Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Бибеева С.Е., рассмотрев единолично без проведения судебного заседания, гражданское дело N 2-25/2022 по иску Дубровиной Лидии Викторовны к государственному учреждению - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации за приобретение технических средств реабилитации
по кассационной жалобе государственного учреждения - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение мирового судьи судебного участка N 7 Октябрьского района г. Тамбова, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 3 Октябрьского района г. Тамбова Стародубовой М.Б. от 21 декабря 2021 г, и апелляционное определение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 11 мая 2022 г.
установил:
Дубровина Л.В. обратилась к мировому судье с исковым заявлением к ГУ - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное средство технической реабилитации в размере 11000 руб.
В обоснование исковых требований указала, что является инвалидом 2 группы, 14.10.2019 самостоятельно приобрела глазной протез пластмассовый за 11000 руб. 18.11.2019 ей выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида, согласно которой ей рекомендовано техническое средство реабилитации: глазной протез пластмассовый со сроком проведения реабилитационных мероприятий с 12.11.2019 бессрочно.
21.11.2019 Дубровина Л. В. обратилась к ответчику с заявлением о компенсации стоимости самостоятельно приобретенного ею технического средства реабилитации - глазного протеза.
Письмом от 03.12.2019 ответчик отказал истцу в выплате компенсации, поскольку указанное средство реабилитации было приобретено до момента оформления истцом индивидуальной программы реабилитации. Полагая данный отказ незаконным, ссылаясь на положения ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", истец обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.
Решением мирового судьи судебного участка N 7 Октябрьского района г. Тамбова, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 3 Октябрьского района г. Тамбова Стародубовой М.Б. от 21 декабря 2021 г, исковые требования Дубровиной Л.В. удовлетворены частично. С государственного учреждения - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в пользу Дубровиной Л.В. взыскана компенсация за приобретение технического средства реабилитации в размере 9994 руб. 40 коп. В остальной части исковых требований отказано. С государственного учреждения - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в доход муниципального образования городской округ город Тамбов взыскана государственная пошлина в размере 400 руб.
Апелляционным определением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 11 мая 2022 г. указанное решение мирового судьи изменено в части взыскания с государственного учреждения - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в доход муниципального образования городской округ город Тамбов государственной пошлины в размере 400 руб. В остальной части решение мирового судьи оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель государственного учреждения - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ просит судебные постановления отменить, как незаконные. В обоснование несогласия с судебными актами указывает, что территориальный орган Фонда вправе обеспечивать инвалидов только теми техническими средствами реабилитации, нуждаемость в которых установлена федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы и зафиксирована в ИПРА инвалида, а поскольку средство реабилитации было приобретено истицей до возникновения у нее права на обеспечение техническими средствами реабилитации, у территориального органа Фонда отсутствовали правовые основания для возмещения расходов за самостоятельное приобретение глазного протеза, что не было учтено судом.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив законность обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, оснований для их отмены не усматривается.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами допущено не было.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181- ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе, использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ) технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абзаце втором пункта 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им утвержденных данным Порядком документов. Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации. Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в подпункте "б" пункта 5 данного порядка), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг (пункты 5, 6, 7 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н.
В силу пункта 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.
В случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) услуги, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что размер компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации в случае осуществления его закупки уполномоченным органом определяется по последнему по времени на дату подачи заявления о такой компенсации исполненному в полном объеме государственному контракту.
Как установлено судом и из материалов дела следует, что Дубровина Л.В. с 12.11.2019 является инвалидом 2 группы по причине общего заболевания (инвалид по зрению), бессрочно.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 18.11.2019 Дубровина Л.В. подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации: глазной протез пластмассовый: 1 штука.
14.10.2019 Дубровина Л.В. за счет собственных средств приобрела индивидуальный глазной протез, пластик, 1 шт, стоимостью 11 000 рублей.
21.11.2021 Дубровина Л.В. обратилась в Государственное учреждение - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлениями о выплате компенсации расходов, связанных с приобретением средств реабилитации. К заявлению от 21.11.2021 о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации Дубровина Л.В. приложила документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий понесенные расходы, ИПРА инвалида, СНИЛС.
03.12.2019 Фондом социального страхования в адрес Дубровиной Л.В. было направлено письмо N 01-18/68/0-14322, в котором Фонд социального страхования сообщил о невозможности произвести выплату компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства, поскольку ИПРА установлен срок проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации с 12.11.2019, а дата приобретения глазного протеза - 14.10.2019.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, мировой судья исходил из того, что отказ ГУ - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в выплате Дубровиной Л.В. компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации - индивидуальный глазной протез пластиковый, является незаконным, поскольку действующим законодательством не установлены определенные сроки приобретения технических средств реабилитации инвалидом либо требования, согласно которым заявитель должен приобретать технические средства реабилитации только после проведения медико-социальной экспертизы и выдачи ИПРА.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления мирового судьи в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции с его выводами и правовым обоснованием согласился, дополнительно указав, поскольку глазной протез пластмассовый, приобретенный Дубровиной Л.В, является техническим средством реабилитации и входит в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, расходы на его приобретение подлежат возмещению ответчиком. То обстоятельство, что технические средства реабилитации приобретены инвалидом до внесения их в индивидуальную программу реабилитации, не могут ущемлять право Дубровиной Л.В. на компенсацию таких расходов в том порядке, который установлен законодательством для компенсации самостоятельно приобретенного технического средства реабилитации.
Определяя размер компенсации расходов, связанных с приобретением технического средства реабилитации, мировой судья принял во внимание, что последний раз глазной протез пластмассовый приобретался ГУ - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по государственному контракту N 201 от 31.07.2017, его стоимость определена в размере 9994, 40 руб.
Выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы, приведенные в обоснование несогласия с выводами судов, повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку, оснований не согласиться с которой по доводам жалобы не имеется.
С учетом изложенного оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для удовлетворения кассационной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 7 Октябрьского района г. Тамбова, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 3 Октябрьского района г. Тамбова Стародубовой М.Б. от 21 декабря 2021 г. в неизмененной части и апелляционное определение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 11 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Судья С.Е. Бибеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.