления надзора может использоваться аудио- и видеотехника.
Согласно п. 5 Приложения N 1 "Номенклатура и сроки эксплуатации мебели, инвентаря, и предметов хозяйственного обихода для общежитий (камер) и объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", утвержденного Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512, установлено, что камеры штрафного (дисциплинарного) изолятора, помещений камерного типа, следственного изолятора и тюрьмы оборудуются санитарным узлом (унитаз, отделенный от остального помещения экраном высотой 1 м, и умывальник), окно - форточкой.
Для оборудования одиночных камер исправительных учреждений такие требования вышеуказанным Приказом не предусмотрены.
В силу ст. 15 Федерального закона от 15.07.1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", обеспечение режима, установленного в местах содержания под стражей, возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Обязанность младшего инспектора на посту у камер контролировать выполнение подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными установленного порядка содержания под стражей и Правил внутреннего распорядка, обязанность по надзору за поведением таких лиц через глазок установлена Приказом Министерства юстиции РФ от 03.11.2005 года N 204-ДСП.
В соответствии со статьей 30 Закона от 21 июля. 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства, в том числе в виде наручников, при конвоировании, охране или сопровождении осужденных и лиц, заключенных под стражу, осуществлении надзора за осужденными, отбывающими наказание в колониях-поселениях, если они своим поведением дают основание полагать, что намерены совершить побег либо причинить вред окружающим или себе, а также в иных случаях, предусмотренных данной статьей.
В соответствии с требованиями п. 44.27 и п. 44.28 Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в СИЗО и тюрьмах УИС, для сопровождения осужденных назначается наряд младших инспекторов из расчета: не менее двух на одного осужденного. Сопровождением руководит лично дежурный помощник начальника следственного изолятора или его заместитель. Для усиления сопровождения возможно использование служебной собаки. При следовании по территории СИЗО сопровождение производится в порядке, определяемом указанными выше должностными лицами учреждений.
Аналогичные меры предосторожности применяются при любом выводе осужденных, приговоренных к пожизненному лишению свободы.
Пунктом 7.8.2 "СП 52.13330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*" область применения, значения освещенности, равномерность и требования к качеству для дежурного освещения не нормируются.
Камеры режимного корпуса, в котором содержался истец, в том числе камера N 214, оборудованы как светильниками дневного освещения, так и светильниками ночного освещения. Норма освещенности составляет 150Лк, что соответствует нормам Сан.ПиН. 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий".
Периодичность включения и отключения освещения: в дневное время с 06.00 часов до 22.00 часов; в ночное время с 22.00 часов до 06.00 часов.
Принимая во внимание указанные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, являются правильными выводы судов об отсутствии оснований для признания незаконными оспариваемых действий и бездействия административного ответчика, поскольку совершены в пределах предоставленных полномочий, нарушения прав и интересов заявителя не установлено, совокупность условий, необходимых в силу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения административных исковых требований, отсутствует. Вопреки доводам кассатора права на приватность истца не были нарушены, поскольку судами установлено, что камерное помещение N 214 предназначено для содержания одного человека, имеет санитарный экран, отгораживающий санитарный узел от основного помещения, при этом для обеспечения требований приватности санитарный узел не просматривается установленной в помещении видеокамерой системы наблюдения, а также не попадает в поле зрения смотрового окна.
Доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актов выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой судами имеющихся в деле доказательств, по сути, направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Суждения, приведенные в кассационной жалобе, лишены бесспорных правовых аргументов, не опровергают установленные по делу обстоятельства, не подтверждают неправильного применения судами обеих инстанций норм материального или процессуального права. Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судами правильно, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не имеется.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Куйбышевского районного г. Иркутска от 16 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 10 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.