Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Лысовой Е.В.
судей: Шамрай М.С, Анненковой К.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Столовой Ольги Петровны к ГУ-Главному Управлению Пенсионного фонда РФ N 10 по г. Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Столовой Ольги Петровны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Шамрай М.С, выслушав объяснения истца, которая поддержала доводы кассационной жалобы, представителя ответчика, полагавшего кассационную жалобу необоснованной, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Столова О.П. обратилась в суд с иском к ГУ-Главному Управлению Пенсионного фонда РФ N 10 по г. Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет страховой пенсии по старости, указав в обоснование заявленных требований, что с 30 июня 2018 года является получателем страховой пенсии по старости, при назначении страховой пенсии ответчиком при оценке ее пенсионных прав не были учтены страховые взносы за апрель, май, июнь 2018 года.
После поступления от работодателя сведений об уплаченных взносах ответчик объединил указанные три периода, а также день назначения пенсии в единый расчетный период - 2 квартал 2018 года, после чего объединил данные за 2 квартал с данными, поступившими от работодателя за 3 и 4 квартал, и произвел перерасчет пенсии за период с 01 апреля 2018 года по 31 декабря 2018 года по правилам пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ограничив размер ИПК за этот период величиной 3, 00, что, по мнению истца, является незаконным, так как перерасчет пенсии должен производиться в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 18 указанного закона.
С учетом изложенного, истец просила суд обязать ответчика произвести перерасчет пенсионных прав за периоды с 1 по 30 апреля 2018 года, с 1 по 31 мая 2018 года, с 1 по 29 июня 2018 года в порядке, установленном частью 7 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Басманного районного суда г. Москвы от 21 декабря 2021 года исковые требования Столовой О.П. удовлетворены. Суд возложил на Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской ФедеФ N 10 по г. Москве и Московской области обязанность произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости Столовой О.П. с 30 июня 2018 года с учетом размера уплаченных страховых взносов за 2 квартал 2018 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 мая 2022 года решение Басманного районного суда г. Москвы от 21 декабря 2021 года отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Столовой О.П. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по городу Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет пенсии отказано.
В кассационной жалобе Столова О.П. просит судебное постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Указывает на наличие оснований для применения при разрешении настоящего спора части 7 статьи 18 Федерального закона N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях", в которой отсутствует утверждение о том, что она применяется в случаях, если перерасчет производится при несвоевременном представлении данных персонифицированного учета по вине работодателя. В указанной норме речь идет о периодах работы или иной деятельности, имевших место до назначения страховой пенсии, а не о поквартальных отчетах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации для работодателя, как полагает ответчик. Ограничения могут быть наложены на дополнительные пенсионные права, которые возникают за работу после назначения пенсии. Наличие либо отсутствие вины работодателя в несвоевременном предоставлении соответствующих сведений никак не влияет на трудовой вклад гражданина и не должны влиять на пенсионные права гражданина.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ, для отмены либо изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего дела не допущено.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Столовой О.П. с 30 июня 2018 года назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Размер страховой пенсии на дату назначения составил 17 296, 20 руб. и был рассчитан без учета страховых взносов за 2-й квартал 2018 года, сведения об уплате которых с учетом положений пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на дату назначения истцу страховой пенсии 30 июня 2018 года в пенсионном органе отсутствовали.
После отражения в сведениях персонифицированного учета страховых взносов, ИПК за период с 01 апреля 2018 года по 31 декабря 2018 года учтен в размере 3, 0 балла в беззаявительной корректировке 01 августа 2019 года, увеличение составило 244, 47 руб.
Перерасчет пенсии произведен по формуле, предусмотренной частью 3 и частью 4 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях", с применением максимального значения индивидуального пенсионного коэффициента в размере 3, 0, который предусмотрен для застрахованных лиц, у которых в соответствующему году не формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
18 сентября 2019 года истец обратилась к ответчику с заявлением об увеличении по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины ИПК, не учтенного при определении величины ИПК для исчисления размера страховой пенсии по старости при ее назначении, поскольку пенсионным органом не учтены страховые взносы за период с 01 апреля 2018 года по 30 июня 2018 года, то есть до даты назначения пенсии 30 июня 2018 года.
В ответе на обращение истцу разъяснен порядок расчета пенсии, в перерасчете отказано.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Столовой О.П, суд первой инстанции, приняв во внимание положения части 7 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях", исходил из того, что в силу указанной нормы страховые взносы, уплаченные в отношении Столовой О.П. за период с 01 апреля 2018 года по 29 июня 2018 года до даты назначения ей страховой пенсии подлежат учету в ее индивидуальном пенсионном коэффициенте, что в свою очередь ведет к его увеличению и, следовательно, к увеличению размера назначенной пенсии.
С приведенными выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции, признав указанные выводы основанными на неправильном применении норм материального права.
Приняв во внимание положения статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона N 243-Ф3 от 03 июля 2016 года "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" и Федерального закона N 250-ФЗ от 03 июля 2016 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации, в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", пункта 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 35 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 декабря 2016 года N 766н, суд апелляционной инстанции исходил из того, что на момент назначения Столовой О.П. страховой пенсии 30 июня 2018 года пенсионный орган не располагал сведениями о страховых взносах и не мог их учесть при начислении пенсии, ввиду того, что 2 квартал 2018 года не закончился.
При этом, отклоняя доводы истца о том, что в данном случае подлежали применению положения части 7 статьи 18 Федерального закона N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях", суд апелляционной инстанции указал, что данная норма применима к ситуациям, когда страхователь (работодатель) подает сведения, которые не были отражены в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, то есть, речь идет о сведениях, которые работодатель обязан был передать, но не передал.
Приняв во внимание, что в соответствии с действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании данных, имеющихся в распоряжении пенсионного органа по состоянию на день, в который пенсионным органом выносится решение об установлении страховой пенсии, а также учитывая, что при назначении истцу страховой пенсии 30 июня 2018 года сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам в отношении Столовой О.П. за второй квартал 2018 года отсутствовали на индивидуальном лицевом счете истца, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет пенсии истца с учетом страховых взносов за второй квартал 2018 года по правилам, установленным в части 7 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Как указал суд апелляционной инстанции, ответчиком правомерно произведен расчет и начисление пенсии без учета платежей за оспариваемый период времени, последующий перерасчет пенсии в связи с продолжением трудовой деятельности после назначения пенсии истцу в соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ с 01 августа 2019 года произведен с учетом поступивших сведений об уплате страховых взносов за второй квартал 2018 года, при этом максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете страховой пенсии, предусмотренное п. 3 части 2 настоящей статьи, обоснованно учтено пенсионным органом в размере 3, 0 балла.
Суд кассационной инстанции соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны на основании полного и всестороннего исследования представленных в материалы дела доказательств. Судом апелляционной инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, с которыми судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В соответствии с пунктом 3 части 2 названной статьи, в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости при ее назначении производится ее перерасчет. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера с 1 августа каждого года.
Согласно части 4 статьи 18 данного Закона максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете страховой пенсии, предусмотренном пунктом 3 части 2 настоящей статьи, учитывается в размере 3, 0 - для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году не формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с Федеральным законом N 243-Ф3 от 03 июля 2016 года "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" и Федеральным законом N 250-ФЗ от 03 июля 2016 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", с 1 января 2017 года администратором страховых взносов являются налоговые органы и взыскание задолженности по страховым взносам возложено на налоговые органы.
В соответствии с пунктом 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Таким образом, на основании данных, представляемых налоговыми органами относительно уплаченных страховых взносов, территориальный пенсионный орган осуществляет перерасчет размера страховой пенсии с 01 августа.
В соответствии с пунктом 35 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 декабря 2016 года N 766н, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации проверяет индивидуальные сведения и вносит их на лицевые счета застрахованных лиц ежеквартально - в течение месяца со дня получения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, представленных налоговым органом в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, в случае представления после назначения страховой пенсии страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за период после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в отношении периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до назначения страховой пенсии, влекущих увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.
Отменяя решение суда первой инстанции и постановляя по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Столовой О.П, суд апелляционной инстанции обоснованно сослался на то, что при назначении истцу страховой пенсии по старости в июне 2018 года сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам за второй квартал 2018 года отсутствовали на индивидуальном лицевом счете истца, в связи с чем, пенсионным органом правомерно произведен расчет и начислении пенсии без учета платежей за оспариваемый период времени, последующий перерасчет пенсии в соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 01 августа 2019 года произведен с учетом поступивших сведений об уплате страховых взносов за 2018 год.
Также судом апелляционной инстанции обоснованно отвергнута и ссылка истца на положения части 7 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", как несостоятельная, поскольку данная норма подлежит применению в случае подачи страхователем сведений, которые не были отражены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица относительно периодов работы и иной деятельности, имевших место до назначения страховой пенсии, влекущих увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, в то время как положения пункта 3 части 2 статьи 18 указанного Федерального закона подлежат применению в случае увеличения индивидуального пенсионного коэффициента за счет страховых взносов, которые на момент назначения пенсии не поступили в территориальный пенсионный орган.
Разрешая заявленные требования, суд апелляционной инстанции правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
Существенных нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, при апелляционном рассмотрении дела также не допущено.
Все доводы и доказательства, приводимые заявителем в обоснование своей позиции по делу, оценены судом апелляционной инстанции, обжалуемый судебный акт в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пункта 5 части 2 статьи 329 ГПК РФ содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение.
Приведенные кассатором в жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иное толкование норм права, а потому основанием к отмене судебного акта являться не могут. В соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Доводы кассационной жалобы Столовой О.П. повторяют ее позицию по делу и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьи 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Столовой Ольги Петровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.