Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Рахманкиной Е.П., Циркуновой О.М. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 9 августа 2022 года в суд первой инстанции кассационную жалобу Позднякова Ю.И. на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 22 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 3 августа 2022 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Останкинский об оспаривании решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-848/2022).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения административного истца Позднякова Ю.И, заключение прокурора Гаврилова Д.А, судебная коллегия
установила:
решением Совета депутатов муниципального округа Останкинский на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Останкинский.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Останкинский от 13 июля 2022 года N 8/4 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Останкинский в г. Москве по многомандатному избирательному округу N 1 Позднякову Ю.И, выдвинутому в порядке самовыдвижения.
Поздняков Ю.И. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании и отмене решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Останкинский от 13 июля 2022 года N 8/4, возложении обязанности зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты, мотивируя требования тем, что на момент сбора подписей в свою поддержку его полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса были приостановлены на основании заявления, что не исключает возможность выдвигать свою кандидатуру на муниципальных выборах.
Решением Останкинского районного суда г. Москвы от 22 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 3 августа 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления Позднякова Ю.И. отказано.
В кассационной жалобе Позднякова Ю.И. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Поздняков Ю.И. является членом Участковой избирательной комиссии N 671 с правом решающего голоса.
23 июня 2022 года он уведомил избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Останкинский о своем согласии баллотироваться в депутаты Совета депутатов муниципального округа Останкинский в г. Москве по многомандатному избирательному округу N1.
28 июня 2022 года Участковой избирательной комиссией N 671 полномочия члена данной комиссии Позднякова Ю.И. были приостановлены на основании его письменного заявления.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Останкинский от 17 июня 2022 года N 4/4 "О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Останкинский в г. Москве по многомандатному избирательному округу N1" определено, что количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата по многомандатному избирательному округу N 1, составляет 16 подписей.
4 июля 2022 года Поздняковым Ю.И. представлены документы для регистрации, подписные листы, содержащие 20 подписей избирателей в его поддержку, а также протокол об итогах сбора подписей избирателей, первый финансовый отчет.
Рабочей группой избирательной комиссии была проведена проверка представленных документов, в том числе представленных подписей избирателей.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Останкинский от 13 июля 2022 года N 8/4 Позднякову Ю.И. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Останкинский по многомандатному избирательному округу N 1 на том основании, что в соответствии с пунктом 10 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы подписи избирателей признаны недействительными, так как были собраны при участии члена избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Частью 2 статьи 32 Конституции РФ установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ), иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "г.1" пункта 24 статьи 38 Закона N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно подпункту "к" пункта 6.4 статьи 38 Закона N 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 6 статьи 37 Закона N 67-ФЗ подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.
Пункт 10 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы предусматривает, что недействительными признаются подписи избирателей, собранные при участии членов избирательных комиссий с правом решающего голоса.
Установив, что Поздняков Ю.И, обладая статусом члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, лично собирал подписи избирателей в свою поддержку, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о нарушении им требований действующего законодательства, в связи с чем оспариваемое решения избирательной комиссии признали законным и обоснованным.
В кассационной жалобе Поздняков Ю.И, ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в определении от 7 февраля 2012 года N 252-О-О, о том, что положения пункта 6 статьи 37 Закона N 67-ФЗ не исключают возможность для лица, замещающего должность главы муниципального образования, осуществлять лично сбор подписей в поддержку его выдвижения кандидатом на выборах в органы местного самоуправления, если это сопряжено с освобождением данного лица от исполнения должностных обязанностей и не связано с использованием преимуществ его должностного положения, указывает, что сам по себе факт обладания им правовым статусом члена избирательной комиссии с правом решающего голоса не может рассматриваться как безусловное препятствие для участия в сборе подписей. Ссылается на то, что в силу части 6.1 статьи 22 Избирательного кодекса г. Москвы в случае участия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса на соответствующих выборах его полномочия приостанавливаются, если такое приостановление не приведет к тому, что комиссия останется в неправомочном составе. Если приостановление полномочий члена комиссии приведет к тому, что комиссия останется в неправомочном составе, полномочия такого члена комиссии прекращаются по решению органа, его назначившего. В его случае имело место приостановление полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, при этом подтверждений тому, что в этом случае комиссия остается в неправомочном составе, не представлено.
Утверждает, что какие-либо иные члены избирательной комиссии с правом решающего голоса в сборе подписей в его поддержку участия не принимали.
Проверяя приведенные доводы, судебная коллегия полагает их не влекущими отмену обжалуемых судебных актов.
Так, согласно избирательному законодательству освобождение от обязанностей члена избирательной комиссии с правом решающего голоса предполагает прекращение статуса члена избирательной комиссии с правом решающего голоса и, как следствие, прекращение предоставляемых гарантий и запретов, установленных для членов избирательных комиссий.
В то же время, приостановление полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса не прекращает его статуса, соответственно, предоставляемых избирательным законодательством гарантий, что свидетельствует об использовании им своего преимущественного положения, то есть нарушении установленного пунктом 1 статьи 39 Закона N 67-ФЗ принципа равенства кандидатов.
Таким образом, Поздняков Ю.И, осуществляя сбор подписей избирателей самостоятельно в период, когда его полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса прекращены не были, нарушил прямой запрет, установленный пунктом 6 статьи 37 Закона N 67-ФЗ и пунктом 10 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы, что повлекло признание подписей недействительными и, как следствие, - отсутствие необходимого количества подписей избирателей для регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Останкинский в г. Москве по многомандатному избирательному округу N 1.
Кроме того, из пояснений административного истца в судебном заседании кассационного суда следует, что в настоящее время он зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Останкинский в г. Москве по многомандатному избирательному округу N 1, то есть соответствующее право Позднякова Ю.И. восстановлено.
В связи с изложенным оснований для удовлетворения кассационной жалобы Позднякова Ю.И. судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Останкинского районного суда г. Москвы от 22 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 3 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Позднякова Ю.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Е.П. Рахманкина
О.М. Циркунова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 августа 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.