Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Жудова Н.В, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеконференцсвязи кассационную жалобу Тихомирова Сергея Николаевича на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 01 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 декабря 2021 года по гражданскому делу по иску Тихомирова Сергея Николаевича к ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда (дело N 2-808/2021), Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П, объяснения Тихомирова С.Н, поддержавшего доводы жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Истец Тихомиров С.Н. обратился в суд с иском к ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда в размере 70 000 руб. в связи с нарушением его прав во время этапирования, гарантированных ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.21 Конституции РФ. В обоснование заявленных требований указал, что в период с 23 марта 2013 года по 28 февраля 2013 года он находился в вагоне для перевозки заключенных, следуя из СИЗО-1 г.Тюмени в ФКУ ИК-18 транзитом через СИЗО-1 г. Кирова. Указал, что в указанный период времени он был лишен непрерывного сна, поскольку через каждые два часа происходили смены караула, купе-камера осматривалась, кроме того, он не был обеспечен постельными принадлежностями, был лишен естественного и искусственного освещения, при пользовании туалетом был морально и нравственно унижен наблюдением через открытую дверь, в связи с этим он испытал дискомфорт, тоску.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 1 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 декабря 2021 года, административные исковые требования Тихомирова С.Н. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 18 апреля 2022 года, заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов по мотиву неправильного применения судами норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Административный истец в судебном заседании суда кассационной инстанции кассационную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствии.
В силу части 2 статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Судебная коллегия считает, что судами допущены такого рода нарушения норм материального и процессуального права.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует и определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (статья 4 поименованного выше закона).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснил, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием (пункт 2).
Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека. Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц (пункт 3). Из содержания пункта 14 данного постановления следует, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В частности, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).Установление нарушений условий содержания в следственном изоляторе или исправительном учреждении не может не свидетельствовать о нанесении морального вреда, компенсация которого не может ставиться в зависимость от способности заявителя доказать с помощью устных показаний существование морального вреда в форме эмоционального расстройства.
Следовательно, бремя доказывания, возлагаемое на заявителя в судебном разбирательстве по поводу компенсации, не должно быть чрезмерным. От него может потребоваться доказуемое изложение нарушенного права и представление таких доказательств, какие являются легко доступными, например, подробное описание условий содержания под стражей, показания свидетелей или ответы со стороны надзирающих органов. Административный ответчик, как сильная сторона в публичном споре, обязан опровергнуть утверждения о нарушении условий содержания, о причинении морального вреда посредством документальных доказательств.
Между тем приведенные правила распределения бремени доказывания при рассмотрении настоящего дела судами не были выполнены, что повлекло принятие неправильных судебных актов.
Как установлено судами при рассмотрении административного дела, Тихомиров С.Н, ДД.ММ.ГГГГ, осужден к лишению свободы.
После вступления приговора в законную силу он был направлен для отбывания наказания в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец Тихомиров С.Н. указывал на то, что условия его перевозки к месту отбывания наказания являлись бесчеловечными и унижающими человеческое достоинство: он не был обеспечен постельными принадлежностями, был лишен естественного и искусственного освещения.
Проверяя доводы искового заявления, суды установили, что весь специальный транспорт для перевозки спецконтингента, используемый в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, проходит процедуру оценки соответствия транспортных средств в органах по сертификации. По результатам испытаний выдаются одобрения типа транспортного средства на каждый вид транспорта.
Для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона. Согласно пункту 167 Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 мая 2006 года N 199дсп/369дсп, нормы размещения конвоируемых лиц до 9 февраля 2018 года составляли: в большие камеры специальных вагонов по 12 человек, в малые камеры - до 6 человек. Решением Верховного Суда Российской Федерации по делу N ГКПИ11-1774 от 24 января 2012 года данные нормы были признаны соответствующими нормам международного права и федеральным законам Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 9 февраля 2018 года N 26дсп/85дсп нормы размещения конвоируемых лиц в специальных вагонах уменьшены и составляют: по 10 человек в большие камеры и по 4 человека в малые камеры.
Конструкция специальных вагонов, в которых конвоировался заявитель, внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагонов соответствовали требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 марта 2003 года N 12. Наличие поручней в камерах специальных вагонов не предусмотрено конструктивными особенностями.
Общее освещение специальных вагонов состоит из 8 (10) светильников (с лампами накаливания или комбинированных), оснащенных лампами накаливания мощностью по 40 Ватт, люминесцентными лампами дневного света мощностью по 40 Ватт или светодиодными лампами до 60 Ватт каждая. Светильники расположены в коридорах специальных вагонов напротив каждой камеры. Количество осветительных приборов позволяет конвоируемым лицам беспрепятственно читать литературу, в том числе в вечернее время. Кроме того, в коридорах специальных вагонов имеются по 7 (8) застекленных оконных проемов размером: высота - 100 см, ширина - 115 см.
В камерах специальных вагонов непосредственно окон не имеется, от общего коридора с наружными окнами и светильниками они отделены решеткой с решетчатой дверью, образуя с коридором единое воздушное пространство.
Истец в пути следования имел возможность разместить свои личные вещи под нижним ярусом полок камер специальных вагонов (в больших камерах габариты свободного пространства для размещения личных вещей конвоируемых лиц составляют: длина - 214 см, высота - 40 см, ширина - 60 см, объем - 0, 51 куб. м с каждой стороны камеры; в малых камерах: длина - 214 см, высота - 40 см, ширина - 60 см, объем - 0, 51 куб. м).
Большая камера специального вагона (размеры: ширина - 163 см, длина - 214 см, высота - 287 см) оборудована 6 полками, рассчитанными на 4 места для лежания и 8 мест для сидения (по 4 человека на каждую из 2 нижних полок), нижние полки могут быть использованы как спальные места.
Малая камера специального вагона (размеры: ширина - 100 см, длина - 214 см, высота - 287 см) оборудована 3 полками, рассчитанными на 2 места для лежания и 4 места для сидения (на нижней полке), нижняя полка может быть использована как спальное место.
Специальные вагоны оборудованы системой принудительной вентиляции, аналогичная система установлена в стандартных пассажирских вагонах, что обеспечивает достаточный приток воздуха в камеры. Кроме того, для дополнительного притока воздуха во время движения поезда в пути следования истца в коридорах специальных вагонов периодически открывались окна для проветривания, за исключением времени нахождения специального вагона на обменных пунктах (пункт 214 Инструкции).
Оборудование туалета специальных вагонов полностью соответствует оборудованию туалета пассажирского вагона, состоящего из унитаза, умывальника с раковиной, которые позволяют отправлять конвоируемым лицам естественные надобности и совершать гигиенические процедуры.
Вывод конвоируемых лиц, в том числе истца, в туалет по прибытии в специальные вагоны и в пути следования производился по требованию, без ограничений по времени, в порядке очередности по одному человеку. Согласно пункту 229 Инструкции в период нахождения в туалете осужденного мужчины часовой обязан вести за ним постоянное наблюдение через смотровое окно или полуоткрытую дверь.
Выдача горячей воды в специальных вагонах осуществлялась не менее 3 раз в сутки согласного графикам выдачи, утвержденным начальниками территориальных органов ФСИН России, от которых назначались караулы по конвоированию; в целях соблюдения мер безопасности ее температура составляла около 60°С, питьевую воду выдавали заявителю по его просьбе без ограничений.
Действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено предоставление конвоируемым лицам индивидуальных спальных мест и выдача им постельных принадлежностей, при этом пользоваться личными спальными принадлежностями не запрещается.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 23 марта 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" курение в спецтранспорте запрещено.
В камерах спецтранспорта для осужденных размещены соответствующие знаки о запрете курения. После окончания посадки осужденных в спецтранспорт до их сведения доводится информация о запрете курения табака и административной ответственности, а также во избежание нарушения действующих норм по курению табака во время конвоирования в обязательном порядке при приеме осужденных проводится их личный обыск и досмотр вещей, во время которого на путь следования у спецконтингента изымаются спички и зажигалки. По каждому факту курения осужденными в спецтранспорте начальником караула принимаются меры по его недопущению, составляется акт нарушения режима содержания с фиксацией на видеорегистратор. Акт приобщается к личному делу осужденного.
Разрешая заявленные исковые требования, оценив представленные доказательства, суды пришли к выводу, что условия этапирования Тихомирова С.Н. соответствовали требованиям законодательства РФ.
Вместе с тем установив общие требования к условиям этапирования, суд не упомянул в обжалуемых судебных постановлениях и не дал оценку условиям этапирования именно истца, в материалах дела какие-либо сведения относительно данных об этапировании истца отсутствуют.
Данные обстоятельства надлежащим образом не исследованы и не установлены.
С учетом изложенного вывод судов об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Тихомирова С.Н. является преждевременным, основан на неправильно установленных имеющих значение для дела обстоятельствах, не согласуется с приведенными выше нормами материального и процессуального права с учетом позиций Верховного Суда Российской Федерации, следовательно, решение суда первой инстанции, апелляционное определения являются незаконными.
Допущенные судебными инстанциями нарушения норм права являются существенными и могут быть исправлены только посредством отмены принятых по настоящему делу судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в порядке административного производства.
При новом рассмотрении следует учесть изложенное выше, устранить допущенные нарушения, принять меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, совершить иные действия, направленные на правильное разрешение спора.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 01 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 декабря 2021 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Замоскворецкий районный суд г. Москвы.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.