Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.
судей Кожевниковой Л.П, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N55RS0007-01-2021-006691-88 (N 2-4092/2021) по иску И.Д.А. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о возложении обязанности поставить на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения
по кассационной жалобе И.Д.А. на решение Центрального районного суда г. Омска от 11 ноября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 23 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
И.Д.А. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее- ГУ МЧС России по Омской области) о возложении обязанности поставить на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что общая продолжительность его службы в должности пожарного-спасателя в ФПС ГПС ГУ МЧС России по Омской области составляет 23 года 7 месяцев 11 дней.
11 июня 2021 г. он обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением ГУ МЧС России по Омской области от 24 августа 2021 г. ему отказано в постановке на такой учет, поскольку на 11 июня 2021 г. он не является сотрудником ФПС ГПС и не состоит в списке сотрудников ФПС ГПС (граждан), нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых договору социального найма, принятых на учет до 1 марта 2005 г.
С указанным решением истец не согласен, полагает, что ответчик при отказе в постановке на учет допустил ошибочное толкование норм материального права.
Просил суд возложить на ГУ МЧС Россий по Омской области обязанность поставить его на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Центрального районного суда города Омска от 11 ноября 2021 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 23 марта 2022 г. решение Центрального районного суда города Омска от 11 ноября 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе И.Д.А. ставит вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Омска от 23 марта 2022 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 23 марта 2022 г. как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворений жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, И.Д.А. является старшим сержантом внутренней службы в отставке, проходил службу в должности пожарного-спасателя 3 пожарно-спасательной части 2 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Омской области, уволен со службы по состоянию здоровья 20 марта 2021 г.
Общая продолжительность службы истца в календарном исчислении составляет 23 года 07 месяцев 11 дней, 5 мая 2021 г. прекращен брак, заключенный с И.О.В.
На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий истец на дату увольнения не состоял, как и не состоял па учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г.
11 июня 2021 г. истец обратился в ГУ МЧС России по Омской области с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по Омской области от 24 августа 2021 г. истцу отказано в принятии на учет в связи с тем, что он на 11 июня 2021 г. не является сотрудником ФПС ГПС и не состоит в списке сотрудников ФПС ГПС (граждан), нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, принятых на учет до 1 марта 2005 г.
Не согласившись с данным решением. И.Д.А. обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований исходил из того, что правом на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения обладает сотрудник, имеющий специальное звание и проходящий службу в учреждениях и органах федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Российской Федерации, продолжительность службы которого в названных учреждениях и органах составляет не менее 10 лет, нуждающийся в улучшении жилищных условий по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее- Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ). Поскольку истец во время службы с соответствующим заявлением не обращался, на соответствующий учет поставлен не был, суд пришел к выводу об отсутствии установленных законом оснований для удовлетворения его требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, отметив, что бывшие сотрудники учреждений и органов федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Российской Федерации право на единовременную социальную выплату имеют при наличии одновременно двух условий: если они были уволены со службы с правом на пенсию и были приняты на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты в период прохождения службы. Поскольку И.Д.А. был уволен со службы 20 марта 2021 г, с заявлением о принятии на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты обратился только 11 июня 2021 г. (после увольнения), право на единовременную социальную выплату он не имеет.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при разрешении спора суды правильно применили нормы материального права.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 названного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283- ФЗ.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления социальной выплаты).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с п. 14 Правил право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 настоящих Правил, имевшейся у них надень увольнения.
Положениями ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г. федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Как правильно отметил суд апелляционной инстанции, право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения имеют:
-сотрудники, имеющие специальное звание и проходящие службу в учреждениях и органах федеральной противопожарной службы, продолжительность службы которых в таком учреждении составляет не менее 1 0 лет и нуждающиеся в улучшении жилищных условий по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ;
-граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах, продолжительность службы которых в таком учреждении составляет не менее 10 лет, но либо принятые в период прохождения службы на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, либо принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г. в системе МЧС России.
Установив, что истец в настоящее время не является действующим сотрудником МЧС России, 20 марта 2021 г. уволен со службы по состоянию здоровья, в период прохождения службы в установленном законом порядке с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не обратился, а обратился с таким заявлением впервые лишь 11 июня 2021 г, то есть, уже после увольнения со службы, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Вопреки доводам кассатора возможность принятия на учет в целях получения единовременной социальной выплаты в силу требований п. 4 Правил, а также ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрена только в отношении сотрудников федеральных органов исполнительной власти, в том числе Государственной противопожарной службы МЧС России, то есть, лиц, проходящих службу до их увольнения.
Не влекут удовлетворение кассационной жалобы ссылки кассатора на возможность применения правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 3 июня 2019 г. N 5-КГ19-70 о том, что социальная гарантия в виде предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающимся в жилых помещениях, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сохраняется за членами семьи сотрудника и в случае его смерти по причинам, названным в законе: гибель (смерть) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, при этом сам сотрудник и члены семьи могут не состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты на день его гибели (смерти), вместе с тем члены семьи сотрудника, подтвердив нуждаемость в жилом помещении соответствующими документами, имеют право на получение единовременной социальной выплаты, которая должна быть им предоставлена в равных частях в соответствующем размере, определенном по нормам Правил, не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника. Данный срок является периодом, в течение которого федеральный орган исполнительной власти или уполномоченный им руководитель обязан предоставить единовременную социальную выплату членам семьи погибшего (умершего) сотрудника.
Следует отметить, что Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ выделяет отдельно такую категорию лиц, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, как члены семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, на которых распространяется действие этого федерального закона, Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника в равных частях обратившимся за ее получением членам семьи сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, при наличии у погибшего (умершего) сотрудника условий, предусмотренных ч. 3 этой статьи.
Пунктом 1 ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что право на социальные гарантии, установленные этим законом членам семьи, а также лицам, находящимся на иждивении сотрудника или гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, сохраняется за ними в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах.
Таким образом, положениями названного Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ и Правилами предоставления единовременной социальной выплаты такого условия, как необходимость нахождения погибшего (умершего) сотрудника при жизни на учете для получения единовременной социальной выплаты, в отношении членов семьи сотрудника не предусмотрено.
Поскольку истец к указанной категории не относится, на него не может быть распространено действие указанных положений.
Доводы кассатора о том, что он имеет право на получение социальной выплаты основаны на неверном толковании норм права, поскольку право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения возникает лишь при наличии обязательных условий указанных ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, тогда как в отношении истца такие условия не соблюдаются.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 11 ноября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 23 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу И.Д.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.