Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Окружной администрации г. Якутска Кривогорницына А.П. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 11 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 1 июня 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Емельянова Н.Н. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска об оспаривании отказа в предоставлении в собственность земельного участка для ведения садоводства.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Емельянов Н.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска об оспаривании решения от 30 декабря 2021 года N 6850-ДИЗО/21 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес"", возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность без проведения торгов для использования под садоводство и огородничество.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он, как член СНТ "Пригород", обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым N для ведения садоводства, однако, оспариваемым ответом ему отказано в предоставлении земельного участка в собственность со ссылкой на то, что по проекту межевания территории земельный участок предусмотрен под территорию общего пользования, а также его расположение в зоне с особыми условиями использования территории (зоне затопления и приаэродромной зоне).
С данным решением он не согласен, поскольку при предоставлении земельного участка СНТ "Пригород" в безвозмездное пользование никаких ограничений установлено не было, каких-либо объектов общего пользования на земельном участке не имеется, факт расположения испрашиваемого земельного участка в зоне затопления и седьмой подзоне приаэродромной территории не препятствует его использованию для ведения садоводства.
Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 февраля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено СНТ "Пригород".
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 11 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 1 июня 2022 года, административные исковые требования Емельянова Н.Н. удовлетворены частично, признан незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска в предоставлении Емельянову Н.Н. земельного участка с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес", для садоводства и огородничества, выраженный в уведомлении от 30 декабря 2021 года N 6580-ДИЗО/21, на Окружную администрацию г. Якутска в лице Департамента имущественных и земельных отношений возложена обязанность повторно рассмотреть в установленные законом порядке и сроки заявление Емельянова Н.Н. от 15 декабря 2021 года N 17748-106-2021 о предоставлении земельного участка с кадастровым N.
30 июня 2022 года представителем Окружной администрации г. Якутска Кривогорницыным А.П. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 15 июля 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных актов.
В кассационной жалобы заявитель настаивает на законности оспариваемого решения в связи с расположением испрашиваемого земельного участка в зонах с особыми условиями использования территории и его несоответствием проекту межевания территории микрорайона Марха, которым земельный участок предусмотрен под территорию общего пользования, что препятствует его предоставлению в собственность.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании договора от 27 октября 2017 года N 09-3/2017-0178, заключенного между Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации "адрес" и СНТ "Пригород", последнему передан в безвозмездное пользование земельный участок с кадастровым N, общей площадью 67450 кв.м, находящийся по адресу: "адрес", под садоводство и огородничество.
Из указанного земельного участка путем раздела образован земельный участок с кадастровым N площадью 1220 кв.м, что следует из сведений Единого государственного реестра недвижимости. Данный земельный участок предоставлен согласно протоколу общего собрания СНТ "Пригород" от 9 июля 2021 года N 33 члену товарищества Емельянову Н.Н.
15 декабря 2021 года Емельянов Н.Н. обратился в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о предоставлении ему, как члену СНТ "Пригород", в собственность земельного участка с кадастровым N для ведения садоводства и огородничества.
По результатам рассмотрения обращения 30 декабря 2021 года Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска направил административному истцу уведомление N 6850-ДИЗО/21 о невозможности предоставления земельного участка ввиду того, что испрашиваемый земельный участок по проекту межевания территории микрорайона Марха городского округа "городского округа "город Якутск", утвержденному распоряжением от 21 ноября 2016 года N 1959р, предусмотрен под территорию общего пользования, а также расположен в зонах с особыми условиями использования территорий: зоне затопления и охранной зоне транспорта (7 подзона).
Разрешая спор и признавая оспариваемое решение об отказе в предоставлении Емельянову В.В. в собственность земельного участка с кадастровым N незаконным, суд первой инстанции, с позицией которого согласился апелляционный суд, исходил из того, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории, предоставленной в установленном порядке СНТ "Пригород" для ведения садоводства и огородничества, соответствует виду разрешенного использования, установленному Правилами землепользования и застройки городского округа "город Якутск", поэтому Емельянов Н.Н, как член действующего товарищества, вправе приобрести право собственности на
предоставленный ему земельный участок, при этом факт расположения земельного участка в зоне затопления и приаэродромной зоне не препятствует его использованию в заявленных административным истцом целях ведения садоводства.
Судебная коллегия кассационного суда с данными выводами соглашается, поскольку они соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В силу подпункта 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, на который в оспариваемом решении ссылается административный ответчик, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации в целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации определены виды зон с особыми условиями использования территорий, в том числе приаэродромная территория (подпункт 8); зоны затопления и подтопления (подпункт 17).
Согласно пункту 1 статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 настоящей статьи. Реконструкция указанных зданий, сооружений может осуществляться только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории.
В соответствии с частью 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату принятия ответчиком оспариваемого решения) в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются: размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления; использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Актом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом (абзац второй пункта 1 статьи 47).
На приаэродромной территории могут выделяться семь подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности (пункт 3 статьи 47).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года N 1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории, согласно подпункту "в" пункта 2 которых решение об установлении приаэродромной территории в отношении аэродромов гражданской авиации принимается Федеральным агентством воздушного транспорта; решение об установлении приаэродромной территории включает перечень ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации (подпункт "б" пункта 3).
Приаэродромная территория аэродрома Якутск установлена приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 27 апреля 2020 года N 432-П, которым ограничения использования расположенных в 7 подзоне земельных участков для садоводства и огородничества не установлены.
При таких обстоятельствах, исходя из приведенных положений закона, сам по себе факт расположения испрашиваемого Емельяновым Н.Н. земельного участка в зоне затопления и седьмой подзоне приаэродромной территории не является основанием для отказа в его предоставлении в заявленных административным истцом целях - для ведения садоводства. В границах данных зон с особыми условиями использования территории ограничения использования земельных участков для осуществления садоводства не установлены.
Не влечет признание законным оспариваемого решения наличие в нем ссылки на распоряжение Окружной администрации г. Якутска от 21 ноября 2016 года N 1959р "Об утверждении проекта межевания территории микрорайона Марха городского округа "город Якутск", поскольку, как следует из представленного в дело чертежа проекта межевания территории, спорный земельный участок красные линии не пересекает и не находится в границах территории общего пользования.
При этом согласно Правилам землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утвержденным решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года N 169-НПА, испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен в территориальной зоне С-2А - зоне сельскохозяйственного назначения, градостроительный регламент которой предусматривает такой вид использования как садоводство и огородничество.
Следовательно, у Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска отсутствовали основания для отказа Емельянову Н.Н. в предоставлении земельного участка в собственность со ссылкой на его расположение в зоне затопления и зоне приаэродромной территории, а также несоответствие земельного участка проекту межевания территории, в связи с чем суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения от 30 декабря 2021 года.
Доводы кассационной жалобы административного ответчика повторяют его позицию по административному спору, не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на ошибочном толковании положений законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела, поэтому не могут служить основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 11 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 1 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 11 марта 2022 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.