Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Королевой Е.В, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации г. Хабаровска Приходько Р.И. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 25 мая 2022 года, принятое по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Индустриального района г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Хабаровска, управлению дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска, департаменту муниципальной собственности администрации г. Хабаровска о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишонову Ф.А, возражавшую против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Индустриального района г. Хабаровска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к администрации г. Хабаровска с административным исковым заявлением, уточнив требования которого просил обязать администрацию г. Хабаровска в семимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить повреждения дорожного покрытия автомобильной дороги по ул. Тверская в г. Хабаровске от ее примыкания к ул. П.Л. Морозова до ул. Барнаульской в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; в семимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу изготовить технический паспорт на автомобильные дороги в г. Хабаровске по пер. Образцовый и ул. Образцовая; в девятимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявление и документацию, необходимые для принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей - автомобильных дорог общего пользования по пер. Образцовому и ул. Образцовая; в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить повреждения дорожного покрытия автомобильной дороги в районе дома N 6 по пер. Образцовый в г. Хабаровске в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить повреждения дорожного покрытия автомобильной дороги по ул. Образцовая на участке дороги в районе дома 57 по ул. Образцовая в г. Хабаровске в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что проведенным прокуратурой 22 октября 2021 года с участием специалиста ОГИБДД УМВД России по г. Хабаровску осмотром автомобильных дорог установлено, что дорожное покрытие автомобильных дорог по ул. Алеутская, ул. Тверская, ул. Образцовая и пер. Образцовый имеет многочисленные дефекты в виде выбоин, просадок по размерам, превышающим значение таблицы 5.3 пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. Автомобильные дороги по улицам Алеутская и Тверская являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения, автомобильные дороги по пер. Образцовому и ул. Образцовой в перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа "Город Хабаровск" отсутствуют. Бездействие органа местного самоуправления по непринятию мер к государственной регистрации права муниципальной собственности на бесхозяйные автомобильные дороги, паспортизации дорог, надлежащему содержанию дорог создает угрозу безопасности дорожного движения.
На основании определения Индустриального районного суда г. Хабаровска от 15 декабря 2021 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены управление дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска, департамент муниципальной собственности администрации г. Хабаровска.
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 13 января 2022 года административное исковое заявление прокурора Индустриального района г. Хабаровска удовлетворено частично, на администрацию г. Хабаровска возложена обязанность в течение семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить повреждения дорожного покрытия автомобильной дороги по ул. Тверская от ее примыкания к ул. П.Л. Морозова до ул. Барнаульской, приведя дорожное покрытие в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, а также изготовить технические паспорта на автомобильные дороги по ул. Образцовой и по пер. Образцовому в г. Хабаровске, в течение года со дня вступления решения суда в законную силу устранить повреждения дорожного покрытия автомобильных дорог по пер. Образцовому в районе дома N 6, по ул. Образцовой в районе дома N 57, приведя дорожное покрытие в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, в остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллеги по административным делам Хабаровского краевого суда от 25 мая 2022 года решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 13 января 2022 года отменено в части возложения на администрацию г. Хабаровска обязанности по изготовлению технических паспортов на автомобильные дороги по ул. Образцовой и пер. Образцовому в г. Хабаровске, в указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований; в остальной части решение оставлено без изменения, абзац 2 - 3 резолютивной части изложен в следующей редакции: "Возложить на администрацию г. Хабаровска обязанность в течение не более 20 суток со дня вступления решения суда в законную силу устранить повреждения дорожного покрытия автомобильной дороги по ул. Тверской от ее примыкания к ул. П.Л. Морозова до ул. Барнаульской, по пер. Образцовому в районе дома N 6, по ул. Образцовой в районе дома N 57, приведя дорожное покрытие в соответствие с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017".
8 июня 2022 года представителем администрации г. Хабаровска Приходько Р.И. через суд первой инстанции подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 8 июля 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований прокурора в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что определенный судом апелляционной инстанции срок устранения дефектов дорожного покрытия является неразумным, установлен без учета сезонности дорожной деятельности, а также реализации вопросов местного значения в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Принятый по делу судебный акт ограничивает право органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, не учтено, что проведение ремонта спорных дорог запланировано на 2023 год, что подтверждается заключением 17 мая 2022 года соответствующего муниципального контракта.
Административные ответчики о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судом апелляционной инстанции не допущены нарушения, влекущие отмену апелляционного определения в кассационном порядке.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора о возложении на администрацию г. Хабаровска обязанности устранить повреждения дорожного покрытия на спорных участках дорог, суды пришли к выводу, что бездействие администрации г. Хабаровска по соблюдению нормативно установленных сроков устранения дефектов дорожного покрытия при текущем эксплуатационном содержании автомобильной дороги по ул. Тверской на участке от примыкания к ул. П.Л. Морозова до ул. Барнаульской, а также на автомобильных дорогах в районе дома N 6 по пер. Образцовому и дома N 57 по ул. Образцовой в г. Хабаровске является незаконным и нарушающим права граждан на обеспечение безопасности дорожного движения.
Данные выводы постановлены при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам дела.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность), регулирует Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 указанного федерального закона под дорожной деятельность понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. К содержанию автомобильной дороги отнесен комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу требований пункта 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Данная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Частью 11 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа отнесены автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения; соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (пункт 1).
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2).
Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", который введен в действие с 1 сентября 2018 года (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
В соответствии с пунктом 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 в случае несоответствия эксплуатационного состояния дорог и улиц требованиям настоящего стандарта владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлена недопустимость на покрытии проезжей части дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, перечисленных в таблице А.1 приложения А, которые подлежат устранению в сроки, приведенные в таблице 5.3 (от 5 до 20 дней в зависимости от категории дороги и повреждений на ней).
С учетом данного правового регулирования, установив наличие на дорожном покрытии автомобильных дорог по ул. Тверская от ее примыкания к ул. П.Л. Морозова до ул. Барнаульской, по пер. Образцовый в районе дома N 6, по ул. Образцовая в районе дома N 57 г. Хабаровска дефектов, превышающих значения таблицы 5.3 пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, суды пришли к правильному выводу о возложении на администрацию г. Хабаровска, как собственника автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, обязанности по приведению эксплуатационного состояния указанных дорог в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на неразумность установленных судом апелляционной инстанции сроков приведения в соответствие дорожного покрытия в связи с тем, что при осуществлении работ ремонту дорог орган местного самоуправления руководствуется положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", подлежит отклонению, поскольку сроки, установленные оспариваемым судебным актом, соответствуют срокам устранения выявленных дефектов покрытия дорог, предусмотренным ГОСТ Р 50597-2017, которые являются предельными для приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды, поэтому безопасность дорожного движения не может быть поставлена в зависимость от порядка и условий проведения конкурсных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ.
Таким образом, поскольку судом апелляционной инстанции нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, выводы, изложенные в апелляционном определении, соответствуют обстоятельствам дела, оснований для его отмены в кассационном порядке и удовлетворения кассационной жалобы административного ответчика не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 25 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Хабаровска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.