Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска Стрелковой Ю.А. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Манзя А.В, к Окружной администрации г. Якутска, Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска об оспаривании уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Манзя А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска об оспаривании уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 28 октября 2021 года N 3237, возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником земельного участка с кадастровым N площадью 1100 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", с видом разрешенного использования под индивидуальный жилой дом. В октябре 2021 года он обратился с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на указанном земельном участке, в ответ на которое 28 октября 2021 года Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска уведомил об отказе в согласовании строительства дома в связи нахождением земельного участка в зоне с особыми условиями использования территории теплоснабжения. С данным уведомлением он не согласен, поскольку расстояние от забора земельного участка до сети тепловодоснабжения составляет 5, 6 м, что соответствует установленным параметрам охранной зоны коммунальных тепловых сетей.
На основании определения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 января 2022 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Окружная администрация г. Якутска
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2022 года, исковые требования Манзя А.В. удовлетворены, признано незаконным уведомление Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска от 28 октября 2021 года N 3237 о несоответствии указанных Манзя А.В. в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым N, расположенном по адресу: "адрес"; на Окружную администрацию г. Якутска в лице Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения в установленные действующими нормативными правовыми актами порядке и сроки уведомления Манзя А.В. от 21 октября 2021 года N 9683-ДГ о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым N, расположенном по адресу: "адрес".
14 июля 2022 года представителем Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска Стрелковой Ю.А. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 29 июля 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Манзя А.В. административных исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на недопустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на принадлежащем административному истцу земельном участке в связи с его расположением в границах зоны с особыми условиями использования территории теплоснабжения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений, влекущих отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке, не допущено.
Порядок осуществления строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома регулируется статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 7 указанной нормы уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Случаи, когда уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке может быть направлено застройщику, исчерпывающе определены в части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Такое уведомление направляется застройщику, в частности, в случае, если указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (пункт 1 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства установлены в статье 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к числу которых отнесены: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
В оспариваемом уведомлении административный ответчик ссылается на несоответствие параметров, указанных в уведомлении о планируемом строительстве, предельным параметрам разрешенного строительства объекта индивидуального жилищного строительства в связи с тем, что в соответствии с проектом планировки и межевания территории квартала "100" городского округа город "Якутск", утвержденным распоряжением от 19 декабря 2017 года N 2168р, земельный участок с кадастровым N, на котором планируется строительство, запроектирован в зоне с особыми условиями использования территории теплоснабжения.
Согласно подпункту 28 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации охранная зона тепловых сетей является видом зоны с особыми условиями использования территории.
В границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия).
В настоящее время действуют Типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденные приказом Минстроя России от 17 августа 1992 года N 197 (далее - Правила), которыми установлены ограничения использования земельных участков охранной зоны тепловых сетей.
На основании пункта 4 Правил охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительной конструкции тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
В соответствии с пунктом 6 Правил в пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается производство строительства любых зданий и сооружений, земляных работ, планировки грунта и т.д.
Таким образом, наличие охранной зоны тепловых сетей накладывает ограничения на использование в установленном порядке земельного участка, по которому такие сети проходят.
Исходя из основания принятия оспариваемого уведомления о несоответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства, с учетом требований части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные ответчики должны подтвердить факт расположения принадлежащего административному истцу земельного участка в границах охранной зоны тепловой сети, однако, таких доказательств в материалы дела не представлено.
Вопреки утверждению в оспариваемом уведомлении, земельный участок с кадастровым N соответствует проекту планировки территории, которым он отнесен к объектам индивидуальной жилой застройки, и проекту межевания территории квартала "100" г. Якутска, а также расположен в территориальной зоне, предназначенной для индивидуального жилищного строительства, ограничениям по линиям градостроительного регулирования (красным линиям) соответствует, решение о резервировании под муниципальные и государственные нужды и о развитии застроенных территорий не приняты.
Из ответа АО "Теплоэнергия" от 18 октября 2021 года и отчета о выполнении задания от 7 февраля 2022 года, составленного главным специалистом Управления муниципальных инспекций Окружной администрации г. Якутска, следует, что расстояние от ограждения земельного участка с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес", до сетей тепловодоснабжения, расположенных вблизи, вдоль ул. Автодорожная, составляет не менее 5 метров, что не противоречит Приказу Министерства строительства Российской Федерации от 17 августа 1992 года N 197 "О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей".
При этом указанные в уведомлении о планируемом строительстве сведения об отступах от границ земельного участка с северо-восточной стороны - 16 м, с юго-восточной - 4 м, с юго-западной 41 м, с северо-западной - 3, 07 м. до планируемого объекта капитального строительства соответствуют установленным Правилами землепользования и застройки г. Якутска, утвержденными решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года N 169-НПА, требованиям градостроительного регламента для территориальной зоны Ж-2А.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что принадлежащий административному истцу земельный участок расположен за пределами зоны с особыми условиями использования территории - охранной зоны тепловых сетей, отсутствии нарушений относительно предельных параметров разрешенного строительства объекта индивидуального жилищного строительства, в связи с чем, суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу о противоречии требованиям закона уведомления Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска от 28 октября 2021 года N 3237 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам.
Вопреки доводам кассационной жалобы, при установленных по настоящему делу обстоятельствах, положения части 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в рассматриваемом случае не могут быть применены.
По существу доводы кассационной жалобы административного ответчика правильность выводов судов не опровергают, по своей сути направлены на иную оценку установленных на основании представленных сторонами доказательств фактических обстоятельств дела, тогда как переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Таким образом, поскольку судами нижестоящих инстанций не допущены нарушения в применении норм материального и процессуального права, которые могли бы привести к неправильному разрешению дела, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют установленными обстоятельствам, основания для отмены принятых по делу судебных актов в кассационном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.