Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Никулиной И.А, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Матросовой Людмилы Петровны, поданную 1 августа 2022 года, на решение Центрального районного суда города Новосибирска от 24 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 7 июня 2022 года
по административному делу N 2а-536/2022 по административному исковому заявлению Матросовой Людмилы Петровны к Департаменту культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска, мэрии города Новосибирска, Департаменту строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска о признании незаконным действий (бездействия), Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, пояснения участвовавшей в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Центрального районного суда города Новосибирска Матросовой Л.П, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Матросова Людмила Петровна обратилась в суд к Департаменту культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска, мэрии города Новосибирска, Департаменту строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска о признании незаконным действия Департамента строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска по направлению заявления административного истца от 16 марта 2021 года в Департамент культуры, спорта и молодежной политики мэрии г. Новосибирска для разрешения вопроса об исключении из Единого реестра адресных наименований г. Новосибирска реестрового кода 144700 (площадь им. Свердлова); признании незаконными действий Департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии г. Новосибирска по включению вопроса об аннулировании наименования элемента улично-дорожной сети "Площадь им. Свердлова" в Центральном районе г. Новосибирска в повестку заседания Комиссии 16 июня 2021 года; признании незаконными действий Департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии г. Новосибирска по организации голосования среди горожан и включению вопроса о переименовании элемента улично-дорожной сети "Площадь им. Свердлова" в Центральном районе г. Новосибирска в повестку заседания Комиссии 16 июня 2021 года; признании незаконным бездействия мэрии г. Новосибирска, выразившееся в невнесении изменений в постановление "Об утверждении единого реестра адресных наименований г. Новосибирска" от 24.02.2011 N 1551 в части реестрового кода 144700 "Площадь им. Свердлова"; возложении на Департамент строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска и мэрию г. Новосибирска обязанности подготовить и внести изменения в постановление мэрии г. Новосибирска "Об утверждении единого реестра адресных наименований г. Новосибирска" от 24.02.2011 N 1551 в части реестрового кода 144700 "Площадь им. Свердлова".
В обоснование заявленных требований указала, что 16.03.2021 Матросова Л.П. обратилась с заявлением в Департамент строительства и архитектуры мэрии г..Новосибирска об исключении из Единого реестра адресных наименований города Новосибирска реестрового кода 144700 (Площадь им. Свердлова). В качестве основания обращения указала на отсутствие признаков площади как градостроительного объекта, в том числе на отсутствие границ, координат объекта, кадастрового номера. Департамент строительства и архитектуры мэрии г..Новосибирска перенаправил заявление Матросовой Л.П. в Департамент культуры, спорта и молодежной политики г..Новосибирска. Департамент культуры включил вопрос об аннулировании наименования в повестку назначенного на 16.06.2021 заседания Комиссии по присвоению наименований элементов улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального назначения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах г..Новосибирска (далее - Комиссия). Решением от 16.06.2021 Комиссии на основании пункта 4.3 "Порядка присвоения наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального назначения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах г..Новосибирска" отказано в согласовании предложения об аннулировании наименования "Площадь Свердлова". Административный истец считает, что Комиссия превысила свои полномочия, рассмотрев ее заявление от 16.03.2021, направленное в Департамент строительства и архитектуры мэрии г..Новосибирска. Департаменту строительства следовало самостоятельно подготовить и внести изменения в постановление мэрии г..Новосибирска N 1551 от 24.02.2011 и на основании инвентаризации аннулировать ошибочно внесенный в реестр элемент улично-дорожной сети.
Также необоснованным считает проведение опроса горожан по вопросу переименования площади Свердлова и включение данного вопроса в повестку заседания Комиссии ввиду противоречия Порядку о присвоении наименований... " утвержденного решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.09.2014 N 1164, так как такой элемент улично-дорожной сети как "площадь Свердлова" фактически отсутствует, не имеет границ. Истец считает, что использование имени Я.М. Свердлова для наименования элемента улично-дорожной сети, с учетом его личности и предшествующей деятельности, является пропагандой терроризма и экстремизма.
Решением Центрального районного суда города Новосибирска от 24 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 7 июня 2022 года, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной 1 августа 2022 года, Матросова Л.П. ставит вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Новосибирска от 24 февраля 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 7 июня 2022 года с принятием нового решения, со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы выражает несогласие с выводами судов относительно отсутствия оснований для удовлетворения требований.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что площадь имени Свердлова была внесена в Единый реестр адресных наименований города Новосибирска постановлением мэрии г. Новосибирска "Об утверждении единого реестра адресных наименований города Новосибирска" от 24.02.2011 N 1551.
16.03.2021 Матросова Л.П. обратилась с заявлением в Департамент строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска об исключении из Единого реестра адресных наименований города Новосибирска реестрового кода 144700 (Площадь им. Свердлова). В качестве основания обращения указала на отсутствие признаков площади как градостроительного объекта, в том числе на отсутствие границ, координат объекта, кадастрового номера.
Департамент строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска перенаправил заявление Матросовой Л.П. в Департамент культуры, спорта и молодежной политики г. Новосибирска.
Департамент культуры включил вопрос об аннулировании наименования в повестку назначенного на 16.06.2021 заседания Комиссии.
16.06.2021 состоялось заседание Комиссии, на котором путем голосования принято решение на основании пункта 4.3 "Порядка присвоения наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального назначения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах г. Новосибирска" об отказе в согласовании предложения об аннулировании наименования "Площадь Свердлова".
Кроме того, на заседании Комиссии от 16.06.2021 вторым вопросам повестки дня рассмотрен вопрос о переименовании элемента улично-дорожной сети "Площадь им. Свердлова", в чем также отказано.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовался нормами статьи 9 Устава г. Новосибирска, Положения "О департаменте строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска", утвержденного решением Совета депутатов г. Новосибирска от 09.10.2007 N 705, "Положения о департаменте культуры, спорта и молодежной политики мэрии г. Новосибирска", утвержденного решением Совета депутатов г. Новосибирска от 29.10.2012 N 720, Порядка присвоения наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах города Новосибирска, изменения, аннулирования таких наименований и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Новосибирска", утвержденного решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.09.2014 N 1164, Положения о комиссии по присвоению наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах города Новосибирска, утвержденного Постановлением мэрии города Новосибирска от 15.12.2014 N 11135, постановления мэрии г. Новосибирска N 235 от 21.07.2010 "Об утверждении положения об адресации объектов адресации на территории города Новосибирска", оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами судов, поскольку судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Бремя распределения обязанности по доказыванию юридически значимых обстоятельств по делу между лицами, участвующими по делу, судом распределено правильно.
Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемых судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы. Позиция судов основана на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, нормы процессуального права при рассмотрении административного дела не нарушены.
Исходя из положений статей 218, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворение требований об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица или органа (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Такой совокупности условий по настоящему делу не установлено.
В соответствии с пунктом 3.10. Положения "О департаменте строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска", утвержденному Решением Совета депутатов г. Новосибирска от 09.10.2007 в компетенцию Департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска входит ведение Единого реестра адресных наименований города Новосибирска; присвоение, изменение и аннулирование адресов земельным участкам в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов (пункт 3.11 Положения); размещение сведений об адресах земельных участков в государственном адресном реестре в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра (пункт 3. 12. Положения).
Решение о присвоении, изменении или аннулировании наименований элементов планировочной структуры в границах города Новосибирска относится к компетенции Департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии г. Новосибирска.
Поскольку обращение Матросовой Л.П. от 16.03.2021 об исключении из Единого реестра адресных наименований города Новосибирска реестрового кода 144700 (Площадь им. Свердлова) предполагало аннулирование соответствующего наименования элемента улично-дорожной сети, то есть принятия решения о присвоении, изменении или аннулировании наименования, выводы судов о законности действий Департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска по перенаправлению заявления Матросовой Л.П. от 16.03.2021 в Департамент культуры, спорта и молодежной политики мэрии г. Новосибирска, а также законности действий Департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии г. Новосибирска по включению в повестку дня заседания Комиссии от 16.06.2021 вопросов об аннулировании и переименовании "Площадь имени Свердлова", отсутствия незаконного бездействия мэрии г. Новосибирска, являются правильными.
Исходя из предмета заявленных требований, установленных по делу обстоятельств у судов нижестоящих инстанций не имелось оснований для удовлетворения требований административного искового заявления.
Доводы административного истца об обратном основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Суды правомерно исходили из того, что запись с реестровым кодом 144700 "Площадь имени Свердлова" в Едином реестре адресных наименований г. Новосибирска является действующей и ее исключение из реестра, при установленных по делу обстоятельствах, возможно только с соблюдением процедуры, предусмотренной соответствующим Порядком присвоения наименований. В Единый реестр адресных наименований г. Новосибирска спорное наименование "Площадь имени Свердлова" внесено на основании постановления мэрии г. Новосибирска от 24.02.2011 N 1551, то есть ранее инвентаризации, на которую ссылается административный истец.
Само по себе отсутствие утвержденных границ и координат объекта "Площадь имени Свердлова", а также кадастрового учета данного элемента, выводы судов о законности действий административных ответчиков не опровергает, поскольку спорный элемент фактически существует, исторически сложился и сведения о нем внесены в Единый реестр адресных наименований г. Новосибирска, что подтверждается материалами дела.
Доводы административного истца о противоречии вопросов N 1 и N 2 повестки дня заседания Комиссии от 16.06.2021 друг другу, являлись предметом рассмотрения судов, им дана правовая оценка, не согласится с которой у судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований.
Вопреки доводам административного истца, с учетом положений постановления мэрии г. Новосибирска от 15.12.2014 N 11135, которым утверждено соответствующее Положение о комиссии и порядка присвоения наименований, на момент рассматриваемых правоотношений компетентным коллегиальным органом по разрешению спорных вопросом являлась именно Комиссия по присвоению наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах города.
Предметом настоящего спора действия административных ответчиков в части охраны памятников культурного наследия, а также использования муниципального имущества, не являются.
Несостоятельными являются доводы кассатора о нарушении судом принципа состязательности.
Вопреки мнению административного истца, Департамент культуры, спорта и молодежной политики мэрии г. Новосибирска, как лицо, участвующее в деле вправе приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам; возражать против доводов других лиц, участвующих в деле по всем требованиям административного иска.
Доводы административного истца об указании суда первой инстанции на оспаривание действий судебных приставов-исполнителей не являются основанием для отмены правильных по существу судебных постановлений.
Доводы кассатора не опровергают правильных выводов судебных инстанций, повторяют позицию административного истца в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не содержат фактов, не учтенных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, которые влияли бы на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов. Несогласие стороны с приведенной судом оценкой не свидетельствует о нарушении или неправильном применении судами норм права. Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
При рассмотрении дела судами нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, в том числе и тех, что указаны в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Новосибирска от 24 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 7 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.