Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Денисов Ю.А., рассмотрев жалобу защитника ЗАО "Ритуал-1" по ордеру адвоката Лосева С.Л. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды от 22 декабря 2020 года, решение судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 23 июня 2021 года, решение судьи Московского городского суда от 07 февраля 2022 года, вынесенные в отношении ЗАО "Ритуал-1" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 4.48 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее также Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях),
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды от 22 декабря 2020 года ЗАО "Ритуал-1" (далее также общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 4.48 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 23 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Московского городского суда от 07 февраля 2022 года, постановление заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды от 22 декабря 2020 года было изменено путем снижения размера административного штрафа до 150 000 рублей.
В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, защитник ЗАО "Ритуал-1" по ордеру адвокат Лосев С.Л. просит отменить постановления, вынесенные в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 4.48 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В силу ст. 4.48 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) нарушения в области охраны и рационального использования городских почв, в том числе загрязнение, захламление, запечатывание территории без положительного заключения органа исполнительной власти адрес, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды в адрес, а также несоблюдение требований и условий, содержащихся в заключении, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - сумма прописью; на юридических лиц - сумма прописью.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона адрес от 04 июля 2007 года N 31 "О городских почвах" (далее - Закон адрес о городских почвах) почвы - компонент природной среды, представляющий собой поверхностный слой Земли, состоящий из минеральных и органических веществ, воды, воздуха, почвенных организмов, продуктов их жизнедеятельности, являющийся средой обитания растений, животных и микроорганизмов, а также выполняющий экологические функции.
Согласно п. 13 ст. 1 Закона г. Москвы от 04 июля 2007 года N 31 "О городских почвах" (далее также Закон города Москвы о городских почвах) под захламлением городских почв понимается, размещение на поверхности или в толще почвы отходов производства и потребления, а также других предметов, которые ухудшают качество городских почв, негативно воздействуют на другие компоненты природной среды и окружающую среду адрес в целом.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона города Москвы о городских почвах в целях минимизации негативного воздействия на городские почвы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности не допускается: проведение работ с нарушением требований нормативных правовых актов Российской Федерации и правовых актов адрес, которые могут привести к деградации городских почв, неправомерному запечатыванию территории.
Исходя из требований абз.7 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Как следует из представленных материалов, 05 октября 2020 года в 08 часов должностным лицом старшим государственным инспектором г. Москвы в области охраны окружающей среды по обращению депутата Московской городской думы проведен осмотр территории земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020330:117, площадью 190 5021 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Москва, поселение Краснопахорское, вблизи деревни Софьино, принадлежащего ЗАО "Ритуал-1".
В ходе осмотра было выявлено, что ЗАО "Ритуал-1" допустило нарушение в области охраны и рационального использования городских почв, а именно: допустило несанкционированное размещение отходов на грунтовом покрытии, складирование грунтов (захламление) с включениями строительных отходов посредством навалов, земельный участок не был огорожен, не охранялся, доступ не был неограничен.
Данное обстоятельство подтверждается собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе время и место совершения административного правонарушения.
Таким образом, действия общества образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 4.48 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав представленные доказательства должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что ЗАО "Ритуал-1" не приняло все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых законом субъекта Российской Федерации установлена административная ответственность.
Доводы жалобы об отсутствии вины общества в совершении административного правонарушения, т.к. действия по размещению на указанном земельном участке отходов и грунта допустили иные лица, не могут быть приняты во внимание, поскольку были предметом проверки судей нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Вопреки доводам жалобы нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Судом на достаточных основаниях был сделан вывод о том, что проверка ЗАО "Ритуал-1" старшим государственным инспектором г. Москвы в области охраны окружающей среды не проводилась, а о месте и времени осмотра земельного участка общество было извещено.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено по правилам, установленным статьями 3, 1, 3.5, 4.1 - 4.3 а также с применением положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, т.е. ниже низшего размера административного штрафа, установленного санкцией статьи 4.48 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
постановление заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды от 22 декабря 2020 года, решение судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 23 июня 2021 года, решение судьи Московского городского суда от 07 февраля 2022 года, вынесенные в отношении ЗАО "Ритуал-1" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 4.48 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника ЗАО "Ритуал-1" по ордеру адвоката Лосева С.Л. - без удовлетворения.
Судья
Второго кассационного суда
общей юрисдикции Ю.А. Денисов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.