Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Окружной администрации г. Якутска Стрелковой Ю.А. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 июня 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Мастицкой Л.В. к Окружной администрации г. Якутска, Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для ведения садоводства.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мастицкая Л.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Окружной администрации г. Якутска, Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным решения от 20 декабря 2021 года N 6463-ДИЗО/21 об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду для ведения садоводства земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что 25 ноября 2021 года она обратилась в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления вышеуказанного земельного участка в аренду для ведения садоводства, в ответ на которое Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска письмом от 20 декабря 2021 года N 6463-ДИЗО/21 отказал в согласовании предоставления земельного участка в связи с его расположением в зоне экологического ограничения, в отношении которой действует лесохозяйственный регламент.
С данным отказом она не согласна, считает его незаконным, поскольку земельный участок не относится к лесному фонду, расположен в территориальной зоне объектов сельскохозяйственного назначения (С-2А), регламент которой допускает его использование для ведения садоводства.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 июня 2022 года, административный иск Мастицкой Л.В. удовлетворен, решение Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от 20 декабря 2021 года N 6463-ДИЗО/21 признано незаконным, на Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска возложена обязанность повторно в установленный срок и порядке рассмотреть заявление Мастицкой Л.В. о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"
14 июля 2022 года представителем Окружной администрации г. Якутска Стрелковой Ю.А. через суд первой инстанции подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 29 июля 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Мастицкой Л.В. требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что образование испрашиваемого административным истцом земельного участка приведет к невозможности его использования, учитывая, что земельный участок подпадает под зону экологического ограничения в соответствии с лесохозяйственным регламентом для лесных массивов городских лесов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке.
Из материалов административного дела следует, что 25 ноября 2021 года Мастицкая Л.В. обратилась в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", для ведения садоводства.
Решением Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска, изложенным в письме от 20 декабря 2021 года N 6463-ДИЗО/21, Мастицкой Л.В. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с его расположением в зоне экологического ограничения - действия лесохозяйственного регламента для лесных массивов городских лесов городского округа "город Якутск", утвержденного постановлением Окружной администрации г. Якутска от 11 октября 2013 года N 242п.
Разрешая спор и признавая незаконным указанное решение, суды первой и апелляционной инстанций, исходя из того, что испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен в территориальной зоне С-2А (зона объектов сельскохозяйственного назначения), в которой основным видом разрешенного использования является "ведение садоводства", ограничения по линии градостроительного регулирования отсутствуют, проекты межевания и планировки территории не утверждены, какие-либо ограничения в отношении земельного участка не установлены, а также отсутствуют доказательства, подтверждающие отнесение спорного земельного участка к зоне городских лесов и землям лесного фонда, пришли к выводу о несоответствии оспариваемого отказа положениям статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия кассационного суда с указанными выводами судов соглашается, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильном применении норм земельного законодательства и доводами кассационной жалобы административного ответчика не опровергаются.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предполагает подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса.
Пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с положениями статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (пункт 4).
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6).
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (пункт 7).
В статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
Градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (часть 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Представленными в материалы дела сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 6 декабря 2021 года подтверждено, что испрашиваемый Мастицкой Л.В. для ведения садоводства земельный участок площадью 594, 54 кв.м. расположен в территориальной зоне С-2А - зона объектов сельскохозяйственного назначения (садоводства, личных подсобных хозяйств, сайылыков, огородов и др.), ограничения по линии градостроительного регулирования (красные линии) отсутствуют.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка соответствует заявленным Мастицкой Л.В. целям его использования - для ведения садоводства.
Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из состава земель лесного фонда являются ограниченными в обороте.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли (часть 1), границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств (часть 4).
При этом информация о границах лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, об их границах подлежит внесению в государственный лесной реестр (пункты 1, 2 части 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120 - 123 настоящего Кодекса.
Так, согласно статье 120 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, осуществляются в соответствии с целевым назначением таких земель (часть 1).
Защитные леса, расположенные на землях, не относящихся к землям лесного фонда, признаются объектами охраны окружающей среды, охрана которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 2).
В соответствии со статьей 122 Лесного кодекса Российской Федерации на землях населенных пунктов могут располагаться леса, в том числе городские леса и другие защитные леса. Их использование, охрана, защита и воспроизводство осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 123 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель (часть 1). Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 2).
Между тем сведения о том, что в соответствии с действующим законодательством испрашиваемый Мастицкой Л.В. земельный участок отнесен к землям лесного фонда, городским лесам, а также лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, отсутствуют, а позиция стороны административного ответчика о том, что земельный участок относится к землям лесного фонда только в связи с наличием на нем лесных насаждений, основана на неверном толковании закона.
Согласно положениям статьи 61 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских и сельских населенных пунктов представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах и других озелененных территорий в границах поселений.
Охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов осуществляется в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 1.1.1 Правил создания, охраны и содержания земельных насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 года N 153, зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
По смыслу данных норм создание и охрана зеленых зон, лесопарковых зон и других озелененных территорий городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с генеральным планом поселения и правилами землепользования и застройки. Ограничения на осуществление деятельности в границах территории, занятой деревьями и кустарниками, могут применяться только в том случае, если данная территория отнесена правилами землепользования и застройки к соответствующей территориальной зоне.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района. Границы территориальных зон могут устанавливаться по естественным границам природных объектов (статья 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом (часть 11); органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 15).
Правилами землепользования и застройки городского округа "город Якутск", принятыми решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года N РЯГД-5-9, земли лесного фонда на территории г. Якутска в целях обеспечения законодательства в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения) выделены в территориальную зону Л-2, а городские леса - в территориальную зону Р-5, включенную в зоны рекреационного назначения.
Однако доказательств отнесения спорного земельного участка к территориальным зонам Л-2 или Р-5, а также его отнесения к лесным земельным участкам, выделенным на землях сельскохозяйственного назначения, в материалах дела не имеется, и административным ответчиком, на которого в силу требований Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лежит обязанность доказывания законности принятого решения, не представлено.
В обоснование своей позиции административный ответчик ссылается на действие в отношении испрашиваемого земельного участка лесохозяйственного регламента для лесных массивов городских лесов городского округа "город Якутск", утвержденного постановлением Окружной администрации г. Якутска от 11 октября 2013 года N 242п.
Лесохозяйственный регламент для лесных массивов городских лесов городского округа "город Якутск" документом градостроительного зонирования не является. Лесохозяйственный регламент разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации в отношении лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов (часть 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации), определяет порядок осуществления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах населенного пункта, обязателен для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов.
При этом лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств, являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Лесничества создаются на землях, в том числе населенных пунктов, на которых расположены леса (части 1 и 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1.1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации принятие решений о создании, об упразднении лесничеств, создаваемых в их составе участковых лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, установлении и изменении их границ, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
То есть, лесохозяйственный регламент подлежит применению в отношении лесных массивов, расположенных на территории населенного пункта, которые документами градостроительного зонирования выделены в территориальную зону городских лесов. В данном случае испрашиваемый административным истцом земельный участок не относится к землям, на которых расположены городские леса.
С учетом изложенного доводы кассационной жалобы административного ответчика основаны на неверном толковании закона, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и не подтверждают существенных нарушений норм материального или процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, в связи с чем кассационная жалоба Окружной администрации г. Якутска удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.