Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Бибеевой С.Е, Байбакова М.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ануфриенко Ирины Павловны к Департаменту труда и социального развития администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области о взыскании ежемесячной выплаты в случае рождения третьего ребенка или последующих детей за период с 04.03.2016 по 04.06.2018 в сумме 276 345 рублей (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-65/2022)
по кассационной жалобе Ануфриенко Ирины Павловны на решение Тутаевского городского суда Ярославской области от 18 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 14 апреля 2022 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ануфриенко И.П. обратилась с иском к Департаменту труда и социального развития Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области о взыскании ежемесячной денежной при рождении третьего ребенка за период с 04.03.2016 по 04.06.2018 в сумме 276 345 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что Ануфриенко И.П. является матерью троих детей: ФИО8. ДД.ММ.ГГГГ г.р, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г. "адрес" младшему ребенку исполнилось 2 года 9 месяцев, истица от знакомой узнала, что имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка.
25.12.2018 Ануфриенко И.П. обратилась с заявлением к ответчику о назначении указанной выплаты, которая была назначена с момента обращения, а также выплачена за предыдущие 6 месяцев до обращения к ответчику. Полагает, что пропустила срок для обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка по уважительной причине, поскольку не знала о данной выплате, а также потому, что занималась здоровьем ребенка и не имела времени для изучения законодательства в данной части. Просила пропущенный срок восстановить.
Решением Тутаевского городского суда Ярославской области от 18 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 14 апреля 2022 года, исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Ануфриенко И.П. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, необоснованно не приняли во внимание факт обращения истца в Департамент в 2016 году для оформления пособия на ребенка, в ходе которого ею были представлены документы, подтверждающие наличие трех детей. Зная об этих обстоятельствах, сотрудник Департамента должен был разъяснить Ануфриенко И.П. право на получение ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка. Кроме того, в нарушение требований процессуального закона истцу судами обеих инстанций не было предложено представить доказательства в обоснование своих доводов о том, что у специалиста Департамента при обращении в 2016 году были сведения о составе семьи.
Проверив материалы дела по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ануфриенко И.П. является матерью троих детей: ФИО8, 1993 г.р, ФИО9, 1998 г.р, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
25.12.2018 Ануфриенко И.П. обратилась в Департамент труда и социального развития Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка.
Решением Департамента труда и социального развития Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области N 122 от 10.01.2019 Ануфриенко И.П. была назначена ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка с 1.06.2018 по 31.03.2019, то есть до исполнения ребенку 3-х летнего возраста.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 3.2 Закона Ярославской области от 28.11.2011 N 45-з "О временных мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей", Порядком назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующих детей, в редакции Приказа Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 1.08.2012 N 101-12, Административным регламентом предоставления государственной услуги по организации предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей, утвержденным Приказом Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 27.12.2012 N 131-12. Названные нормативные акты применены в редакции, действующей на день подачи заявления Ануфриенко П.И. 25 декабря 2018 года.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что исходил из того, что ежемесячная денежная выплата при рождении третьего или последующих детей назначается по заявлению матери или отца ребенка и выплачивается с месяца, в котором имело место обращение с заявлением до достижения ребенком 3-х лет, а также за истекшее время, но не более чем за 6 месяцев, предшествующего месяцу подачи заявления о ее назначении. При этом возможность взыскания таких выплат за истекшее время законом не предусмотрена.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что решение суда и апелляционное определение нельзя признать законными, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
При вынесении судебных постановлений судами не было учтено следующее.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 -61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Аналогичные требования закон предъявляет ко всем судебным актам, принимаемым судами общей юрисдикции, в том числе, судом апелляционной инстанции.
Указанные требования процессуального закона судами первой и апелляционной инстанции не выполнены.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Региональная ежемесячная денежная выплата в случае рождения третьего ребенка и последующих детей устанавливается законодательством субъектов РФ. Также рождение третьего ребенка, как правило, влечет признание семьи многодетной и дополнительные ежемесячные выплаты.
Так, в целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Законом Ярославской области от 28.11.2011 N 45-з "О временных мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей", принятом Ярославской областной Думой 22.11.2011 (здесь и далее нормативные акты приводятся в редакции на момент обращения истицы за выплатой пособия 25.12.2018) установлена ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей.
Согласно ст. 3"2" названного Закона Ярославской области от 28.11.2011 N 45-з ежемесячная денежная выплата в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей производится семьям, среднедушевой доход которых ниже среднедушевых денежных доходов населения Ярославской области (денежных доходов в расчете на душу населения Ярославской области в месяц), в размере величины прожиточного минимума для детей (пункт 1).
Правом на ежемесячную денежную выплату, предусмотренную настоящей статьей, обладают: 1) мать ребенка (за исключением случая рождения мертвого ребенка); 2) отец ребенка, в случае утраты его матерью права на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной настоящей статьей (пункт 3).
Ежемесячная денежная выплата, предусмотренная настоящей статьей, назначается и выплачивается за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца, предшествующего месяцу подачи заявления о ее назначении, и не ранее месяца, в котором у заявителя возникло и не утрачено право на ее получение, до достижения ребенком возраста трех лет. Ежемесячная денежная выплата, предусмотренная настоящей статьей, назначается и выплачивается независимо от наличия у ее получателя права на получение иных выплат, связанных с рождением детей (пункт 5).
Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной настоящей статьей, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области в сфере социальной защиты населения (пункт 7).
В целях реализации статьи 3"2" Закона Ярославской области от 28 ноября 2011 г. N 45-з "О временных мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей" Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области утвердил Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей (в редакции Приказа Департамента труда и социальной поддержки населения ЯО от 29.06.2015 N 101-12).
Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей (в редакции от 29.06.2015 N 101-12) действовал как на момент рождения истицей 3-го ребенка, так и на момент принятия обжалуемого решения (далее Порядок).
В соответствии с п.1.2 Порядка ежемесячная денежная выплата производится в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей семьям, среднедушевой доход которых ниже среднедушевых денежных доходов населения Ярославской области (денежных доходов в расчете на душу населения Ярославской области в месяц), при условии наличия у заявителя и ребенка гражданства Российской Федерации и постоянного или преимущественного проживания заявителя и ребенка на территории Ярославской области.
Согласно п.2.1 Порядка право на получение ежемесячной денежной выплаты имеют: мать ребенка (за исключением случая рождения мертвого ребенка); отец ребенка (в случае утраты матерью ребенка права на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с пунктом 3.5 раздела 3 Порядка).
Размер ежемесячной денежной выплаты устанавливается в размере величины прожиточного минимума для детей (2.2).
Величина прожиточного минимума для детей на соответствующий финансовый год устанавливается ежегодно законом Ярославской области.
В соответствии с п.2.3 выплата ежемесячной денежной выплаты осуществляется по заявлению получателя, у которого возникло и не утрачено право на ее получение.
Заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты с документами, указанными в пункте 2.6 данного раздела Порядка, подается в орган социальной защиты населения по месту жительства заявителя (2.4).
В соответствии с п.3.3 Порядка ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца, предшествующего месяцу подачи заявления о ее назначении, и не ранее месяца, в котором у заявителя возникло и не утрачено право на ее получение, до достижения ребенком возраста трех лет.
Ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается независимо от наличия у заявителя права на получение иных выплат, связанных с рождением детей.
Ануфриенко И.П. в жалобе указывает, что сотрудником Департамента в октябре 2016 г. не была доведена информация о праве истца на спорную ежемесячную денежную выплату. Ануфриенко И.П. утверждает, что 31.10.2016 она лично обращалась в Департамент с целью назначения пособия для малообеспеченных семей. При обращении она представила документы, подтверждающие, что у нее трое детей, в том числе свой паспорт и свидетельства о рождении всех троих детей. Именно потому, что в семье было трое детей, ее семья была признана малообеспеченной. Следовательно, сотрудник Департамента достоверно знал о том, что у нее трое детей и не посчитал нужным разъяснить ей, на какие пособия ее семья имеет право.
Эти же доводы истица приводила в судах первой и апелляционной инстанций, однако они были необоснованно отклонены судами.
Суд апелляционной инстанции указал, что приведенные доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку истица в октябре 2016 г. по вопросу предоставления государственной услуги на получение ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка не обращалась, о чем свидетельствуют материалы личного выплатного дела Ануфриенко И.П. Из материалов личного дела Ануфриенко И.П. следует, что 31.10.2016 она обращалась по вопросу назначения пособия ребенку. ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р. В заявлении о назначении указанного пособия указан состав семьи супруг и ребенок. Сведений о наличии иных детей, материалы выплатного дела не содержат.
Между тем, приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций нельзя признать обоснованными, исходя из следующего.
Реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых государством через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации возложены, в том числе, на Департамент развития социального страхования Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в рамках исполнения которых Департамент развития социального страхования Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к их компетенции.
Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Департамента развития социального страхования Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации гражданин имеет право на получение от него информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в этот орган, и этому праву корреспондирует обязанность Департамента предоставить гражданину указанную информацию.
Приказом Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 27.12.2012 N 131-12 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по организации предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей.
Разделом 1.3 Административного регламента определен "Порядок информирования о правилах предоставления государственной услуги".
В соответствии с пунктом 1.3.4. Административного регламента информация по вопросам предоставления государственной услуги, в том числе о ходе предоставления государственной услуги, предоставляется в устной (лично и (или) по телефону) и (или) письменной форме, в том числе через Единый портал, сайт МФЦ.
При устном обращении заявителей (лично или по телефону), если факты и обстоятельства, изложенные в обращении, являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, специалист органа социальной защиты населения, МФЦ, обеспечивающий предоставление государственной услуги (далее - специалист), дает устный ответ. В остальных случаях дается письменный ответ по существу вопросов, поставленных в обращении.
Письменный ответ подписывается руководителем органа социальной защиты населения, МФЦ, содержит фамилию, инициалы и номер телефона исполнителя. Ответ направляется по почтовому адресу, указанному в письменном обращении. При письменном обращении ответ направляется заявителю в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В случае направления запроса в другие государственные органы, органы местного самоуправления муниципальных образований области (далее - органы местного самоуправления) или должностному лицу руководитель органа социальной защиты населения вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения заявителя, направившего обращение.
В пункте 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021, изложена правовая позиция по аналогичному спору с пенсионным органом, не разъяснившим обратившемуся лицу право на получение ежемесячной выплаты, предусмотренной для неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами.
Так, Верховный суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики указал, что в случае невыполнения пенсионным органом обязанности по разъяснению лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, права на получение ежемесячной выплаты, предусмотренной для неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, что привело к несвоевременному обращению такого лица в пенсионный орган с заявлением о назначении ежемесячной выплаты, данное лицо имеет право на выплату неполученных сумм ежемесячной выплаты за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Верховный суд Российской Федерации пришел к выводу, что утверждение судебных инстанций о том, что пенсионным органом права заявителя не нарушены, является несостоятельным, поскольку невыполнение пенсионным органом обязанности по разъяснению истице ее права на получение ежемесячной выплаты и порядка его реализации привело к неполучению ею на протяжении длительного периода времени гарантированных государством мер социальной поддержки в полном объеме.
Как указано выше, в жалобе Ануфриенко И.П. указывает, что суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, необоснованно не приняли во внимание факт обращения истца в Департамент в 2016 году для оформления пособия для малообеспеченных семей, в ходе которого ею были представлены документы, подтверждающие наличие трех детей. Зная об этих обстоятельствах, сотрудник Департамента должен был разъяснить Ануфриенко И.П. право на получение ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка. По утверждению истицы у специалиста Департамента при обращении в 2016 году были сведения о составе семьи, в том числе, о рождении третьего ребенка.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций не в полном объеме установили юридически значимые обстоятельства и не дали им надлежащей правовой оценки.
Исходя из приведенных выше правовых норм, оснований иска и обстоятельств дела, суды первой и апелляционной инстанции должны были установить, обращалась ли Ануфриенко И.П. в Департамент в 2016 году для оформления пособия для малообеспеченных семей; необходимо ли было для назначения этого пособия представить документы, подтверждающие наличие троих детей; было ли разъяснено истицей ее право на получение ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка; было ли достаточно представленных истицей документов для назначения ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка; было ли предложено истице представить дополнительные документы для получения ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка.
Указанным обстоятельствам должна быть дана правовая оценка с учетом разъяснений, изложенных в пункте 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021.
Однако суды первой и апелляционной инстанций изложенные выше нормы права и разъяснения по их приведению не применили. В ходе рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций ответчик не представил данных о том, что при обращении Ануфриенко И.П. с заявлением о назначении пособия ребенку Ануфриенко К.К, ДД.ММ.ГГГГ г.р. он выполнил обязанность по информированию Ануфриенко И.П. о праве на получение ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка, для реализации которого следует обратиться в Департамент с соответствующим заявлением.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии у Департамента развития социального страхования Министерства труда и социальной защиты Тутаевского муниципального района Ярославской области оснований для перерасчета Ануфриенко И.П. ежемесячной выплаты в случае рождения третьего ребенка, со дня возникновения права на эту выплату и об отказе в удовлетворении исковых требований не могут быть признаны правомерными, поскольку они сделаны без учета всех обстоятельств по делу и с нарушением норм права, регулирующих спорные отношения.
При таких обстоятельствах решение суда и апелляционное определение нельзя признать законными, что в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тутаевского городского суда Ярославской области от 18 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 14 апреля 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Тутаевский городской суд Ярославской области.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.