Московский городской суд в составе председательствующего судьи Хреновой Т.В., при помощнике судьи Томилиной Е.С., с участием прокурора отдела Главного управления по надзору за расследованием особо важных дел Генеральной прокуратуры РФ Потычко А.Е., защитника - адвоката Филоновой О.Г., представившей удостоверение и ордер, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу адвоката Журавлева А.Д. на постановление Басманного районного суда г. Москвы от 21 июня 2022 г., которым в отношении
Белякова Владимира Игоревича, паспортные данные, гражданина Российской Федерации, образование среднее, не женатого, не работающего, зарегистрированного по адресу: адрес, фактически проживавшего по адресу: адрес, судимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.30, п.п. "б, е, ж, з" ч.2 ст.105 УК РФ, продлен срок содержания под стражей на 03 месяца 00 суток, всего до 05 месяцев 00 суток, то есть до 25 сентября 2022 г.
Этим же постановлением продлен срок содержания под стражей в отношении обвиняемого Стрижакова В.А, судебное решение в данной части не обжалуется.
Изучив поступившие материалы, выслушав выступление адвоката Филоновой О.Г, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Потычко А.Е, полагавшей, что оснований для отмены или изменения судебного решения не имеется, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
31 марта 2022 г. старшим следователем по особо важным делам ГСУ Следственного комитета РФ возбуждено уголовное дело в отношении неустановленных лиц по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.144 УК РФ.
25 апреля 2022 г. старшим следователем по особо важным делам ГСУ Следственного комитета РФ возбуждено уголовное дело в отношении фио, Белякова В.И, Стрижакова В.А. и других, в том числе и неустановленных лиц, по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.30, п.п. "б, е, ж, з" ч.2 ст.105 УК РФ.
Названные уголовные дела соединены в одно производство.
25 апреля 2022 г. срок предварительного следствия по уголовному делу продлен первым заместителем руководителя ГСУ Следственного комитета РФ до 06 месяцев 00 суток, то есть до 31 сентября 2022 г.
25 апреля 2022 г. Беляков В.И. задержан в соответствии со ст.91 УПК РФ и на основании постановления Басманного районного суда г. Москвы от 27 апреля 2022 г. в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на 02 месяца, то есть до 25 июня 2022 г.
29 апреля 2022 г. Белякову В.И. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.30, п.п. "б, е, ж, з" ч.2 ст.105 УК РФ.
Старший следователь по особо важным делам ГСУ Следственного комитета РФ фио, с согласия руководителя следственного органа, обратился в суд с ходатайством о продлении срока содержания под стражей в отношении обвиняемого Белякова В.И. на 03 месяца 00 суток, всего до 05 месяцев 00 суток, то есть до 25 сентября 2022 г, по тем основаниям, что по уголовному делу необходимо получить заключения по ранее назначенным судебным экспертизам, провести с обвиняемыми проверки показаний на месте, при необходимости провести очные ставки, дать правовую оценку действиям каждому из участников организованной группы, провести психиатрические судебные экспертизы, выполнить иные следственные и процессуальные действия, направленные на установление обстоятельств совершенного преступления. Наряду с изложенным, следователь указывает на отсутствие оснований для отмены или изменения избранной в отношении Белякова В.И. меры пресечения на иную, не связанную с изоляцией от общества.
Постановлением Басманного районного суда г. Москвы от 21 июня 2022 г. срок содержания под стражей обвиняемого Белякова В.И. продлен на 03 месяца 00 суток, всего до 05 месяцев 00 суток, то есть до 25 сентября 2022 г.
В апелляционной жалобе адвокат Журавлев А.Д, полагая, что судебное решение подлежит отмене, указывает, что представленные суду материалы не свидетельствуют о причастности Белякова В.И. к инкриминируемому ему деянию, а тяжесть преступления не является самостоятельным основанием для содержания лица под стражей. Отмечает, что меры защиты в рамках дела в порядке, установленном ст.11 УПК РФ, не применялись ни в отношении свидетелей, ни в отношении потерпевшего. Доступа к доказательствам Беляков В.И. не имеет, попыток их уничтожения не предпринимал. С учетом изложенных доводов, просит отменить постановление Басманного районного суда г. Москвы.
Изучив поступившие материалы дела, выслушав выступление участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно положениям ч.2 ст.109 УПК РФ, в случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей районного суда до 6 месяцев, а в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения, - до 12 месяцев.
Принимая решение по возбужденному следователем ходатайству о продлении срока содержания под стражей, суд, не входя в обсуждение вопросов, подлежащих разрешению при рассмотрении уголовного дела по существу, проверил обоснованность подозрения Белякова В.И. в совершении инкриминируемого ему преступления, учел необходимость проведения запланированных следователем следственных и процессуальных действий, принял во внимание сведения о личности Белякова В.И.
Исходя из анализа исследованных в судебном заседании материалов дела, представленных следователем в качестве обоснования заявленного ходатайства, и, установив, что предусмотренные ст.ст.97, 99 УПК РФ основания и обстоятельства, связанные с избранием в отношении Белякова В.И. меры пресечения в виде заключения под стражу, не отпали и существенным образом не изменились, суд правомерно продлил срок содержания обвиняемого под стражей, поскольку в материалах дела имеются достаточные данные, свидетельствующие о том, что в случае освобождения из-под стражи, Беляков В.И, обвиняемый в совершении особо тяжкого преступления, направленного против жизни, осознавая правовые последствия привлечения к уголовной ответственности и возможность назначения наказания в виде лишения свободы на длительный срок, может скрыться от органов предварительного следствия и суда, продолжить заниматься преступной деятельностью, оказать давление на участников уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства, либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Постановление содержит мотивированные выводы суда о невозможности применения к Белякову В.И. более мягкой меры пресечения и изложены конкретные фактические данные, подтверждающие необходимость сохранения меры пресечения в виде заключения под стражу.
При изучении материала установлено, что продление срока содержания под стражей в отношении Белякова В.И. вызвано объективными причинами, связано с проведением следственных и процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.
Нарушений требований ст.6.1 УПК РФ, как и фактов неэффективности организации предварительного расследования либо допущенной по делу волокиты, не усматривается.
Медицинских документов о наличии у Белякова В.И. заболеваний, включенных в Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 14.01.2011 г. N 3 "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений", в материалах дела не имеется и в судебном заседании апелляционной инстанции от участников процесса не поступило.
В силу ч.1 ст.110 УПК РФ, мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные ст.ст.97, 99 УПК РФ.
Между тем, исходя из оценки приведенных обстоятельств, характера и степени общественной опасности преступления, в совершении которого Белякову В.И. предъявлено обвинение, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для применения положений ч.1 ст.110 УПК РФ и изменения действующей меры пресечения на более мягкую не имеется, поскольку обстоятельства, послужившие поводом для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу не отпали, не утратили своей актуальности и иная мера пресечения не сможет гарантировать беспрепятственное осуществление уголовного судопроизводства, охрану прав и законных интересов всех участников процесса.
Судебное разбирательство проведено в соответствии с требованиями ст.ст.15, 109 УПК РФ, с соблюдением основополагающих принципов уголовного судопроизводства, в том числе состязательности и равноправия сторон.
Постановление суда первой инстанции соответствует положениям ч.4 ст.7 УПК РФ, нарушений норм уголовно-процессуального законодательства, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Басманного районного суда г. Москвы от 21 июня 2022 г. о продлении срока содержания под стражей в отношении обвиняемого Белякова Владимира Игоревича - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное постановление может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Хренова Т.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.