Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Никитиной Г.Н, Захарова Е.И, при секретаре Ивановой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием средств видео-конференц-связи административное дело N 3а-314/2022 по административному исковому заявлению Щербина А.М. о признании недействующим раздела 3 приложения N 1 приказа региональной энергетической комиссии Омской области от 15 августа 2012 года N 136/38 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории города Омска и Омской области", с апелляционной жалобой Щербина А.М. на решение Омского областного суда от 16 мая 2022 года, которым административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Никитиной Г.Н, объяснения представителя административного истца Бровкина В.Г, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя региональной энергетической комиссии Омской области Жамгоновой Ж.К, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - орган регулирования, РЭК Омской области) от 15 августа 2012 года N 136/38 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории города Омска и Омской области (далее также - Приказ N 136/38).
Разделом 3 приложения N 1 к приказу указанные нормативы установлены применительно к жилым домам (общежитиям) коридорного, гостиничного и секционного типа с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых.
Приказ опубликован в периодическом печатном издании - областной газете "Омский вестник" N 37 (3222) от 17 августа 2012 года.
Приказами РЭК Омской области от 6 ноября 2012 года N 1095/52, от 31 мая 2017 года N 62/27 в оспариваемый приказ вносились изменения, не касающиеся оспариваемого положения.
Щербина А.М. обратилась в Омский областной суд с административным исковым заявлением и, с учетом уточненных требований, просила признать недействующим раздел 3 приложения N 1 Приказа N 136/38, как не соответствующий положениям статей 92, 94, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 42, 50, 51 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, а также положениям Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 23 мая 2006 года N 306.
В обоснование требований указала, что является собственником двух комнат в секции жилого дома, ранее имевшего статус общежития. Постановлением администрации Советского административного округа города Омска от 10 февраля 2006 года N 12 статус общежития с жилого дома снят. При начислении платы за электроснабжение применяется норматив, указанный в оспариваемом разделе 3 приложения N 1 к Приказу N 136/38, тогда как, по мнению административного истца, в рассматриваемом случае подлежит применению норматив раздела 1 приложения N 1 к Приказу N 136/38, что увеличит объем потребления по нормативу коммунального ресурса для жилого помещения и одновременно приведет к уменьшению объема потребления электроэнергии на содержание общего имущества дома. Оспариваемый приказ нарушает ее права, как собственника жилого помещения, поскольку дом, в котором она проживает, утратил статус общежития и является многоквартирным, и раздел 3 приложения N 1 к Приказу N 136/38 к ней не применим.
Решением Омского областного суда от 16 мая 2022 года административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, Щербина А.М. обратилась в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального права, и признать оспариваемый нормативный правовой акт не действующим в части с момента его принятия. Указывает, что согласно подпункту "б" пункта 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 23 мая 2006 года N 306, при определении норматива потребления коммунальных услуг в отношении электроснабжения учитываются конструктивные и технические параметры такие как, количество комнат в квартире, площадь жилого дома, износ внутридомовых инженерных систем. Между тем, оспариваемый приказ учитывает такие параметры, как количество комнат в квартире и высота жилых помещений. Норматив индивидуального потребления электрической энергии, при прочих равных условиях, ставится в зависимость от площади занимаемого собственником помещения, а никак не от конструктивных особенностей жилого дома (в том числе, наличие на этаж общих кухонь, туалетов, общих душевых). Такой позиции придерживается Госжилинспекция Омской области в своем письме от 18 января 2022 года б/н.
Изменение статуса жилого дома с прекращением у него статуса общежития предполагает необходимость применения к нему нормативов потребления, установленных для МКД с соответствующими конструктивными особенностями, что соответствует общему подходу к установлению нормативов потребления коммунальных услуг, установленному пунктом 11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 23 мая 2006 года N 306.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов региональной энергетической комиссией Омской области, участвовавшем в деле прокурором представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании указанных положений ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с Положением о региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года N 212-п, указанная комиссия является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области (пункт 1 названного Положения).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый приказ принят уполномоченным органом в установленной форме и официально опубликован. По указанным основаниям решение суда не обжалуется.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что фактически истцом ставится вопрос о применении к конкретным правоотношениям того или иного положения оспариваемого нормативного правового акта, что не свидетельствует о нарушении прав Щербина А.М.
Однако, согласиться с данным выводом суда судебная коллегия не находит возможным в силу следующего.
Согласно пункту 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 306 метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета, в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил N 306).
Таким образом, при установлении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях метод аналогов имеет приоритет над расчетным методом, и последний применяется только в том случае, если нельзя применить метод аналогов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, оспариваемым приказом РЭК Омской области утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях на территории г. Омска и Омской области, определенные методом аналогов, согласно приложению N 1, при использовании показателя кВт/ч на 1 человека в месяц, что не противоречит пункту 21 Правил N 306.
Пунктом 10 Правил N 306 предусмотрено, что нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного или жилого дома.
Согласно пункту 11 Правил N 306 (в редакции на дату принятия оспариваемого решения) нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Из Приказа N 136/38 следует, что при установлении норматива были учтены такие конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома, как количество комнат в доме (квартире) и высота жилых помещений, что соответствовало пункту 4 Правил N 306 (в редакции на дату принятия оспариваемого приказа).
Между тем, судом первой инстанции не учтено, что постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" в подпункт "б" пункта 4 Правил N 306 внесены изменения, установившие, что при определении норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению учитываются такие конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома, как количество комнат в квартире, площадь жилого дома, износ внутри домовых инженерных систем, тем самым перечень параметров расширен, но при этом высота жилых помещений исключена из параметров.
Кроме того, указанным постановлением также внесены изменения в пункт 11 Правил N 306, согласно которым при различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к данным правилам, содержащим, в том числе, Форму для установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах, в том числе общежитиях квартирного типа (таблица 8) и Форму для установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях в многоквартирных домах, включающих общежития квартирного типа, общежития коридорного, гостиничного и секционного типов (таблица 9).
Так, для установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах, в том числе общежитиях квартирного типа (таблица 8) Форма предусматривает пять категорий жилых помещений многоквартирных и жилых домов, которая предусматривает дифференциацию в зависимости от количества комнат и количества человек, проживающих в помещении.
Формой, приведенной в таблице 9, для установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях в многоквартирных домах, включающих общежития квартирного типа, общежития коридорного, гостиничного и секционного типов, установлено четыре категории жилых помещений с учетом дифференциации в зависимости от наличия стационарных электроплит, электроотопительных и электронагревательных установок, и не зависит от количества комнат.
Исходя из содержания приложения N 1 к Приказу N 136/38, судебная коллегия приходит к выводу, что оно не соответствует таблицам 8, 9 приложения N 2 Правил N 306.
В силу пункта 16 Правил N 306 установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 306 изменение нормативов потребления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в случае внесения изменений в настоящие Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из раздела II Правил N 306 "Условия установления нормативов потребления коммунальных услуг" следует, что к условиям установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг относится изменение пункта 11 Правил, в том числе, утверждение форм для установления нормативов потребления различных коммунальных услуг (например, формы для установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях).
Следовательно, в случае несоответствия в субъектах Российской Федерации механизма правового регулирования нормативов потребления коммунальных услуг указанным изменениям, внесенным в Правила N 306, имеются правовые основания для изменения данных нормативов. В этой связи Правительство Российской Федерации отсрочило срок вступления в законную силу постановления от 17 декабря 2014 года N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" до 30 июня 2016 года, чтобы предоставить органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации время для пересмотра соответствующих нормативов в случае их несоответствия внесенным в Правила N 306 изменениям.
Однако, после вступления в законную силу постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" административным ответчиком, являющимся уполномоченным органом, установленные ранее нормативы не были приведены в соответствие с действующими правилами N 306.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводам, что оспариваемые положения противоречат пунктам 4, 10, 11 Правил N 306.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела, что в силу пункта 3 части 2 и пункта 3 части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и принятия нового решения о признании оспариваемых положений недействующими.
Как следует из пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает его не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, судебная коллегия признает его недействующим в оспариваемой части со дня вынесения апелляционного определения. В связи с чем, требования административного истца о признании Приказа N 136/38 недействующим с даты принятия, удовлетворению не подлежат.
На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Омского областного суда от 16 мая 2022 года отменить.
Административное исковое заявление Щербина А.М. удовлетворить частично.
Признать раздел 3 Приложения N 1 к приказу региональной энергетической комиссии Омской области от 15 августа 2012 года N 136/38 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории города Омска и Омской области" недействующим со дня вынесения апелляционного определения.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в областной газете "Омский вестник" или на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) в течение одного месяца со дня вынесения настоящего определения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалобы, представление через Омский областной суд в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 21 сентября 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.