1-й Западный окружной военный суд в составе
председательствующего Гогина А.В.
судей Ершова К.Г. и Объектова Е.Л.
при секретаре судебного заседания Шариковой Е.П. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 30 мая 2022 года по исковому заявлению "данные изъяты" войсковой части (...) о привлечении бывшего военнослужащего той же части "данные изъяты" Курмашова Вадима Юрьевича к ограниченной материальной ответственности.
Заслушав доклад судьи Объектова Е.Л, объяснения ответчика Курмашова В.Ю, полагавшего необходимым оставить обжалуемое судебное постановление без изменения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
"данные изъяты" войсковой части (...) обратился в гарнизонный военный суд с исковым заявлением, в котором просил привлечь Курмашова к ограниченной материальной ответственности, взыскав с него причиненный государству в лице Министерства обороны РФ материальный ущерб в размере 36936 рублей 8 копеек.
В обоснование своих требований истец указал, что названный материальный ущерб образовался в связи с несвоевременным снятием подчиненных Курмашову военнослужащих с продовольственного обеспечения при их убытии на стационарное лечение в госпиталь.
Решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 30 мая 2022 года в удовлетворении исковых требований "данные изъяты" войсковой части (...) отказано.
Суд не усмотрел предусмотренных Федеральным законом "О материальной ответственности военнослужащих" оснований для привлечения Курмашова к материальной ответственности.
В апелляционной жалобе представитель "данные изъяты" войсковой части (...), выражая несогласие с принятым по делу судебным постановлением, просит о его отмене и о принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Ссылаясь на положения ст. 144-145 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года N 1495 (далее - Устав), автор жалобы указывает, что Курмашов пренебрег своими должностными обязанностями, не сняв либо не проконтролировав снятие подчиненных военнослужащих с продовольственного обеспечения при их убытии в госпиталь. Указанное бездействие ответчика, по мнению представителя истца, и повлекло соответствующий материальный ущерб.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" срок привлечения военнослужащего к материальной ответственности составляет три года со дня обнаружения ущерба.
Днем обнаружения ущерба следует считать день, когда командир (начальник) узнал или должен был узнать о наличии материального ущерба, причиненного военнослужащим.
Из материалов дела следует, что указанный в исковом заявлении материальный ущерб, связанный с несвоевременным снятием военнослужащих войсковой части (...) с продовольственного обеспечения при их убытии на стационарное лечение в госпиталь, образовался в период с (дата) по (дата). В данный период времени ответчик занимал должность "данные изъяты" войсковой части (...), которая была прикреплена на продовольственное обеспечение к войсковой части (...).
Согласно ст. 362-363 Устава на лечение в стационарных условиях вне расположения полка военнослужащие направляются по заключению врача (фельдшера) командиром полка, а для оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной формах в отсутствие врача - дежурным фельдшером по медицинскому пункту с одновременным докладом начальнику медицинской службы полка и дежурному по полку.
При направлении на лечение в стационарных условиях вне расположения полка военнослужащие должны иметь при себе, в том числе, направление, подписанное командиром полка, и аттестат на продовольствие.
Обо всех военнослужащих, поступивших на лечение в стационарных условиях вне расположения полка, а также о выписке их по выздоровлении начальник (командир) военно-медицинской организации (медицинской части) обязан в тот же день сообщить командиру полка, из которого эти военнослужащие прибыли.
В соответствии с пп. 5, 10 Руководства по продовольственному обеспечению военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и некоторых других категорий лиц, а также обеспечению кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных воинских частей в мирное время, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 21 июня 2011 года N 888, военнослужащие зачисляются и снимаются с продовольственного обеспечения на основании приказов командира воинской части.
Если воинская часть прикреплена на продовольственное обеспечение к другой воинской части, то в довольствующую воинскую часть представляются выписки из приказа командира воинской части, прикрепленной на продовольственное обеспечение, о прибытии (убытии) и зачислении на продовольственное обеспечение (снятии с продовольственного обеспечения) военнослужащих.
"данные изъяты" войсковой части (...), к которой военнослужащие войсковой части (...) были прикреплены на продовольственное обеспечение, в сообщениях от (дата) и (дата) подтвердил, что зачисление и снятие указанных военнослужащих с продовольственного обеспечения осуществлялось на основании ежедневно представляемых выписок из приказов "данные изъяты" войсковой части (...).
Совокупность приведенных норм и установленных по делу обстоятельств свидетельствует о том, что о периодах нахождения подчиненных военнослужащих на стационарном лечении в госпитале вне расположения воинской части, а также о периодах снятия этих военнослужащих с продовольственного обеспечения "данные изъяты" войсковой части (...) должен был знать не позднее дня возвращения указанных военнослужащих из госпиталя.
Тогда же истец должен был узнать о наличии материального ущерба, образовавшегося в связи с несвоевременным снятием военнослужащих с продовольственного обеспечения при их убытии на стационарное лечение в госпиталь.
Более того, из материалов дела следует, что (дата) Курмашов досрочно уволен с военной службы с запас и с (дата) того же года, сдав дела и должность, исключен из списков личного состава войсковой части (...).
Таким образом, применительно к спорным правоотношениям предусмотренный пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" трехгодичный срок начинал течь не позднее 11 мая 2018 года.
При этом дата выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части (...), как и даты последующих административных расследований, проведенных в части, на указанный вывод не влияют.
Поскольку с рассматриваемым исковым заявлением истец обратился в суд лишь 3 апреля 2022 года, указанный срок привлечения Курмашова к материальной ответственности им безусловно пропущен.
В связи с этим обжалуемое решение гарнизонного военного суда является правильным по существу, а изложенные в апелляционной жалобе доводы о наличии предусмотренных Федеральным законом "О материальной ответственности военнослужащих" оснований для привлечения Курмашова к материальной ответственности правового значения не имеют.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение судебного постановления, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 30 мая 2022 года по исковому заявлению "данные изъяты" войсковой части (...) к Курмашову Вадиму Юрьевичу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение трёх месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции в Кассационный военный суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.