Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Петрова А.С. на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 8 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 20 апреля 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Герасимова А.В. к ФГАУ "Росжилкомплекс", заместителю начальника территориального отдела "Приморский" филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс", начальнику территориального отдела "Приморский" филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомлекс", филиалу "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" об оспаривании отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав представителя административного истца Петрова А.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Герасимов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к заместителю начальника территориального отдела "Приморский" филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс", начальнику территориального отдела "Приморский" филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" о признании незаконным решения от 24 февраля 2021 года N 07-20/00012 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что приказом командующего ТОФ от 24 марта 2020 года N 67 он уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, и с 5 ноября 2020 года приказом командира войсковой части 99333 от 13 ноября 2020 года N 553/сч исключен из списков личного состава. На дату увольнения он являлся участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС). В связи с принятием решения об изменении способа жилищного обеспечения и после получения сведений об его исключении из числа участников НИС он направил в ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации заявление о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, приложив необходимые документы. Ответом административного ответчика от 2 марта 2021 года N 07-32/6-2379 ему сообщено об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по причине обращения после исключения из списков личного состава. Ответом начальника территориального отдела "Приморский" филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" в пересмотре принятого решения отказано. С решением об отказе в принятии на жилищный учет он не согласен, полагает, что о своей нуждаемости в жилье заявил в период прохождения военной службы, на момент увольнения жилым помещением не был обеспечен.
Протокольными определениями Ленинского районного суда г. Владивостока от 5 августа и 18 ноября 2021 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФГАУ "Росжилкомплекс", филиал "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс", в качестве заинтересованных лиц - Герасимов А.А, Герасимов А.А, Герасимова А.А. в лице законного представителя Герасимовой С.В, Герасимов М.А. в лице законного представителя Белоусовой А.Ю.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 8 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 20 апреля 2022 года, административные исковые требования Герасимова А.В. оставлены без удовлетворения.
13 июля 2022 года представителем административного истца Петровым А.С. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 5 августа 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что Герасимов А.В. имеет право на жилищное обеспечение в соответствии с законом о статусе военнослужащих, обращение с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении после исключения из списков личного состава войсковой части связано с завершением процедуры исключения из реестра участников НИС, которая затянулась вследствие незаконных действий должностных лиц, а также наличием уважительных причин. Данным обстоятельствам судами не дана надлежащая оценка, не учтено, что о своем желании быть обеспеченным жильем Герасимов А.В. заявил до увольнения с военной службы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя административного истца, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке.
Как следует из материалов административного дела, Герасимов А.В. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации с 1 августа 2000 года. Приказом командующего ТОФ по личному составу от 24 марта 2020 года N 67 Герасимов А.В. досрочно уволен с военной службы в запас в связи с невыполнением условий контракта (подпункт "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). Согласно данному приказу Герасимов А.В. является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
На основании приказов командира войсковой части 99333 от 7 июля 2020 года N 361/сч и от 13 ноября 2020 года N 553/сч Герасимов А.В. исключен из списков личного состава части с 5 ноября 2020 года, общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении составила более 20 лет.
Решением заместителя начальника территориального отдела "Приморский" филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" от 24 февраля 2021 года N 07-20/00012 Герасимову А.В. отказано в принятии его и членов семьи на жилищный учет связи с отсутствием у заявителя статуса военнослужащего по причине увольнения на основании подпункта "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и исключения из списков личного состава части с 5 ноября 2020 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Герасимовым А.В. требований, суды нижестоящих инстанций пришли к выводу об отсутствии у ответчика правовых оснований для принятия административного истца и членов его семьи на жилищный учет, поскольку Герасимов А.В. был уволен с военной службы по причине не выполнения условий контракта, что имеет значение для применения положений статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в связи с чем признали оспариваемое решение обоснованным и соответствующим требованиям закона.
Суд апелляционной инстанции в апелляционном определении также указал, что на дату подачи заявления о постановке на жилищный учет Герасимов А.В. утратил статус военнослужащего, тогда как по смыслу статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, признаются действующие военнослужащие.
Судебная коллегия кассационного суда с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций не может согласиться в силу следующего.
Право военнослужащих на жилище закреплено в статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ), согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абзац первый пункта 1).
В соответствии с абзацем 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ (в редакции на дату возникновения спорных отношений) военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 13 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Также статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ установлено, что военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На указанных военнослужащих-граждан не распространяется действие абзаца двенадцатого пункта 1, пунктов 13, 14, 16 - 19 настоящей статьи, а также абзацев второго, третьего и четвертого пункта 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Таким образом, законодателем установлены две основные модели обеспечения жилищных прав военнослужащих, предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2018 года N 34-П), которые с учетом их предназначения предполагают предоставление военнослужащим мер социальной поддержки, имеющих одну правовую природу.
При этом действующее законодательство Российской Федерации не ограничивает право военнослужащих на выбор жилищной гарантии, предусмотренной Федеральным законом "О статусе военнослужащих" или же Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
В этой связи, военнослужащие, участвующие на добровольной основе в накопительно-ипотечной системе имеют право выйти из нее по собственному желанию и выбрать другой вид жилищной гарантии, реализуемый посредством постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с момента подачи заявления о добровольном исключении из реестра участников накопительно-ипотечной системы.
Решения же о необходимости реализации жилищных гарантий оформляются соответствующим образом, в частности подачей рапорта, указанием в листе беседы, оформляемом в обязательном порядке перед представлением к увольнению с военной службы. При этом действующее правовое регулирование предусматривает обязанность командования воинских частей проводить мероприятия, направленные на соблюдение прав военнослужащих, увольняемых с военной службы, в том числе предписывает разрешать вопрос о предоставлении им жилищных гарантий в рамках специальной системы обеспечения жильем военнослужащих (определения Конституционного суда Российской Федерации от 24 декабря 2013 года N 2084-О, от 27 октября 2015 года N 2487-О, от 19 июля 2016 года N 1542-о, от 28 февраля 2019 года N 381-О и др.).
Началом военной службы для граждан, поступивших на военную службу по контракту, считается день вступления в силу контракта о прохождении военной службы, а окончанием - дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, в том числе в связи с увольнением с военной службы (пункты 10 и 11 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", подпункт "г" пункта 1, пункт 4 статьи 3, подпункт "а" пункта 9 статьи 4 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237).
Как следует из материалов дела, Герасимов А.В. на основании поданного им рапорта с 11 октября 2005 года был включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы. Денежными средствами, находящимися на именном накопительном счете Герасимов А.В. не воспользовался, целевой жилищный заем ему не предоставлялся.
В период военной службы Герасимов А.В. был обеспечен служебным жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", предоставленным по договору найма служебного жилого помещения от 28 августа 2019 года N 843 на состав семьи: он (Герасимов А.В.), супруга Герасимова С.В, дети Герасимов А.А, Герасимов А.А. и Герасимова А.А.
В связи с предстоящим увольнением 13 марта 2020 года Герасимов А.В. обратился с рапортом об исключении его из реестра участников накопительно-ипотечной системы, в чем ему было отказано начальником I отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" в связи с тем, что списки военнослужащих для исключения из реестра участников формируются и направляются войсковой частью.
7 мая 2020 года Герасимов А.В. обратился к командиру войсковой части 99333 с рапортом об исключении его из реестра участников НИС, однако, ответом от 8 мая 2020 года N 82 ему отказано в связи с невозможностью выхода из программы в добровольном порядке.
Вступившим в законную силу решением Владивостокского гарнизонного военного суда от 11 июня 2020 года действия командира войсковой части 99333 по отказу Герасимову А.В. в оформлении документов для исключения из реестра участников НИС признаны незаконными, на командира войсковой части возложена обязанность оформить документы для исключения Герасимова А.В. из реестра участников НИС.
Рапортами, поданными на имя командира войсковой части 99333 24 августа 2020 года, 28 сентября 2020 года, 26 октября 2020 года Герасимов А.В. просил не исключать его из списков личного состава войсковой части до признания нуждающимся в жилом помещении и обеспечении его с членами семьи жильем или жилищной субсидией в связи с выходом из реестра участников НИС.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Герасимов А.В. в период военной службы изъявил желание изменить форму жилищного обеспечения, избрав жилищную гарантию, предусмотренную Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Из уведомления об исключении военнослужащего из реестра участников НИС следует, что Герасимов А.В. исключен из данного реестра 5 ноября 2020 года, дата возникновения основания для исключения из реестра - 7 июля 2020 года, то есть до исключения военнослужащего их списков личного состава воинской части.
В этой связи, при увольнении Герасимова А.В. с военной службы в обязательном порядке подлежал разрешению вопрос о том, являлся ли он нуждающимся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и имелись ли правовые основания для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в период военной службы.
Между тем, административными ответчиками не представлены в материалы дела доказательства, в том числе лист беседы, проведенной с Герасимовым А.В. в связи с предстоящим увольнением с военной службы, из которых бы следовало о согласии Герасимова А.В. с увольнением без постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
При таких обстоятельствах, учитывая, что общая продолжительность военной службы Герасимова А.В. составляет более 20 лет, его права на жилищное обеспечение при увольнении с военной службы не были соблюдены, вопреки выводам судов первой и апелляционной инстанций, отказ административного ответчика в принятии Герасимова А.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях в связи с его увольнением ввиду невыполнения условий контракта и обращения с заявлением после утраты статуса военнослужащего не соответствует закону, поскольку указанное не может служить основанием для лишения его права на жилище, гарантированного статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и возникшего в период прохождения военной службы.
Таким образом, принятые по делу судебные акты постановлены при неправильном толковании норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе отменить либо изменить судебный акт суда первой и апелляционной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
Поскольку судебными инстанциями допущены такого рода нарушения, судебная коллегия кассационного суда считает возможным, не передавая административное дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных Герасимовым А.В. требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 8 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 20 апреля 2022 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконным решение территориального отдела "Приморский" филиала "Восточный" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации от 24 февраля 2021 года N 07-20/00012 об отказе в принятии Герасимова А.В. и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Возложить на Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации обязанность повторно рассмотреть заявление Герасимова А.В. о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.