Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Копылова-Прилипко Д.А.
судей Сокуровой Ю.А, Голубевой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-915/2020 (номер дела, присвоенный судом первой инстанции) по иску Департамента городского имущества "адрес" к ФИО4, ФИО3, действующей в свих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 о выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учёта
по кассационной жалобе Департамента городского имущества "адрес" на решение Зюзинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Копылова-Прилипко Д.А, заключение прокурора ФИО7, полагавшей судебные акты подлежащими отмене, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Решением Зюзинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, Департаменту городского имущества "адрес" отказано в удовлетворении иска к ФИО4, ФИО3, действующей в свих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 о выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учёта.
В кассационной жалобе Департамент городского имущества "адрес" просит данные судебные акты отменить, как незаконные и необоснованные. Указывает, что судом не учтено распоряжение Департамента городского имущества "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, которое не оспорено и не отменено. Спорная квартира находится в муниципальной собственности, в связи с чем, оснований для применения к спорным правоотношениям Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N не имелось.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путём направления в их адреса судебных извещений заказной почтовой корреспонденцией.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит, что имеются основания для отмены решения и апелляционного определения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании распоряжения Префекта Южного административного округа "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ и договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N, ФИО4 на состав семьи из четырех человек (он, жена, дочь, сын) для временного проживания на период трудовых отношений в связи с прохождением службы в организации "Управление внутренних дел Южному административному округу", предоставлено жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: "адрес" /л.д.12, 61-67/.
Собственником указанной квартиры является "адрес", право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ /л.д.11/.
В жилом помещении зарегистрированы по месту жительства ФИО4, ФИО3, ФИО1, 2010 года рождения, ФИО2, 2009 года рождения /л.д.13-16, 19/.
Решением Комиссии ГУ МВД России по городу Москве по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) семья ФИО4 в составе 4-х человек (он, жена, дочь, сын) приняты на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения /л.д.42/; по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ единовременная социальная выплата не предоставлена /л.д.83-85/.
Приказом УВД по Южному административному округу ГУ МВД России по городу Москве N л/с от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.17/, подполковник внутренний службы, заместитель начальника по ОМВД России по району Бирюлево Западное "адрес" ФИО4 уволен с ДД.ММ.ГГГГ по пункту 1 части 3 статьи 82 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел). Выслуга ФИО4 в календарном исчислении составляет 23 года 3 месяца 17 дней /л.д.86/.
Распоряжением Департамента городского имущества "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N /л.д.18/ распоряжение Префекта Южного административного округа "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу.
Указывая на то, что права у ФИО4 и членов его семьи в отношении спорного жилого помещения утрачены, Департамент городского имущества "адрес" обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что семья ФИО4 имеет право на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета как семья сотрудника полиции, имеющего выслугу более 10 лет. Поскольку обязательства государственных органов перед ответчиками по предоставлению жилого помещения не исполнены, то оснований для удовлетворения исковых требований о выселении семьи ФИО4 из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения не имеется.
Суд апелляционной инстанции согласился с такой позицией.
Вместе с тем, судами не принято во внимание следующее.
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьёй 40 Конституции Российской Федерации. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В этой связи основания и порядок выселения граждан из жилого помещения должны определяться федеральным законом и только на их основании суд может лишить гражданина права на жилище.
Согласно статье 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Из положений части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда (частью 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
По условиям заключенного между Департаментом жилищной политики и жилищного фонда "адрес" и ФИО4 договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N, спорная квартира была предоставлена ответчикам на период для временного проживания на период трудовых отношений ФИО4 в связи с прохождением службы в организации "Управление внутренних дел Южному административному округу".
Указанный договор в силу части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации прекращает свое действие, в связи с чем, ФИО4 и члены его семьи на основании части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации обязаны освободить занимаемое ими жилое помещение без предоставления другого жилого помещения.
В части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации и в пункте 5.2 Положения об обеспечении граждан служебными жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда "адрес", утверждённого Постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N-ПП перечислены категории лиц, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений.
Разрешая спор, суд не устанавливал, относится ли ФИО4 и члены его семьи к указанной категории лиц.
Из положений пунктов 27, 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Типовое положение) следует, что сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма (пункт 27).
Без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего типового положения, не могут быть выселены: сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет; члены семьи сотрудника (военнослужащего), погибшего (умершего) при исполнении служебных обязанностей (обязанностей военной службы), которому было предоставлено служебное жилое помещение; иные категории сотрудников (военнослужащих) и членов их семей в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими их статус и устанавливающими социальные гарантии сотрудников (военнослужащих) (пункт 28).
Установив, что ФИО4 имеет стаж службы в органах внутренних дел более 10 лет, суд пришёл к выводу о том, что ФИО4 с членами своей семьи не может быть выселен их спорного жилого помещения.
Между тем, спорное жилое помещение находится в собственности "адрес", в связи с чем, оснований для применения Типового положения к правоотношениям сторон у суда не имелось.
Муниципальное имущество в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации не могло быть закреплено на праве оперативного управления за подразделением органов внутренних дел, являющимся федеральным органом исполнительной власти.
Предусмотренная частью 5 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ) возможность передачи жилых помещений муниципального жилищного фонда, предоставленных органом местного самоуправления сотрудникам, замещающим должность участкового уполномоченного полиции, в федеральную собственность в целях формирования специализированного жилищного фонда федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не являлась безусловной обязанностью органа местного самоуправления и могла осуществляться только на возмездной основе в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства не были учтены при рассмотрении дела.
При этом частью 3.2. статьи 8 Закона N 247-ФЗ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 485-ФЗ) установлено, что не подлежит выселению из жилого помещения специализированного жилищного фонда без предоставления другого жилого помещения в соответствии со статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона или единовременной социальной выплаты гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел, состоящий на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты или в качестве нуждающегося в жилом помещении, в случае, если он имеет стаж службы в органах внутренних дел не менее 25 лет в календарном исчислении и не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Выслуга ФИО4 в календарном исчислении составляет 23 года 3 месяца 17 дней, то есть составляет менее 25 лет.
С учётом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит, что допущенные судами нижестоящих инстанций нарушения норм права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем, решение Зюзинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ подлежат отмене, а дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Зюзинский районный суд "адрес".
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и в зависимости от установленных обстоятельств.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Зюзинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Зюзинский районный суд "адрес".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.