Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Черниговского районного суда Приморского края от 08 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 16 февраля 2022 года по делу по исковому заявлению заместителя прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона Восточного военного округа в защиту интересов неопределённого круга лиц к Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, заинтересованное лицо ФГКУ "412 ЦОМТИ" Министерства обороны Российской Федерации о понуждении обязанности произвести капитальный ремонт.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО6, полагавшей необходимым оспариваемые судебные акты отменить, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заместитель прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона Восточного военного округа обратился в Пресненский районный суд города Москвы в защиту интересов неопределённого круга лиц с вышеназванным исковым заявлением и, с учётом уточнения исковых требований, просил обязать Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) произвести ремонт здания гаража с инв.N 30, расположенного по адресу: Приморский край, Черниговский район, село Монастырище, военный городок N 4 отдела (пгт.Сибирцево) ФГКУ "412 ЦОМТИ" Министерства обороны Российской Федерации.
Определением Пресненского районного суда города Москвы от 13 апреля 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ФГКУ "412 ЦОМТИ" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "412 ЦОМТИ" Минобороны России).
Определением Пресненского районного суда города Москвы от 31 мая 2021 года гражданское дело передано по подсудности в Черниговский районный суд Приморского края.
Определением Черниговского районного суда Приморского края от 15 октября 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России).
Дело рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства.
Решением Черниговского районного суда Приморского края от 08 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 16 февраля 2022 года, исковые требования прокурора удовлетворены.
14 июня 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Минобороны России, поданная через Черниговский районный суд Приморского края 09 июня 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Так, по мнению кассатора, судами не дана надлежащая оценка доводам представителя Минобороны России о том, что здание гаража является аварийным и не эксплуатируется. В соответствии с требованиями гражданского законодательства собственник, по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежащим ему имуществом и определят расходы, необходимые для его содержания и ремонта. Кроме этого, кассатор указал, что Минобороны России является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку спорный объект находится в оперативном управлении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14 июня 2022 года кассационная жалоба Минобороны России и гражданское дело переданы в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 июня 2022 года кассационная жалоба Минобороны России передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, представители административных ответчиков и заинтересованного лица в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО7, изучив письменные возражения заместителя прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона Восточного военного округа, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведённой 32 военной прокуратурой гарнизона Восточного военного округа проверки казарменно-жилищного фонда Минобороны России в военном городке N 4 отдела (пгт.Сибирцево) ФГКУ "412 ЦОМТИ" Минобороны России, дислоцированном в селе Монастырище Черниговского района Приморского края, на предмет проведения текущего и капитального ремонта, установлено, что здание гаража с инв.N 30 (1968 года ввода в эксплуатацию), расположенное в указанном военном городке N 4, состоит на балансе ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России и является собственностью Российской Федерации в лице Минобороны России.
Согласно акту общего осеннего осмотра объектов казарменно-жилищного фонда военного городка N 4, утверждённого врио начальника отдела (пгт.Сибирцево) ФГКУ "ЦРМТИ" Минобороны России 22 октября 2019 года, здание гаража с инв.N 30 находится в аварийном состоянии и нуждается в капитальном ремонте.
В силу пункта 1 статьи 209 и пункта 1 статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из содержания пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" следует, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Минобороны России, утверждённого Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082 (далее - Положение о Минобороны России), к полномочиям Минобороны России отнесено, в том числе, осуществление в пределах компетенции, правомочий собственника имущества Вооруженных Сил РФ.
Минобороны России организует выполнение работ по капитальному ремонту объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах, а также эксплуатацию таких объектов (подпункт 68 пункта 7 Положения о Минобороны России).
В соответствии с пунктом 5 Положения о Минобороны России, Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Минобороны России организации.
Аналогично пункт 1, подпункт "б" пункта 2 постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" определяют, что Минобороны России осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Приказом Минобороны России от 02 марта 2017 года N 155 в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации создано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
В соответствии с пунктами 21, 25 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, утверждённого приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03 марта 2017 года N 607, Учреждение обеспечивает содержание (эксплуатацию): проектирование, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование; Учреждение осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации закреплённых на праве оперативного управления (предоставленных в безвозмездное пользование) объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, управление имуществом, находящимся в государственной собственности, аренду и управление
недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.
Согласно пункту 6 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2017 года N 860 (далее - Руководство N 860), ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России отнесено к коммунально-эксплуатационным органам (организациям).
Пунктами 14, 15, 16 Руководства N 860 установлено, что филиалы ФГБУ "ЦЖКУ несут ответственность за: обеспечение технической эксплуатации материально-технической базы, контроль за исполнением контрактов по закрепленной номенклатуре, взаимодействие с органами местного самоуправления принятие решений при участии в комиссии по приемке законченных строительством объектов; ЖКС несет ответственность за: правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования, надлежащий учёт коммунальных ресурсов; своевременное проведение мероприятий промышленной безопасности на опасных производственных объектах коммунального хозяйства Вооруженных Сил, закрепленных на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ"; ЖКС осуществляет: выявление случаев незаконных присоединений к инженерным сетям, устранение аварийных ситуаций, мероприятия по подготовке к отопительному периоду, иную деятельность, предусмотренную уставом ФГБУ "ЦЖКУ".
Принимая оспариваемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанции сослались на положения Гражданского кодекса РФ, Положение о Минобороны России, утверждённое Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, постановление Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых вопросах по управлению федеральным имуществом", исходили из неисполнения Минобороны России, как собственником имущества, обязанности по его надлежащему содержанию, указав, что здание гаража находится в неудовлетворительном состоянии на протяжении длительного времени, несмотря на фиксацию нарушений в актах 2019-2020 годов меры по устранению выявленных дефектов не приняты, и пришли к выводу об обоснованности требований прокурора.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции не может согласиться с данными выводами судов первой и апелляционной инстанции в силу следующего.
Настоящее дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций в порядке гражданского судопроизводства, в то же время с учётом положений пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ и разъяснений, приведённых в пунктах 1 и 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", дела, связанные с оспариванием решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Согласно части 1 статьи 218, части 2
статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, а также нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с частями 8 и 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела в порядке главы 22 КАС РФ суд выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объёме, в том числе как соблюдение истцом сроков обращения в суд, так и нарушение его прав, свобод и законных интересов, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, наличие полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 КАС РФ).
Кодекс административного судопроизводства РФ устанавливает обязанность суда определять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, при этом по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия), принятых или совершённых органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделёнными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 КАС РФ).
В силу части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 разъяснено, что доказывание по административным делам осуществляется при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ).
Право на судебную защиту, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, оказывается существенно ущемлённым, если суды при рассмотрении дела не исследуют его фактические обстоятельства по существу, ограничиваясь установлением формальных условий применения нормы (постановления от 06 июня 1995 года N 7-П, от 13 июня 1996 года N 14-П, от 28 октября 1999 года N 14-П, от 22 ноября 2000 года N14-П, от 14 июля 2003 года N 12-П, от 12 июля 2007 года N 10-П, определение от 05 марта 2004 года N 82-0 и др.).
Обжалуемые судебные акты приведённым требованиям не соответствуют.
Так, возлагая на Минобороны России обязанность произвести капитальный ремонт здания гаража инв.N 30, расположенного по адресу: Приморский край, Черниговский район, село Монастырище, военный городок N 4 отдела (пгт. Сибирцево) ФГКУ "412 ЦОМТИ" Минобороны России, суды не приняли во внимание положения действующего законодательства, не учли организационную структуру Минобороны России и наделение специальными полномочиями структурных подразделений Минобороны России, не определили надлежащее лицо, непосредственно ответственное за проведение как капитального, так и текущего ремонта.
Кроме этого, при разрешении дела суды не приняли решение в отношении административного ответчика ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход рассмотрения дела, и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов лиц, участвующих в деле, в связи с чем, состоявшийся по настоящему делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, для рассмотрения в порядке административного судопроизводства и принятия решения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Черниговского районного суда Приморского края от 08 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 16 февраля 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Черниговский районный суд Приморского края в ином составе суда в порядке административного судопроизводства.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.