Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Репиной Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 27 июня 2022 года (направленную почтовой корреспонденцией 14 июня 2022 года) в суд первой инстанции кассационную жалобу представителя Рюмина Н.О. - Дорошенко Ю.В. на решение Коптевского районного суда г. Москвы от 17 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 13 декабря 2021 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Рюмина Никиты Олеговича к Призывной комиссии района Коптево г. Москвы, Военному комиссариату г. Москвы об оспаривании решения призывной комиссии (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-76/2021).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, судебная коллегия
установила:
Рюмин Н.О, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате по району Коптево г. Москвы.
Решением Призывной комиссии района Коптево г. Москвы от 3 декабря 2020 года Рюмин Н.О. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности Б-4).
Рюмин Н.О. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанного решения Призывной комиссии, мотивируя требование тем, что страдает пищевой аллергией, вероятно и бронхиальной астмой, однако обследование на момент призыва завершено не было, вопрос о наличии заболевания, освобождающего его в силу закона от прохождения военной службы по призыву разрешен не был, что является нарушением также права на охрану жизни и здоровья.
Решением Коптевского районного суда г. Москвы от 17 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 13 декабря 2021 года, в удовлетворении административного иска Рюмина Н.О. отказано.
В кассационной жалобе представителя Рюмина Н.О. - Дорошенко Ю.В. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, суды первой и второй инстанций исходили из того, что в период прохождения медицинского освидетельствования призывная комиссия не располагала медицинскими данными, с достоверностью подтверждающими наличие у административного истца заболевания и степени его выраженности, которая бы позволила принять решение об освобождении его от прохождения военной службы, напротив, решение призывной комиссии вынесено с учетом имеющихся данных о состоянии здоровья призывника и медицинских документов.
Не соглашаясь с такими выводами, представитель административного истца в кассационной жалобе приводит доводы о том, что при наличии подозрений на заболевание в виде бронхиальной астмы и рекомендации проведения стационарного обследования, отраженных в заключении врача-аллерголога ГБУЗ "ГКБ N 52 ДЗМ", освидетельствование согласно статье 52 Расписания болезней проводится только после обследования в стационарных условиях.
Проверяя приведенный выше довод, судебная коллегия отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения).
Согласно пункту 18 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 года N 565, по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
Под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения (пункт 4).
Названным Положением предусмотрено, что по направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объеме, устанавливаемых Министерством обороны РФ совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Судами нижестоящих инстанций установлено, что обследование в отношении Рюмина Н.О. было проведено, основания для направления на дополнительное обследование отсутствовали, поскольку оно проводится по заключению врачей-специалистов в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья.
Само по себе диагностирование того или иного заболевания не является достаточным основанием для признания гражданина негодным к военной службе, данное заболевание должно объективно препятствовать возможному призыву на военную службу в период прохождения соответствующей комиссии в будущем.
В связи с изложенным приведенные доводы жалобы судебная коллегия не находит заслуживающими внимания.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами не допущено нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов.
При разрешении настоящего спора суды правильно определили юридически значимые обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку.
С учетом изложенного, кассационная жалоба представителя административного истца оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Коптевского районного суда г. Москвы от 17 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 13 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Рюмина Н.О. - Дорошенко Ю.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
Е.В. Репина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 августа 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.