Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу СНТ "Лесник" на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 16 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 24 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению СНТ "Лесник" к Главному управлению МЧС России по Сахалинской области, дознавателю территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы города Южно-Сахалинска Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Сахалинской области Смирнову Александру Константиновичу о признании незаконными внеплановую проверку и предписание.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
СНТ "Лесник" обратилось в Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области с вышеназванным административным исковым заявлением и просило признать незаконными: проведение дознавателем Территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы города Южно-Сахалинска Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Сахалинской области (далее - ОД ТО НД и ПР города Южно-Сахалинска по пожарному надзору) Смирновым А.К. внеплановой проверки; предписание N 14/1/1 от 10 февраля 2021 года, которым на СНТ "Лесник" возложена обязанность по оборудованию противопожарными водоёмами или резервуарами вместимостью 60 м3 (пункт 2), а также тупиковыми проездами с разворотными площадками размером не менее 15х15 м (пункт 3); установлен срок для устранения допущенных нарушений до 01 сентября 2021 года. Данная внеплановая выездная проверка СНТ "Лесник", была назначена с целью проверки выполнения предписания от 17 июня 2019 года, срок исполнения которого был до 11 сентября 2019 года, а в последующем по ходатайству председателя СНТ, продлён до 25 декабря 2020 года.
Данные предписания административный истец считает незаконными, поскольку "СП 53.13330.2011.Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97" носит рекомендательный характер, распространяется на проектирование застройки территорий садоводческих товариществ, а кроме того на момент выдачи предписания утратил силу.
Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 16 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 24 февраля 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления СНТ "Лесник" отказано.
05 августа 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба СНТ "Лесник", поданная через Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области от 24 июня 2022 года (сдана в организацию почтовой связи), в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований в полном объёме.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права. Так, по мнению кассатора, оспариваемые судебные акты не мотивированы. Судами не дана оценка доводам, что в отношении объектов, введённых в действие до 1996 года, нарушение требований пожарной безопасности без проведения капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения применяться устанавливаться не могут, а также не могут применяться вновь изданные нормативы, поскольку они не имеют обратной силы.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 08 августа 2022 года кассационная жалоба СНТ "Лесник" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Принимая оспариваемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, сослались на положения Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", исходили из установления факта нарушения на территории СНТ "Лесник" требований пожарной безопасности, а также наличия правовых оснований для проведения проверки в отношении административного истца в связи с истечением срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания, и пришли к правильному выводу о законности как проведения внеплановой проверки, так и оспариваемого предписания.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции представителем СНТ "Лесник", в том числе в кассационной жалобе, не представлено.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу кассатором не опровергнуты. Нарушения требований статей 60, 61, 62, 64, 84 КАС РФ при сборе и оценке доказательств, равно как и нарушения норм материального права, при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Судами двух инстанций дана оценка всем доводам кассатора, вновь изложенным в кассационной жалобе, с учётом обстоятельств дела и применительно к нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, результаты оценки отражены в обжалуемых судебных постановлениях.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, так как не содержат правовых оснований к их отмене, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также к выражению несогласия с оценкой судами доказательств по делу и обстоятельств, послуживших основанием для выводов судов по существу спора.
Между тем, решение вопроса исследования и оценки доказательств в силу статей 178, 308, 310 КАС РФ отнесено к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции, поэтому связанные с ним доводы кассатора, согласно части 3 статьи 329 КАС РФ, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
В частности, положения части 3 статьи 329 КАС РФ, находясь в системной взаимосвязи с другими положениями главы 35 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанции, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Ревизия доказательственной стороны данного спора, заложенная в доводах жалобы, находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, судами допущено не было.
Оснований, предусмотренных частями 2, 3 статьи 328 КАС РФ, для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений, по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 16 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 24 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу СНТ "Лесник" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.