Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе: председательствующего Чуньковой Т.Ю., судей: Вульферт С.В., Умысковой Н.Г., при участии прокурора Маслаковой О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 04RS0007-01-2021-008181-94 по иску прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Республики Бурятия, ГАУЗ "Городская поликлиника N6" об обязании обеспечить оказание первичной медико-санитарной помощи, обеспечить финансирование мероприятий по строительству врачебной амбулатории, по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Республики Бурятия на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 6 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 9 февраля 2022 г., заслушав доклад судьи Чуньковой Т.Ю., выслушав прокурора Маслакову О.Г., полагавшую, что оснований для отмены судебных постановлений не имеется,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Железнодорожного района г. Улан-Удэ, действуя в интересах неопределенного круг лиц, обратился с иском к Министерству здравоохранения Республики Бурятия, ГАУЗ "Городская поликлиника N6" об обязании обеспечить оказание первичной медико-санитарной помощи, обеспечить финансирование мероприятий по строительству врачебной амбулатории.
Требования мотивированы тем, что в мкр. Зеленхоз проживает 663 взрослых и 120 человек детей. Амбулатория в мкр. Зеленхоз планирует охватить медицинской помощью также население близлежащих микрорайонов п. Солнечный, ДНТ "Труд". Данные микрорайоны стремительно развиваются, увеличивается численность населения, в связи с чем, размещение в п. Зеленхоз амбулатории обеспечит потребность в оказании медицинской помощи населению нескольких микрорайонов. По сведениям сервиса 2ГИС расстояние от отделения ГАУЗ, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Комсомольская, 1 "б" до п.Зеленый, п. Солнечный, ДНТ "Труд" составляет 7 - 8 км, что свидетельствует о существенном расстоянии между поликлиникой и местом жительства граждан указанных микрорайонов. Таким образом, в связи с отсутствием врачебной амбулатории в указанных микрорайонах, численность населения в которых составляет 2 000 человек, не обеспечивается доступность медицинской помощи населению, в том числе пожилым людям, родителям с малолетними детьми, людям с ограниченными возможностями, которые на постоянной основе нуждаются в медицинском обслуживании.
Кроме того, не соблюдается требование пункта19.4 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, согласно которому в населенных пунктах с числом жителей 1001-2000 человек организуются центры (отделения) общей врачебной практики или врачебная амбулатория в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта до ближайшей медицинской организации превышает 6 км.
Истец просил обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия обеспечить наличие в мкр. Зеленхоз г. Улан-Удэ врачебной амбулатории, обязать ГАУЗ "Городская поликлиника N6" в течение трех месяцев после исполнения Министерством здравоохранения Республики Бурятия обязанности, обеспечить оказание первичной медико-санитарной помощи во врачебной амбулатории в мкр. Зеленхоз г.Улан-Удэ.
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 6 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 9 февраля 2022 г, исковые требования удовлетворены. На Министерство здравоохранения Республики Бурятия возложена обязанность обеспечить финансирование мероприятия по строительству врачебной амбулатории в мкр. Зеленхоз в срок до 1 января 2023 г. ГАУЗ "Городская поликлиника N6 " обязана в течение 6 месяцев после исполнения Министерством здравоохранения Республики Бурятия обязанности, обеспечить оказание первичной медико-санитарной помощи во врачебной амбулатории в мрк. Зеленхоз г. Улан-Удэ.
В кассационной жалобе Министерство здравоохранение Республики Бурятия просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение в части требований к Минздраву Республики Бурятии, принять решение об отказе в удовлетворении исковых требований к Минздраву Республики Бурятия, указывая, что расходы на исполнение решения суда в рамках государственного задания не могут быть предусмотрены кассатором, поскольку государственные задания подведомственных организаций формируются ежегодно с учетом предложений подведомственных организаций, на основании соответствующего перечня услуг. Кроме того, не проведены мероприятия, направленные на строительство помещений для размещения структурных подразделений - поручение о подготовке расчетов, разработка проектно-сметной документации, подача бюджетной заявки, в случае ее удовлетворения, доведение средств до учреждения, контроль за их целевым расходованием и т.д. С учетом изложенного, полагает, что судебные постановления не основаны на нормах действующего законодательства, являются заведомо неисполнимыми.
Кассатор также указывает, что суд в нарушение норм действующего законодательства фактически привлек Минздрав Республики Бурятия к субсидиарной ответственности по отношению к подведомственному учреждению, являющемуся автономным учреждением.
Кроме того, полагает незаконным применением судом пункта 19.4 Приказа Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. N 543н, так как его положения не распространяется на микрорайоны населенного пункта.
Прокурором, участвующим в деле, принесены возражения относительно кассационной жалобы.
Министерством здравоохранения Республики Бурятия направлено в суд кассационной инстанции ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслакову О.Г, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены постановлений суда первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с частью первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами не допущено.
Из материалов дела следует, что в связи с коллективным обращением граждан прокуратурой Железнодорожного района г. Улан-Удэ проведена проверка по вопросу о необходимости строительства медицинской организации на территории мкр. Зеленхоз г. Улан-Удэ, по результатам которой последовало обращение в суд с требованиями, являвшимися предметом рассмотрения по настоящему делу.
Судом первой инстанции установлено, что в мкр. Зеленхоз проживает 663 взрослых и 120 детей. В близлежащих микрорайонах - в п. Солнечный - 851 взрослых и 219 детей, в ДНТ "Труд" - 267 взрослых, 83 - детей.
В оперативное управление ГАУЗ "Городская поликлиника N6" предоставлен земельный участок, площадью 3 400 кв.м, в мкр. Зеленхоз, по ул. Третьякова, 16 А. В план модернизации развития первичной медицинской помощи Министерством здравоохранения Республики Бурятия включено строительство врачебной амбулатории на указанном земельном участке, что обеспечит доступность медицинской помощи населению мкр. Зеленхоз, уменьшит очереди к врачам и затраты населения на проезд, снизит социальную напряженность среди населения.
Установлено, что Министерством здравоохранения республики осуществляются функции и полномочия учредителя в отношении ГАУЗ "Городская поликлиника N6".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Положением о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия, утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 15.10.2007 N319, с учетом установленных по делу обстоятельств пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, об удовлетворении исковых требований, при этом суд исходил из того, что на Министерство здравоохранения Республики Бурятия должна быть возложена обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по строительству врачебной амбулатории в мкр. Зеленхоз как на орган, осуществляющий функции учредителя ГАУЗ "Городская поликлиника N6" и главного распорядителя бюджетных средств.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций по существу спора, поскольку они постановлены с учетом установленных по делу обстоятельств и при правильном применении норм материального права.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1).
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (часть 2).
Согласно статье 10 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в частности, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
На основании статьи 33 вышеназванного Закона, первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения (часть 1).
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона (часть 2).
Статьей 21 Закона предусмотрено право граждан на выбор врача и медицинской организаций, в частности для получения первичной медико-санитарной помощи предусмотрен выбор медицинской организацию, в том числе по территориально-участковому принципу.
На основании анализа норм Положения о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 15.10.2007 N319 (далее - Положение), судом установлено, что данное министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения на территории Республики Бурятия, основной задачей которого, помимо прочих, являются обеспечение доступности медицинской помощи в объеме государственных гарантий.
В соответствии с пунктом 6.18 Положения Минздрав осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство полномочий, а также функции администратора доходов республиканского бюджета, главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных организаций.
На основании пунктов 6.4.1, 6.7. Положения, Министерство разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, организует реализацию Программы модернизации здравоохранения первичного звена здравоохранения в Республике Бурятия; организует оказание медицинской помощи на территории Республики Бурятия в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, в том числе первичной медико-санитарной помощи.
Согласно пункту 6.10 Положения, Министерство осуществляет финансирование, учет и контроль финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций.
Принимая во внимание, что функции и полномочия учредителя в отношении ГАУЗ "Городская поликлиника N6 осуществляются Министерством здравоохранения республики, выступающим также главным распорядителем бюджетных средств в сфере здравоохранения, суды обоснованно возложили на Министерство здравоохранения Республики Бурятия обязанность по обеспечению в установленном законом порядке финансирования мероприятий по строительству врачебной амбулатории в мкр. Зеленхоз, установив факт нарушения прав граждан, проживающих в данном и близлежащих микрорайонах, на получение доступной первичной медицинской помощи.
Ссылка в кассационной жалобе на неверное применение судом первой инстанции Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утв. приказом Минздрава России от 15.05.2012 N 543н, в связи с указанием нормы, устанавливающей виды медицинских учреждений и порядок оказания первичной помощи в отдельных населенных пунктах, в то время как требования заявлены об организации оказания первичной медико-санитарной помощи в микрорайоне города, не влечет иные выводы суда по существу заявленных требований. Министерством здравоохранения Республики Бурятия признана необходимость обустройства медицинского учреждения на территории мкрн. Зеленхоз г. Улан-Удэ, в связи с чем в ответ на принятые министерством меры, ГАУЗ "Городская поликлиника N6" предоставлен земельный участок для создания такого учреждения, однако соответствующее медицинское учреждение не создано, что послужило основанием для обращения прокурора в суд в интересах граждан, имеющих право на получение первичной медицинской помощи по территориальному принципу.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, так как не содержат правовых оснований к их отмене, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, повторному изложению позиции стороны ответчика, получившей правовую оценку судов первой и апелляционной инстанции, результаты которой отражены в обжалуемых судебных постановлениях.
Выводы судов, содержащиеся в решении и апелляционном определении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, при этом судом первой и апелляционной инстанции не допущено нарушений либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 6 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 9 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Республики Бурятия ? без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.