Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Павловой О.А, судей Белоногого А.В. и Бутковой Н.А, при ведении протокола помощником судьи Егоровой О.А, с участием прокурора Парфеновой Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-129/2022 по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "СпецЛимТранс" на решение Ленинградского областного суда от 24 мая 2022 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска о признании не действующим в части постановления Правительства Ленинградской области от 24 декабря 2020 года N853 "Об утверждении изменений в Генеральный план муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области".
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Белоногого А.В, объяснения представителя административного истца, общества с ограниченной ответственностью "СпецЛимТранс" адвоката Королева А.В, настаивавшего на доводах жалобы, представителя административного ответчика, Правительства Ленинградской области Яковлевой Н.Н, возражавшей против доводов жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфеновой Е.Г, полагавшей, что решение суда подлежит отмене, судебная коллегия
установила:
24 декабря 2020 года Правительством Ленинградской области принято постановление N 853 "Об утверждении изменений в Генеральный план муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области" (далее постановление N853), которое 26 декабря 2020 года опубликовано на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.
В приложении к постановлению N 853 указаны изменения, внесённые в положение о территориальном планировании, приведена карта функциональных зон поселения.
Общество с ограниченной ответственностью "СпецЛимТранс" обратилось в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором с учётом уточнений (том 4, л.д.95-96) просило признать не действующим со дня его принятия указанное постановление в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами N и N, расположенных по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, муниципальное образование "город Всеволожск", пересечение Дороги Жизни и ул.Приютинская, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: размещение объектов торговли (магазинов и крытых рынков), к функциональной зоне Р3 (зона историко-культурной деятельности).
Административный истец, которому вышеуказанные земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N, принадлежат на праве собственности, ссылается на нарушение своих прав оспариваемым правовым регулированием, поскольку оно препятствует использованию земельных участков в соответствии с возможными целями использования.
При этом истец указал, что до внесения соответствующих изменений в генеральный план муниципального образования "Город Всеволожск" земельный участок с кадастровым номером N был отнесён к функциональной зоне Д1 (зона многофункциональной общественно-деловой застройки), тогда как в соответствии с оспариваемым регулированием в отношении созданных земельных участков установлена функциональная зона историко-культурной деятельности.
Решением Ленинградского областного суда от 24 мая 2022 года в удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью "СпецЛимТранс" отказано (том 5, л.д.125-134).
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое, которым удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на то, что включение принадлежащих истцу указанных земельных участков в зону историко-культурной деятельности, в которую входит и территория памятника, без решения уполномоченного органа об увеличении территории такого памятника, нельзя признать законным.
Относительно апелляционной жалобы Правительством Ленинградской области представлен отзыв (том 5, л.д.160-163).
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, и не просивших об отложении судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав объяснения участников процесса и заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 1 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана муниципального образования, внесение в него изменений относится к вопросам местного значения муниципального образования, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
С учётом вступивших в законную силу решений Ленинградского областного суда по административному делу N 3а-253/2021 от 19 мая 2021 года, по административному делу N 3а-280/2021 от 6 августа 2021 года, которыми проверена процедура принятия данного нормативного правового акта, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции в установленной форме, с соблюдением порядка опубликования и введения в действие.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее Закон об объектах культурного наследия).
Одним из видов объектов культурного наследия являются памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (абзац второй части 5 этой статьи).
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что объект культурного наследия федерального значения "Главный усадебный дом и парк, принадлежавший Оленину Алексею Николаевичу, у которого бывали А.С. Пушкин, И.А. Крылов, А.С. Грибоедов, М.И. Глинка, К.П. Брюллов и др." поставлен на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" (том 4, л.д.76-79).
Границы территории объекта культурного наследия утверждены решением Леноблисполкома от 20 декабря 1976 года N461 "Об утверждении охранных зон исторического памятника-усадьбы "Приютино" Всеволожского района" согласно приложению.
Данное приложение содержит описательную часть.
В разделе 1 "Границы усадьбы" указано, что южная, юго-восточная границы проходят вдоль железной дороги до пересечения ею р.Лубьи (том 4, л.д.79 на обороте, л.д.80).
Из учётной карточки памятника истории и культуры СССР от 5 марта 1990 года следует, что площадь Парка усадьбы А.Н. Оленина составляет 16 га (том 1, л.д.92-93).
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13 декабря 2016 года N63784-р объект культурного наследия зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации N4715206824410006, вид объекта культурного наследия: Ансамбль.
Приказом Комитета по культуре Ленинградской области от 11 марта 2019 года N01-03/19-160 "Об установлении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения "Главный усадебный дом и парк, принадлежавший Оленину Алексею Николаевичу, у которого бывали: А.С. Пушкин, И.А. Крылов, А.С. Грибоедов, М.И. Глинка, К.П. Брюллов и др." 1-ая пол. ХIХв, по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, городское поселение г.Всеволожск, шоссе Дорога Жизни 5-й км, а также выявленных объектов культурного наследия, расположенных на его территории, и входящих в его состав" установлен предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения (том 4, л.д.103-198).
Согласно статье 3.1 Закон об объектах культурного наследия территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с названной статьей (пункт 1).
В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц (пункт 2).
Общество с ограниченной ответственностью "СпецЛимТранс" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N и 47:07:1301093:514, которые образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 47:07:1301093:141.
Указанные земельные участки до внесения оспариваемых изменений в генеральный план были отнесены к функциональной зоне Д1 (зона многофункциональной общественно-деловой застройки).
Оспариваемыми изменениями данные земельные участки отнесены к функциональной зоне Р3 (зона историко-культурной деятельности).
Согласно предписаниям статьи 5 Закона об объектах культурного наследия земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включённых в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и названным Федеральным законом.
В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населённых пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, не совместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесённых к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры (пункт 4 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации).
Генеральный план содержит: положение о территориальном планировании, карту границ населённых пунктов (в том числе границ образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения, карту функциональных зон поселения, карту планируемого размещения объектов местного значения поселения, описание границ населённых пунктов (том 3, л.д.43-250, том 4, л.д.1-41).
К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.
Материалы по обоснованию изменений в генеральный план МК-09-02/2018-ОП (далее материалы по обоснованию) содержат текстовую часть и карты, в том числе карты зон с особыми условиями использования территорий, планируемых изменений функциональных зон, перспективного развития территории на период градостроительного прогноза до 2050 года (том 3, л.д.42, электронный носитель (диск)).
В материалах по обоснованию генерального плана в разделе 4 "Оценка возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа на комплексное развитие территорий" указано, что в процессе работы над генеральным планом была проведена оценка территории, в результате чего были выявлены участки, благоприятные для размещения объектов, которые и определили характер функционального зонирования. Планируемые изменения вносятся, в том числе в части изменения функционального зонирования в целях оптимального и рационального использования территории (пункт 4.1).
Из материалов по обоснованию генерального плана (раздел 3.4, пункт 3.4.1 "Территории и объекты культурного наследия") следует, что в настоящее время на территории муниципального образования "Город Всеволожск" в соответствии с данными департамента государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия Ленинградской области находятся под охраной объекты культурного наследия: федерального значения, регионального значения и выявленные объекты, категория охраны которых подлежит уточнению. В таблицах 3.4.1.1 - 3.4.1.3, приведены списки памятников по данным, размещённым на официальном сайте комитета по культуре Ленинградской области на 10 сентября 2019 года.
Из Таблицы 3.4.1.1 - Перечень объектов культурного наследия федерального значения, зарегистрированных на территории МО "Город Всеволожск" усматривается (строка N3), что в такой Перечень включён вышеупомянутый объект.
В разделе 3.4.2 материалов по обоснованию генерального плана "Сохранение объектов культурного наследия" указано, что в целях обеспечения охраны объектов культурного наследия учитываются ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на территориях, прилегающих к ним в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В пункте 5 "Культура, история, рекреация" раздела 4.1.1. "Обоснование планируемых изменений" материалов по обоснованию генерального плана указано: восточнее лесного массива располагается знаменитый литературно-художественный музей-усадьба Приютино, мемориал "Цветок Жизни" и весь комплекс достопримечательного места Дорога Жизни, а западнее - территория бывших пороховых складов и боеприпасов времен конца XIX - начала XX века, которая не раз уже рассматривалась для создания военно-исторического парка с возможным развитием площадки Санкт-Петербургского артиллерийского музея. Все эти разрозненные объекты, переживающие в настоящее время не лучшие времена, могли бы быть объединены в единый комплекс парков, памятников и спортивнорекреационных зон вокруг основного якорного объекта и получили бы совсем иное звучание (электронный носитель (диск), стр.196 материалов по обоснованию).
На картах функциональных зон, земельный участок с кадастровым номером N отнесён к функциональной зоне Р3 (том 4, л.д.211).
Исходя из положений пункта 2 статьи 1, части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В части 3 статьи 9, частях 9 и 10 статьи 31, пункте 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплён принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Функциональными зонами являются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план, в частности, содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3).
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны); характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (часть 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Генеральный план как документ долгосрочного планирования (часть 11 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации), определяя назначение территорий исходя из планов развития городского округа в целом, может не соответствовать её фактическому использованию и допускать её потенциальное изменение.
Из правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 марта 2017 года N10-П, следует, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учёт потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
Из совокупного анализа приведённых норм в системном единстве следует, что с учётом необходимости гармоничного развития территорий задача органов публичной власти при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путём согласования этих прав и интересов. Развитие территорий носит многоплановый и динамичный характер, что определяет необходимость корректировки базовых градостроительных решений.
Вместе с тем, генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит в себе долгосрочные ориентиры их развития, что должно обуславливать высокий уровень стабильности данного документа. Внесение изменений в документы территориального планирования является проявлением дискреционных полномочий органов публичной власти, что, однако, не предполагает произвольных действий данных органов.
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее Закон об объектах культурного наследия) установлено, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряжённой с ним территории устанавливается среди прочих зон охраны объекта культурного наследия: зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 34 Закона об объектах культурного наследия зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединённой зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включённых в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (абзац 2 пункта 3 статьи 34 Закона об объектах культурного наследия).
Положение о зонах охраны объектов культурного наследия, включающее в себя порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и земельных участков и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4).
В силу предписаний статьи 17 Федерального закона от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступивших в силу 22 января 2015 года, границы территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включённых в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются утверждёнными.
В силу пункта 3 статьи 5 Областного закона Ленинградской области от 25 декабря 2015 года N 140-оз "О государственной охране, сохранении, использовании и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ленинградской области" к полномочиям Правительства Ленинградской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся установление порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 12 статьи 4 указанного закона Ленинградской области от 25 декабря 2015 года N 140-оз к полномочиям отраслевого органа исполнительной власти Ленинградской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится утверждение границ территории объекта культурного наследия в случаях и порядке, установленных федеральным законом.
В суде апелляционной инстанции установлено, что принадлежащий истцу земельный участок включён в границы объекта культурного наследия "Усадьба Приютино", площадью 32 гектара.
Вместе с тем, из учётной карточки территории объекта культурного наследия "Усадьба Приютино" следует, что наименование памятника Усадьба А.Н. Оленина Приютино. Парк; карточка выдана 5 марта 1990 года, Главк охраны памятников. Типологическая принадлежность: 1796-1841; площадь объекта составляет 16 га (том 1, л.д.92).
Из приложения к решению Леноблисполкома от 20 декабря 1976 года N461 "Об утверждении охранных зон исторического памятника-усадьбы "Приютино" Всеволожского района" следует, что площадь объекта составляет 16 га.
В материалы дела представлена схема границ территории и зон охраны объекта культурного наследия "Усадьба Приютино", из которой следует, что территория этого объекта культурного наследия составляет 32 гектара (том 4, л.д.81).
В ответе на запрос суда апелляционной инстанции Администрация Ленинградской области (исх. от 13 сентября 2022 года N) указала, что приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13 декабря 2016 года N63784-р объект культурного наследия зарегистрирован в едином государственном реестре объектов наследия (памятников истории и культуры) народов Российский Федерации под номером 471520682410006, вид объекта культурного наследия - Ансамбль. Дополнительно указано, что установление функциональной зоны Р 3 (зона историко-культурной деятельности), предназначенной для размещения объектов, направленных на развитие историко-культурной деятельности и познавательного туризма, применительно к спорной территории не противоречит нормам градостроительного законодательства, законодательству о сохранении объектов культурного наследия.
Иных сведений об изменении границ территории объекта культурного наследия не представлено.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что границы объекта культурного наследия "Усадьба Приютино" установлены актом органа власти в 1976 году; площадь территории этого объекта определена в 16 га; сведения об изменении границ объекта культурного наследия на площадь в 32 га в установленном законом порядке на основании решения уполномоченного органа власти отсутствуют.
Исходя из представленной схемы границ территории и зон охраны объекта культурного наследия "Усадьба Приютино", следует, что территория, включающая принадлежащий административному истцу земельный участок, полностью входит в функциональную зону Р3 "Зона историко-культурной деятельности".
Из материалов по обоснованию генерального плана (раздел 4.2 "Функциональное зонирование") следует, что функциональные зоны могут включать в себя территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами.
Из этих же материалов по обоснованию (раздел "Таблица 4.2.1 - Описание функциональных зон") усматривается, что зона Р3 "Зона историко-культурной деятельности" предназначена для размещения объектов, направленных на развитие историко-культурной деятельности, а также познавательного туризма. Параметры функциональной зоны не устанавливаются. Регламенты использования определяются в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N73-ФЗ.
Также из указанных материалов (раздел "Таблица 4.2.1 - Описание функциональных зон") следует, что зона Д 1 "Зона многофункциональной общественно-деловой застройки" предназначена для размещения объектов многофункциональной общественно-деловой застройки, объектов повседневного обслуживания, в том числе подземных гаражей и автостоянок, иных вспомогательных сооружений, а также для организации санитарно-защитных зон и/или санитарных разрывов в случае необходимости их установления. Средняя этажность установлена: 3 этажа.
Таким образом, при принятии оспариваемого в части генерального плана не принято во внимание отсутствие решения уполномоченного органа, принятого в установленном законом порядке, об изменении границ территории объекта культурного наследия с 16 га до 32 га, при этом отсутствует утверждённый в установленном порядке проект зон охраны объекта культурного наследия, в связи с чем усматривается произвольность установления в оспариваемом генеральном плане зоны историко-культурной деятельности в отношении земельных участков административного истца.
Таким образом, установление названной функциональной зоны противоречит приведённым нормам градостроительного законодательства и принятых в его исполнение актов регионального и ведомственного характера.
Судебная коллегия учитывает, что планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на её возможное изменение в будущем.
Вместе с тем, правовое регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое в целях устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации), предусматривает необходимость соблюдения принципов правовой определённости режима использования земельных участков и объектов капитального строительства и обоснованности принимаемых решений в области территориального планирования.
Таким образом, поскольку в части оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует нормам, имеющим большую юридическую силу, имелись достаточные основания для его признания не действующим в оспариваемой части, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового об удовлетворении заявленных требований.
Определяя момент, с которого оспариваемый в части нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим, судебная коллегия, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учётом применения этой нормы считает, что он подлежит признанию не действующим с даты принятия настоящего апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинградского областного суда от 24 мая 2022 года отменить.
Признать не действующим с даты принятия настоящего апелляционного определения постановление Правительства Ленинградской области от 24 декабря 2020 года N 853 "Об утверждении изменений в Генеральный план муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области" в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами N и N, расположенных по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, муниципальное образование "город Всеволожск", пересечение Дороги Жизни и ул.Приютинская, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: размещение объектов торговли (магазинов и крытых рынков), к функциональной зоне Р3 (зона историко-культурной деятельности).
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Ленинградский областной суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.