Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Бубякина А.В. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 марта 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Бубякина П.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия) об оспаривании решения о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бубякин П.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к УФСИН России по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от 24 мая 2006 года N 4 о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и восстановлении его с 5 декабря 2005 года в списке очередников, нуждающихся в жилом помещении.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в 2021 году при рассмотрении гражданского дела о его выселении из служебного жилого помещения ему стало известно о наличии протокола заседания жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Республике Саха (Якутия) от 24 мая 2006 года N 4, которым он исключен из списка нуждающихся в жилом помещении.
Заявитель считает данное решение незаконным, поскольку в нарушение требований статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в нем не приведены основания для его снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 марта 2022 года, в удовлетворении административного иска Бубякина П.В. отказано.
4 июля 2022 года представителем административного истца Бубякиным А.В. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 15 июля 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов в связи с неправильным применением судами норм жилищного законодательства, регулирующих порядок снятия с жилищного учета, и направлении дела на новое рассмотрение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 5 декабря 2005 года Бубякин П.В. обратился в УФСИН России по Республике Саха (Якутия) с рапортом о включении его с семьей в составе жены и дочери в очередь на улучшение жилищных условий.
Протоколом N 1 от 18 февраля 2006 года заседания жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Республике Саха (Якутия) инструктор-водитель ОСН УФСИН России по Республике Саха (Якутия) Бубякин П.В. с 5 декабря 2005 года включен в список сотрудников УФСИН России по Республике Саха (Якутия) на улучшение жилищных условий на основании пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 6 протокола N 4 заседания жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Республике Саха (Якутия) от 24 мая 2006 года Бубякин П.В. исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор, восстановив Бубякину П.В. срок для обращения с настоящим административным иском, суд первой инстанции, с выводами которого согласился апелляционный суд, установил, что на момент включения Бубякина П.В. в список на улучшение жилищных условий УФСИН России по Республике Саха (Якутия) не имело полномочий по принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем признал законным и обоснованным снятие Бубякина П.В. с жилищного учета решением жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Республике Саха (Якутия) в соответствии с протоколом от 24 мая 2006 года N 4.
Судебная коллегия кассационного суда с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций соглашается, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В силу пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 года N 904 "О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации" уголовно-исполнительная система МВД РФ с входящими в ее состав по состоянию на 1 августа 1998 года центральным и территориальными органами, учреждениями, предприятиями, организациями и имуществом, используемым ею в своей деятельности, подлежала передаче в ведение Министерства юстиции Российской Федерации до 1 сентября 1998 года.
Вопросы улучшения жилищных условий сотрудников органов уголовно-исполнительной системы до 1 января 2005 года регулировались статьей 35 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1"Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", положениями которой было предусмотрено, что сотрудники уголовно-исполнительной системы имели право на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома, предоставляемых местными органами власти в течение трех лет, по установленным законодательством нормам.
Абзацем вторым данной статьи было предусмотрено, что уголовно-исполнительная система может иметь ведомственный жилой фонд, формируемый в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Статья 30 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшая до 1 марта 2005 года, предусматривала, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
С 1 января 2005 года статья 35 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" не действует, поскольку утратила силу в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Жилищный кодекс РСФСР утратил силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно частям 3 и 5 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ) принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учет.
Таким образом, с 1 марта 2005 года в силу Жилищного кодекса Российской Федерации органом, осуществляющим принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, является орган местного самоуправления, и с указанной даты во всех органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы постановка граждан на жилищный учет прекращена.
С учетом приведенного правового регулирования, поскольку на дату обращения 5 декабря 2005 года Бубякина П.В. к начальнику УФСИН России по Республике Саха (Якутия) с рапортом о включении его в список очередников на улучшение жилищных условий, а также на дату проведения 18 февраля 2006 года заседания жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Республике Саха (Якутия) управление не обладало полномочиями по ведению жилищного учета сотрудников, обратившихся с соответствующим заявлением после 1 марта 2005 года, включение Бубякина П.В. в ведомственный список сотрудников УФСИН России по Республике Саха (Якутия) на улучшение жилищных условий произведено в отсутствие к тому законных оснований.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о правомерности решения жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Республике Саха (Якутия) от 24 мая 2006 года, которым Бубякин П.В. исключен из списка сотрудников УФСИН России по Республике Саха (Якутия), и отсутствии нарушения прав административного истца данным решением.
Доводы кассационной жалобы о несоответствии требованиям закона оспариваемого решения в связи с отсутствием в нем оснований для снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установленных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, подлежат отклонению, поскольку в рассматриваемом случае исключение Бубякина П.В. из списка нуждающихся в жилых помещениях не связано с выявлением предусмотренных указанной нормой оснований снятия с учета, а обусловлено отсутствием у территориального органа Федеральной службы исполнения наказаний полномочий на включение Бубякина П.В. в данный список и фактически является отменой ранее принятого решения в порядке самоконтроля.
Статья 56 Жилищного кодекса Российской Федерации по своему правовому смыслу и в нормативном единстве с другими положениями главы 7 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает случаи снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях при условии постановки лица на данный учет уполномоченным органом, однако указанное условие для применения данной нормы в рассматриваемом случае отсутствует.
Таким образом, доводы кассационной жалобы административного истца правильность выводов нижестоящих судов не опровергают, основаны на неверном толковании вышеприведенных положений закона применительно к обстоятельствам настоящего дела, и отмену принятых по делу судебных актов не влекут.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Бубякина П.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.