Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мызниковой Н.В.
и судей Заскалько О.В, Дегтеревой О.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Анцифировым В.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. дело по апелляционной жалобе представителя истца фио на решение Кунцевсккого районного суда города Москвы от 16 марта 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио фио к ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения от 21 июня 2021 года, признании права на получение второй пенсии по старости досрочно - отказать.;
установила:
ФИО... обратился в суд с иском к ответчику ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской, просил признать незаконным решение от 21.06.2021 ГУ-ГУ ПФР N2 о г Москве и Московской области об отказе в назначении второй пенсии по старости досрочно, признать за ним право на получение второй пенсии по старости досрочно со дня обращения.
В обоснование заявленных требований истец ФИО... указал, что с 2004 года является пенсионером по выслуге лет по линии Министерства обороны Российской Федерации. 21.06.2021 обратился в ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии без учета фиксированной выплаты, досрочно, так как является лицом подвергшимся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АС, что подтверждается Удостоверением серии В-1 N 596858, выданным 22.03.1993 Черниговской частной государственной администрацией. Однако в назначении второй пенсии было незаконно отказано решением от 28.07.2021 N 2.3000079271/877337/21.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель истца, ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагая возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие надлежаще извещенного ответчика, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца ФИО.., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы истца, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
В соответствии с положениями п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001г. N 166 "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" (в редакции, действующей с 01.01.2015) военнослужащие имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1), и страховой пенсии по старости устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013. N 400 "О страховых пенсиях".
Общие условия пенсионного обеспечения граждан пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (Закон Российской Федерации от 15 05.1991 N 1244-1).
В соответствии с положениями абзаца второго указанной статьи гражданам, страдавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 21.12.2013 N 400-ФЗ, в порядке, предусмотренном ст.ст. 30-37 Закона Российской Федерации от 15 05.1991 N 1244-1.
Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст.35 данного Федерального закона, или Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Согласно положения абзаца 5 ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 (в редакции, действующей с 01.01.2015) по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе - назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с донным Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Из материалов дела следует, что 21.06.2021 Истец обратился с заявлением в Управление за назначением досрочной страховой пенсии в соответствии с пп.10 п.1 ст. 10 N166 ФЗ от 15.12.2001 "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", Законом РФ от 15.05.1991 N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в соответствии с п. 6 ст.3 ФЗ от 15.12.2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и в соответствии со ст.8 ФЗ "О страховых пенсиях" N400-ФЗ от 28.12.2013. Был представлен пакет документов.
Решением Управления N 2100000079271/877337/21 от 23.07.2021 в назначении досрочной страховой пенсии было отказано по причине отсутствия необходимого специального стажа.
С 01.01.2019 в соответствии со ст.8 Закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины ИПК в размере не менее 30. Закон предусматривает поэтапное увеличение пенсионного возраста. Для мужчин паспортные данные предусмотрен год выхода на пенсию 2029 года.
Истец не согласен с решением Управления, просит признать решение незаконным, включить в стаж периоды работы и назначить страховую пенсию по старости с 21.06.2021.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец ФИО... является получателем пенсии по выслуге лет, установленной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, учитывая, что пенсия, назначаемая в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, не является страховой, обоснованно пришел к выводу, что военным пенсионерам, из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, страховая пенсия по старости (без фиксированной выплаты) со снижением общеустановленного пенсионного возраста в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не может быть назначена.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что апелляционная жалоба истца не подлежит удовлетворению, поскольку суд правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им была дана правильная оценка.
Вопреки доводам апелляционной жалобы истца, назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, со снижением общеустановленного пенсионного возраста не предусмотрено.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
При этом продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет 6 лет (часть 1 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Частью 3 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что с 01 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на день установления этой страховой пенсии.
Право на назначение страховой пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", имеют лица, перечисленные в статьях 30 и 32 этого же Закона, к числу которых не относятся лица, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
В соответствии со статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин.
В соответствии с положениями пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости со снижением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", для граждан из числа лиц, подвергшихся радиационному воздействию в связи с катастрофой на ЧАЭС, не установлена.
Пенсия по старости, предусмотренная положениями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и страховая пенсия, предусмотренная Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", являются различными видами пенсий.
Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" предусмотрена возможность на одновременное получение только страховой пенсии по нормам статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что истец, как получатель пенсии по за выслугу лет по нормам Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", вправе претендовать на получение второй пенсии - пенсии по старости на условиях, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", то есть при наличии необходимой продолжительности страхового стажа, величины индивидуального пенсионного коэффициента и достижения установленного законом возраста.
Судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судом фактических обстоятельств дела, суд правильно применил нормы материального права.
Доводы апелляционной жалобы ФИО фио... аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, с которой полностью соглашается суд апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
решение Кунцевсккого районного суда города Москвы от 16 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.