Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Бутковой Н.А, судей Белоногого А.В. и Пластинина И.В, с участием прокурора Капсамун И.С, при секретаре - помощнике судьи Михайловой К.П, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-559/2022 по апелляционным жалобам Екатеринбургской городской Думы и Администрации города Екатеринбурга на решение Свердловского областного суда от 25 мая 2022 года, которым административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Управляющая компания "Эфес" о признании не действующим в части решения Екатеринбургской городской Думы от 14 апреля 2020 года N8/33 "О внесении изменений в решение Екатеринбургской городской Думы от 22 ноября 2005 года N 14/3 "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории муниципального образования "город Екатеринбург" удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Бутковой Н.А, объяснения участвующих в судебном заседании посредством видеоконференц-связи представителя Екатеринбургской городской Думы Котельниковой И.С, представителя Администрации города Екатеринбурга Турыгиной Н.В, поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителя общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Управляющая компания "Эфес" Вавиловой О.В, возражавшей относительно доводов апелляционных жалоб, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
22 ноября 2005 года Екатеринбургской городской Думой принято решение N14/3 "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Решение N14/3), пунктом 2 которого на территории указанного муниципального образования установлены ставки земельного налога.
Решением Екатеринбургской городской Думы от 14 апреля 2020 года N8/33 "О внесении изменений в решение Екатеринбургской городской Думы от 22 ноября 2005 года N 14/3 "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Решение N 8/33), опубликованным 20 апреля 2020 года в официальном издании "Вестник Екатеринбургской городской Думы" N 373, в названный муниципальный правовой акт внесены изменения, в том числе путем изложения абзацев третьего и четвертого подпункта 1 пункта 2, устанавливающего ставку земельного налога в размере 0, 3 процента, в следующей редакции:
"занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности, а также за исключением земельных участков, указанных в подпункте 2 настоящего пункта);
- не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Пунктом 3 Решения N 8/33 действие абзацев третьего и четвертого подпункта 1 пункта 2 Решения N14/3 (в редакции настоящего Решения) распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Управляющая компания "Эфес" обратилось в суд с административным исковым заявлением, уточнив требования которого, просило признать недействующим пункт 3 Решения N 8/33 в части, предусматривающей, что действие абзацев третьего и четвертого подпункта 1 пункта 2 Решения N14/3 (в редакции настоящего Решения) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на то, что является владельцем земельных участков и плательщиком земельного налога. Пункт 3 Решения N 8/33 принят с нарушением пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Решением Свердловского областного суда от 25 мая 2022 года административное исковое заявление удовлетворено. Признан недействующим со дня принятия пункт 3 Решения N 8/33 в части, предусматривающей, что действие абзацев третьего и четвертого подпункта 1 пункта 2 решения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.
В апелляционных жалобах Екатеринбургская городская Дума и Администрация города Екатеринбурга просят отменить решение суда первой инстанции, как принятое с нарушением норм материального права и содержащее выводы, не соответствующие обстоятельствам дела.
Относительно доводов апелляционных жалоб административным истцом представлены возражения.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционных жалоб и возражений относительно них, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу положений статей 15 и 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог является местным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты данного налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации)
В соответствии с подпунктом 3 пункта 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Проверяя полномочия Екатеринбургской городской Думы, процедуру принятия оспариваемого в части муниципального правового акта и опубликования (обнародования), суд, исходя из положений части 3 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ и пункта 1 статьи 25 Устава муниципального образования "город Екатеринбург", пришел к правильному выводу о том, что Решение N 8/33 принято в пределах полномочий представительного органа муниципального образования, с соблюдением процедуры его принятия, в установленном порядке опубликовано.
Суд первой инстанции, произведя сравнительный анализ положений абзацев третьего и четвертого подпункта 1 пункта 2 в редакции Решений N14/3 и N 8/33, пришел к выводу, что в результате внесения соответствующих изменений оспариваемым в части решением был конкретизирован субъект правового регулирования путем исключения из ранее установленного перечня лиц, имеющих право по уплате земельного налога по пониженной ставке, субъектов предпринимательской деятельности. Данные изменения не улучшают положение налогоплательщиков, в связи с чем такому правовому регулированию не могла быть придана обратная сила.
В силу положений статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
По общему правилу, содержащемуся в абзаце первом пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Вместе с тем акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют (пункт 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации).
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункт 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации).
Приведенные положения закона согласно пункту 5 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации распространяются в том числе на нормативные правовые акты о налогах и сборах органов местного самоуправления.
Статей 393 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговым периодом в отношении земельного налога признается календарный год.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в ряде его решений (постановления от 30 января 2001 года N 2-П, от 19 июня 2003 года N 11-П и др.) в силу конституционного императива законности установления налогов и сборов предъявляются требования не только к форме, процедуре принятия и содержанию соответствующих актов, но и к порядку их введения в действие. Этим обусловливается необходимость определения законодателем разумного срока, по истечении которого возникает обязанность каждого платить налоги и сборы, с тем чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, выводимый, в частности, из статей 8 (часть 1) и 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства административным ответчиком подтверждено, что основанием для принятия оспариваемого в части нормативного правового акта явилось внесение соответствующих изменений в абзац четвертый подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации пунктом 23 статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 2019 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон от 15 апреля 2019 года N 63-ФЗ) и абзац третий подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации пунктом 75 статьи 2 Федерального закона от 29 сентября 2019 года N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 сентября 2019 года N 325-ФЗ). Данными изменениями федеральный законодатель усилил адресность предоставления льготы в виде пониженной налоговой ставки в отношении земельных участков для жилищного строительства, а также личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества.
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 15 апреля 2019 года N 63-ФЗ и статьи 3 Федерального закона от 29 сентября 2019 года N 325-ФЗ пункт 23 статьи 1 и пункт 75 статьи 2 этих федеральных законов соответственно вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Таким образом, федеральным законодателем установлен общий порядок, предусмотренный абзацем первым пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, для вступления в силу вышеназванных изменений подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации. Придание обратной силы указанным нормам Федеральным законом от 15 апреля 2019 года N 63-ФЗ и Федеральным законом от 29 сентября 2019 года N 325-ФЗ не предусмотрено.
Поскольку в силу пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления отнесено лишь установление размера налоговой ставки земельного налога, в том числе в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, жилищного строительства, органы местного самоуправления не вправе определять условия отнесения тех или иных земельных участков к указанным категориям для целей налогообложения и определять иначе, чем в федеральном законодательстве порядок вступления в силу нормативных положений по вопросам, урегулированным в Налоговом кодексе Российской Федерации.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что нормативные положения, содержащиеся в оспариваемом в части нормативном акте, в той мере, в которой они применяются в целях налогообложения и тем самым непосредственно интегрированы в нормативно-правовой механизм регулирования налоговых отношений, - не могут проявлять свое регулятивное воздействие в налоговой сфере по правилам, отличным от тех, которые установлены в отношении собственно актов законодательства о налогах и сборах, и, соответственно, они порождают юридически значимые последствия и подлежат применению для целей исполнения обязанности по уплате земельного налога начиная с того момента, который определяется в общем порядке, установленном на основании статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой акт законодательства о налогах должен вступать в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Иное означало бы возможность снижения конституционных прав налогоплательщиков, нивелировало их законные ожидания относительно правильности исчисления и уплаты налогов.
Ссылка подателей жалоб на положения пункта 17 статьи 3 Федерального закона от 29 сентября 2019 года N 325-ФЗ вышеприведенные выводы не опровергает, об ином порядке применения пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации не свидетельствует.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции обоснованно не согласился с доводами административного ответчика, нашедшими свое отражение также в апелляционной жалобе, о том, что вносимые Решением N 8/33 изменения не затрагивают прав и законных интересов административного истца, который и при ранее действовавшем правовом регулировании должен был уплачивать земельный налог по ставке 1, 5 процента.
Как следует из представленных административным истцом документов, земельный налог за 2019 год в отношении земельных участков с видом разрешенного использования - земли жилой застройки, им исчислялся и оплачивался по ставке 0, 3 процента. Как пояснил представитель Екатеринбургской городской Думы, камеральная проверка налоговым органом относительно правильности исчисления данным налогоплательщиком земельного налога за указанный период не проводилась, требование об уплате налога в ином размере не выставлялось. Спор относительно исчисления земельного налога за 2020 год возник между обществом с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Управляющая компания "Эфес" и Инспекцией Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Екатеринбурга в связи с принятием Решения N 8/33. Разрешение же вопроса о том, какая ставка земельного налога в действительности подлежала применению в отношении конкретных земельных участков, принадлежащих административному истцу, в предыдущие налоговые периоды к предмету судебного разбирательства в рамках настоящего дела не относится, в связи с чем ссылка в апелляционных жалобах на судебную практику по спорам налоговых органов с иными налогоплательщиками, на правильность выводов суда первой инстанции о нарушении прав и законных интересов административного истца оспариваемым правовым регулированием, которое непосредственно повлекло ухудшение его положения, не влияет.
Вопреки доводам апелляционных жалоб выделение в действующей редакции абзаца четвертого подпункта 1 пункта 2 Решения N14/3 в качестве подлежащих обложению земельным налогом по ставке 0, 3 процента земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не свидетельствует о возможности применения правил пункта 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации относительно иных категорий плательщиков земельного налога, положение которых внесением изменений в абзацы три и четыре подпункта 1 пункта 2 названного решения улучшено не было.
При таком положении судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского областного суда от 25 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Екатеринбургской городской Думы и Администрации города Екатеринбурга - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.