Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Зиганшин И.К., рассмотрев кассационную жалобу административного истца Лобкарева В.Ю. на определение Уссурийского районного суда Приморского края от 31 января 2022 года и апелляционное определение Приморского краевого суда от 27 апреля 2022 года, принятые по административному материалу по административному исковому заявлению Лобкарева В.Ю. к ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Приморскому краю об оспаривании действий по содержанию под стражей без законных оснований,
УСТАНОВИЛ:
Лобкарев В.Ю. обратился в Уссурийский районный суд Приморского края с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Приморскому краю об оспаривании действий, выразившихся в незаконном лишении свободы и содержании в следственном изоляторе, взыскании денежной компенсации в размере 840 000 рублей.
Определением Уссурийского районного суда Приморского края от 31 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Приморского краевого суда от 27 апреля 2022 года, в принятии административного искового заявления Лобкарева В.Ю. отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
5 июля 2022 года Лобкаревым В.Ю. через суд первой инстанции подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 29 июля 2022 года, в которой заявитель ставит вопрос об отмене принятых по его административному исковому заявлению судебных актов, ссылаясь на то, что заявленные им требования подлежат разрешению в рамках Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, прихожу к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Подобные нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при разрешении вопроса о принятии административного искового заявления Лобкарева В.Ю. к производству суда.
Отказывая в принятии административного искового заявления Лобкарева В.Ю, судья первой инстанции, с которым согласился судья апелляционной инстанции, исходил из того, что заявленные административным истцом требования связаны с его несогласием с избранием меры пресечения в виде заключения под стражу, порядок обжалования которой установлен статьями 123-127 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
С указанными выводами нельзя согласиться, поскольку суды неверно определили предмет возникшего между сторонами спора, что повлекло неправильное применение норм процессуального права.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым регламентирован главой 22 названного Кодекса.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, устанавливая право гражданина, организации, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, одновременно определил, что не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном названным Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия), если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке (части 1 и 6 статьи 218).
В соответствии с частью 1 статьи 222 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по основаниям, указанным в части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Из административного иска Лобкарева В.Ю. следует, что он обратился в суд в порядке административного судопроизводства, считая противоречащими положениям Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" действия должностных лиц ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Приморскому краю по принятию его в следственный изолятор и содержанию в период с 20 ноября 2019 года по 10 июня 2020 года без постановления об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, полагая нарушенным тем самым его право на свободу, гарантированное статьей 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и о наличии в связи с этим права на компенсацию.
При этом, вопреки указаниям судов первой и апелляционной инстанций, в административном иске не заявлены требования, связанные с оспариванием решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, либо иные требования, направленные на защиту прав Лобкарева В.Ю, как участника уголовного судопроизводства.
В этой связи выводы суда первой инстанции на стадии принятия административного иска к производству о том, что заявленные Лобкаревым В.Ю. требования подлежат рассмотрению в порядке уголовного судопроизводства, сделаны без учета содержания административного искового заявления и не основаны на процессуальном законе.
При таких обстоятельствах определение Уссурийского районного суда Приморского края от 31 января 2022 года и апелляционное определение Приморского краевого суда от 27 апреля 2022 года, как вынесенные с нарушением норм процессуального права, не могут быть признаны законными и обоснованными, поэтому подлежат отмене, а материал по административному исковому заявлению Лобкарева В.Ю. - возвращению в суд первой инстанции на стадию принятии его к производству суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
определение Уссурийского районного суда Приморского края от 31 января 2022 года и апелляционное определение Приморского краевого суда от 27 апреля 2022 года отменить.
Материал по административному исковому заявлению Лобкарева В.Ю. к ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Приморскому краю об оспаривании действий по содержанию под стражей без законных оснований направить в Уссурийский районный суд Приморского края для рассмотрения вопроса о принятии указанного заявления к производству суда.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.