Судья Второго апелляционного суда общей юрисдикции Стахова Т.М., рассмотрев частную жалобу Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области по административному делу N 3а-88/2022 на определение Челябинского областного суда от 11 мая 2022 года об отказе в передаче административного дела для рассмотрения по подведомственности в Арбитражный суд Челябинской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Базис" является теплосетевой организацией, оказывающей услуги по транспортировке тепловой энергии (далее-ООО "Базис").
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области N 69/1 от 25 ноября 2021 года установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО "Базис" на территории Троицкого городского округа. Установленный тариф действует с 25 ноября 2021 года по 31 декабря 2021 года (далее-Министерство, постановление N 69/1 от 25 ноября 2021 года).
ООО "Базис" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим постановление Министерства N 69/1 от 25 ноября 2021 года, указав на его несоответствие нормативным актам, имеющим большую юридическую силу в виду экономической необоснованности установленного тарифа.
Определением Челябинского областного суда от 11 мая 2022 года (л.д. 238-240 т.3) отказано в удовлетворении ходатайства представителя Министерства о передаче административного дела для рассмотрения в Арбитражный суд Челябинской области, с указанием на то, что оспариваемый акт является нормативным правовым актом, а потому в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС Российской Федерации) вопрос о его законности относится к подведомственности суда общей юрисдикции и подсудности суда субъекта Российской Федерации.
Также 11 мая 2022 года Челябинским областным судом вынесено решение, которым постановление Министерства N 69/1 от 25 ноября 2021 года признано недействующим со дня его принятия.
В частной жалобе поставлен вопрос об отмене определения суда с указанием на то, что оспариваемое постановление N 69/1 от 25 ноября 2021 года не обладает признаками нормативного правового акта, поскольку установленный тариф на услуги по передаче тепловой энергии применяется для взаиморасчета между теплоснабжающими организациями ООО "Базис" и ООО "Перспектива", т.е. в отношении ограниченного круга лиц, а также имеет срочный характер действия с 25 ноября 2021 года по 31 декабря 2021 года, что свидетельствует об отсутствии такого признака нормативного правового акта, как неоднократность применения.
Выслушав объяснения представителя административного истца ООО "Базис", возражавшего против удовлетворения частной жалобы, изучив доводы частной жалобы и возражений на них, материалы административного дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения частной жалобы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (постановления от 17 ноября 1997 года N 17-П и от 31 марта 2015 года N 6-П).
Существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт приведены в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами". Такими признаками являются: издание акта в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
В соответствии со статьями 1, 8 Федерального закона N 190-ФЗ от 27 июля 2010 года "О теплоснабжении" государственному тарифному регулированию подлежат цены (тарифы) в сфере теплоснабжения.
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен тарифов в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 указанного федерального закона).
Исполнительным органом в области государственного регулирования тарифов в Челябинской области является Министерство в соответствии с Положением о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 31 декабря 2014 года N 300.
Акты, принимаемые регулирующими органами в соответствии с положениями Федерального закона N190-ФЗ от 27 июля 20210 года "О теплоснабжении", Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также Правил установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в сфере теплоснабжения, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации N 1075 от 22 октября 2012 года представляют собой единый пакет документов, направленных на установление тарифов на услуги по передаче тепловой энергии. В связи с этим акты регулирующих органов об утверждении необходимой валовой выручки (далее-НВВ), долгосрочных параметров регулирования теплосетевых организаций, тарифов на услуги, по передаче тепловой энергии взаимосвязаны и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга. Поскольку в совокупности этими актами, рассчитанными на неоднократное применение (в течение регулируемого периода), устанавливаются правовые нормы (правила поведения), обязательные для теплосетевых организаций, НВВ которых включена в расчет тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, а также регулируются отношения по расчетам за такие услуги применительно к неопределенному кругу лиц, то каждый акт обладает признаками нормативного правового акта.
С учетом вышеизложенного постановление Министерства N 69/1 от 25 ноября 2021 года является нормативным правовым актом. Поэтому вывод об отсутствии правовых оснований для передачи дела для рассмотрения в арбитражный суд первой инстанции сделал при правильном толковании норма материального права.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 316 КАС Российской Федерации, суд
определил:
определение Челябинского областного суда от 11 мая 2022 года оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) могут быть поданы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.