Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А. и Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Владимирова В.А. на решение Мегино-Кангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 11 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Владимирова Владимира Афанасьевича к Мегино-Кангаласской территориальной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия), заинтересованные лица: Тихонов Дмитрий Иванович, Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия), об отмене решения Мегино-Кангаласской территориальной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 02 августа 2022 года N 13/85-5 "О регистрации кандидата на должность главы муниципального района "Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия) Тихонова Дмитрия Ивановича".
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Нишоновой Ф.А, полагавшей доводы кассационной жалобы необоснованными, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением районного Совета депутатов Муниципального района "Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2022 года N РРС 36-1 "О назначении выборов Главы муниципального района "Мегино-Кангаласский" на 11 сентября 2022 года назначены выборы главы Муниципального района "Мегино-Кангаласский улус".
Решением Мегино-Кангаласской территориальной избирательной комиссии от 29 июля 2022 года N 10/71-5 было отказано в регистрации кандидата на должность главы муниципального образования "Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия) Тихонова Д.И.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 01 августа 2022 года N 214/2-6 решение Мегино-Кангаласской территориальной избирательной комиссии от 29 июля 2022 года N10/71-5 отменено.
Решением Мегино-Кангаласской территориальной избирательной комиссии N 13/85-5 от 02 августа 2022 года Тихонов Д.И. зарегистрирован кандидатом на должность главы Муниципального района "Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия).
Решением Мегино-Кангаласской территориальной избирательной комиссии N 14/89-5 от 03 августа 2022 года Владимиров В.А. зарегистрирован кандидатом на должность главы Муниципального района "Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия).
Владимиров В.А. обратился в Мегино-Кангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением и, с учётом дополнения к административному исковому заявлению, просил отменить решения Мегино-Кангаласской территориальной избирательной комиссии от 02 августа 2022 года N 13/85-5 "О регистрации кандидата на должность главы муниципального района "Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия) Тихонова Д.И.", указав в обоснование заявленных требований, что часть подписей в поддержку кандидата были собраны лицами, являющимися работниками администрации сельского поселения "Село Майя", что является нарушением процедуры сбора подписей, тем самым, регистрация Тихонова Д.И. проведена с нарушением требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". Указанное обстоятельство и нарушает его избирательные права как кандидата на должность главы муниципального района "Мегино-Кангаласский улус".
Решением Мегино-Кангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 11 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 августа 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления Владимирова В.А. отказано.
30 августа 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Владимирова В.А, подписанная и поданная представителем Ю В.Ш. через Верховный Суд Республики Саха (Якутия) 24 августа 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений по делу и принятии нового решения об удовлетворении административных исковых требований Владимирова В.А.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права. Так, по мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанции неправильно истолкованы положения части 3 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07 февраля 2012 года N 252-О-О, поскольку ограничение в виде запрета в сборе подписей в поддержку выдвижения кандидатов (списка кандидатов), в том числе органов местного самоуправления, является отражением конституционного принципа свободных выборов. При этом, кассатор указал, что исключений в виде "служебных командировок" и "кратковременного отпуска" для работников органов местного самоуправления, в том числе в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07 февраля 2012 года N 252-О-О не предусмотрено. Тем более, что Кулешовой О.Н, Павловой Е.А, Яковлевой А.Ю. отпуска были взяты незаконно, без уважительных причин, только с целью сбора подписей избирателей в пользу кандидата Тихонова Д.И, который является действующим Главой сельского поселения "Село Майя" муниципального района "Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия).
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 августа 2022 года кассационная жалоба Владимирова В.А, подписанная представителем Ю В.Ш, передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, ходатайств о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи не заявили, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив письменные возражения прокуратуры Республики Саха (Якутия), выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3), а граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32).
Правовой основой регулирования отношений в области избирательных прав граждан является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), в том числе Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-З N 815-IV "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия), действующий на территории Республики Саха (Якутия).
Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, с тем чтобы гарантировать реализацию демократических принципов и норм избирательного права, исключает участие в сборе подписей в поддержку выдвижения кандидатов (списков кандидатов) органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, а последствием нарушения этого требования признает недействительность подписей (пункт 6 статьи 37).
Такое правовое регулирование, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 07 февраля 2012 года N 252-О-О, является отражением конституционного принципа свободных выборов, одной из гарантий которых служит запрет на оказание в любой форме давления на избирателей в целях их принуждения к совершению тех или иных юридически значимых действий в рамках избирательных процедур.
Исключая участие в сборе подписей в поддержку выдвижения кандидатов, в том числе органов местного самоуправления, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в то же время не исключает участие в нём лиц, не являющихся кандидатами и замещающих должности органов местного самоуправления, однако предусматривает, что указанные лица не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения кандидата (пункт 7 статьи 37, пункт 4 статьи 40). Запрет на использование должностного положения в целях влияния на процесс и итоги выборов, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, обеспечивает реализацию конституционных гарантий свободы волеизъявления, права граждан на участие в демократических, свободных и периодических выборах как высшем непосредственном выражении принадлежащей народу власти, равенства избирательных прав, защиты демократических принципов и норм избирательного права, в том числе требования о равенстве прав кандидатов на выборах (Определение от 25 декабря 2003 года N 457-О).
Соблюдение соответствующих ограничений, по смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 07 февраля 2012 года N 252-О-О, означает, что участие в сборе подписей, в том числе работников (служащих) органов местного самоуправления, в поддержку выдвижения кандидатом другого лица не сопряжено с использованием преимуществ должностного положения, что может быть подтверждено как уходом в кратковременный отпуск, так и другими обстоятельствами.
Принимая оспариваемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций сослались на положения Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-З N 815-IV (в ред. от 30 мая 2017 года) "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)", Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 07 февраля 2012 года N 252-О-О, установили, что кандидатом на должность Главы муниципального района "Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия) Тихоновым Д.И. при подаче в Территориальную избирательную комиссию заявления о выдвижении своей кандидатуры в порядке самовыдвижения были представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата, в том числе работниками администрации сельского поселения "Село Майя" муниципального района "Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия) Кулешовой О.Н, Павловой Е.А, Яковлевой А.Ю. (96 подписей из 136), которые в период сбора подписей находились в отпусках, то есть не исполняли свои должностные обязанности, и пришли к правильному выводу, что сбор подписей указанными лицами в поддержку кандидата Тихонова Д.И. не противоречит закону и не является основанием для признания собранных ими подписей недействительными.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции Владимировым В.А. и его представителем, в том числе в своей кассационной жалобе, не представлено.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу кассатором не опровергнуты. Нарушения требований статей 60, 61, 62, 64, 84 КАС РФ при сборе и оценке доказательств, равно как и нарушения норм материального права, при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Судами двух инстанций дана оценка всем доводам кассатора, вновь изложенным в кассационной жалобе, с учётом обстоятельств дела и применительно к нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, результаты оценки отражены в обжалуемых судебных постановлениях.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, так как не содержат правовых оснований к их отмене, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также к выражению несогласия с оценкой судами доказательств по делу и обстоятельств, послуживших основанием для выводов судов по существу спора.
В частности, положения части 3 статьи 329 КАС РФ, находясь в системной взаимосвязи с другими положениями главы 35 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанции, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, судами допущено не было.
Оснований, предусмотренных частями 2, 3 статьи 328 КАС РФ, для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений, по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Мегино-Кангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 11 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Владимирова Владимира Афанасьевича, подписанную представителем Ю В.Ш, - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.