Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей фио, фио, при ведении протокола судебного заседания секретарем Джемгировым М.Э, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио дело по апелляционной жалобе представителя ответчика фио на решение Симоновского районного суда адрес от 7 декабря 2021 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить.
Признать незаконными решения Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по адрес и адрес от 27.08.2020 и от 30.03.2021 в части отказа во включении в страховой стаж Мириджановой Ангелины Левоновны периода работы с 01.12.1989 по 01.12.2017 и назначения страховой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по адрес и адрес включить в страховой стаж Мириджановой Ангелины Левоновны период работы с 01.12.1989 по 01.12.2017.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по адрес и адрес назначить Мириджановой Ангелине Левоновне страховую пенсию по старости с 01.07.2020.;
установила:
фио обратилась в суд с иском к ответчику ГУ-ГУ ПФР N 8 по адрес и адрес, просила признать незаконными решения ГУ-ГУ ПФР N 8 по адрес и адрес об отказе в назначении страховой пенсии по старости на общих основаниях в связи с достижением пенсионного возраста, обязать ГУ-ГУ ПФР N 8 по адрес и адрес включить в страховой стаж периоды работы в адрес в должности врача медицинского центра адрес "Эребуни" и городской поликлиники N 4 адрес с 01.12.1989 по 01.12.2017 и назначить страховую пенсию по старости с 01.07.2020.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчика, ссылаясь на неправомерное включение в страховой стаж истца периодов работы и отсутствие условий для назначения истцу страховой пенсии по старости.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика фио, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя истца фио, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения постановленного по делу решения, исходя из доводов апелляционной жалобы ответчика о недостаточной продолжительности страхового стажа, изученных материалов дела, не имеется.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 09.06.2020 фио паспортные данные обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 8 по адрес и адрес с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости.
Решением ГУ-ГУ ПФР N 8 по адрес и адрес от 27.08.2020 Мириджановой А.Л. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием права. Решение об отказе мотивировано тем, что фио представлен паспорт гражданина Российской Федерации, в котором отсутствует отметка о регистрации по месту жительства. Также представлено свидетельство о регистрации по месту пребывания в Москве с 24.10.2018 по 23.10.2021 N 6548.
В страховой стаж истца не был включен период учебы с 01.09.1983 по 26.06.1989. Представленные справки N 05/217 и N 05/119-167 в организации АОЗТ "Поликлиника N 4" адрес не приняты к рассмотрению, так как не производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с 01.01.1991. Дополнительные документы, подтверждающие страховой стаж, не представлены.
04.12.2020 фио повторно обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 8 по адрес и адрес с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости.
Решением ГУ-ГУ ПФР N 8 по адрес и адрес от 30.03.2021 Мириджановой А.Л. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием права по тем же основаниям, что и при вынесении решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости от 27.08.2020.
Согласно статье 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2020 г. составляет 11 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента - 18, 6, в 2021 г. - 12 лет и 21, 0 соответственно.
Пунктом 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 года N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению", для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
При отсутствии места жительства на адрес необходим документ, подтверждающий место пребывания на адрес, а при отсутствии места жительства и места пребывания на адрес - документ, подтверждающий место фактического проживания на адрес.
Судом первой инстанции установлено, что истец фио паспортные данные, прибывшая в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года для постоянного проживания, является гражданином Российской Федерации, 07.09.2018 УВД России по адрес выдан паспорт гражданина Российской Федерации. Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от 24.10.2018 N 6548, истец зарегистрирована по месту пребывания по адресу: адрес на срок с 24.10.2018 по 23.10.2021, и свидетельство о регистрации по месту пребывания от 25.10.2021 N 770-039/04Б/21/0005751, согласно которому истец зарегистрирована по месту пребывания по адресу: адрес, на срок с 25.10.2021 по 19.04.2022.
Согласно справке от 30.01.2020 N 3209, фио по данным автоматизированного архива паспортной системы Паспортно-Визового управления Полиции Республики Армения и Государственного регистра населения адрес 27.12.2016 Арабкинским паспортным отделом ПВУ Полиции Республики Армения документирована паспортом N АР 0685186. фио с 25.12.2019 выписана с адреса: адрес.
При указанных обстоятельствах, а также принимая во внимание то, что истец является гражданином Российской Федерации, зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования, ею представлены необходимые для назначения пенсии документы, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец имеет право обращения в территориальный пенсионный орган по месту пребывания в адрес с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Отказ ответчика в рассмотрении заявления истца по мотиву отсутствия отметки в паспорте о регистрации по месту жительства в адрес не может быть признан законным.
Разрешая спор в части требования истца о включении в подсчет страхового стажа периодов работы в должности врача городской поликлиники адрес и принимая решение об удовлетворении иска, суд исходил из следующего.
Статьей 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г. установлено, что назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Как усматривается из справки от 26.07.2019 N 05/217, фио паспортные данные поступила 07.01.1991 на работу в поликлинику N 4 городского управления здравоохранения на должность врача подросткового кабинета (приказ N 8 от 07.01.1991), затем была переведена на должность участкового терапевта (приказ N 24 от 01.06.2003) и 01.12.2017 уволена с работы по собственному желанию (приказ N 180 от 29.11.2017).
Записями в трудовой книжке Мириджановой А.Л. (на русском языке), а также сведениями Национального архива Армении (от 18.03.2019 N 1-с-1244а), в том числе о заработке (л.д. 27, 27 об.) подтверждается период оплачиваемой работы истца (прохождение интернатуры по специальности "терапия") в Клинической больнице "Эребуни" (Медицинский центр адрес "Эребуни") с 01.12.1989 по 26.12.1990 г.
Согласно информации, представленной Службой социального обеспечения адрес в письме от 18.02.2021, по базе данных индивидуального (персонифицированного) учета системы адрес, гражданка Мириджанова Ангелина Левоновна паспортные данные перечислила обязательные социальные взносы на пенсионное обеспечение за период работы с 01.01.2002 по 31.12.2012, а с 01.01.2013 по 31.12.2017 уплата обязательных взносов подтверждается справками о заработной плате, поступившими от работодателя.
Таким образом, поскольку факт работы истца с 01.12.1989 по 01.12.2017 подтверждается архивными справками, трудовой книжкой, уплата страховых взносов за период с 2002 года подтверждена компетентным органом Службой социального обеспечения адрес, суд принял решение об обязании ответчика включить в подсчет страхового стажа истца период работы с 01.12.1989 по 01.12.2017. Установленные судом обстоятельства ответчиком не опровергнуты.
Исходя из того, что по состоянию на 01.07.2020 истец достигла возраста 55 лет 6 месяцев, продолжительность страхового стажа составила более 11 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента - более 18, 6, суд пришел к выводу об удовлетворения требования истца об обязании ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости с 01.07.2020.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда первой инстанции не имеется, поскольку разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, характер спорного правоотношения, к которому применил нормы материального права, его регулирующие. Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили оценку суда, результаты которой приведены в обжалуемом судебном акте, с указанием мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обосновывания выводов суда, а другие доказательства отвергнуты. Требования процессуального законодательства при оценке доказательств по делу судом соблюдены.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами адрес, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 года и действовал до 1 января 2015 года - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Из изложенного следует, что действующим правовым регулированием предусмотрены необходимость и порядок подтверждения стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в том числе и стажа педагогической деятельности. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Исследуя доводы апелляционной жалобы ответчика, судебной коллегией проверено соблюдение обязательных условий наступления у истца права на установление пенсионного обеспечения. Так на дату как первоначального, так и повторного отказа пенсионного органа в назначении истцу страховой пенсии по старости, фио достигла возраста 55 лет 6 месяцев, стаж истца составил полных 12 лет (даже за период с 1989 по 2002), исходя из выбора оптимального расчета пенсионного капитала по результатам оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (приобщены в заседании судебной коллегии), ИПК составил 24, 006. Таким образом, право истца на назначение пенсии определяется даже только с учетом периодов работы и обучения- до 2002 года.
Периоды работы после 2002 года, имевшие место на территории адрес, хоть и подлежат учету в качестве стажа истца для определения права на назначение пенсии, учитывая подтверждение компетентными органами социального страхования факта уплаты страховых взносов, однако не повлияют на размер пенсии истца, поскольку в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации формирование пенсионных прав граждан после 2002 года происходит за счет уплаты страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу застрахованных лиц (работников), либо уплаты страховых взносов самими застрахованными лицами.
Остальные доводы апелляционной жалобы представителя ответчика аналогичны правовой позиции, изложенной в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает, при этом ссылок на обстоятельства, влияющие на решение суда и требующие дополнительной проверки, апелляционная жалоба не содержит.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
Решение Симоновского районного суда адрес от 7 декабря 2021 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.