Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Семченко А.В, и судей Климовой С.В, Дегтеревой О.В, при помощнике судьи Ухаботиной В.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В, гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ МВД России по Московской области на решение Тверского районного суда города Москвы от 15 декабря 2021 года, которым постановлено:
Обязать ГУ МВД России по Московской области произвести Арифову... перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом стажа работы в период с 04.01.2000 по 28.02.2011 года в Агентстве по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан с 01 апреля 2021 года.
УСТАНОВИЛА:
Истец Арифов А.Х. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Московской области о перерасчете размера пенсии.
В обоснование заявленных требований Арифов А.Х. ссылался на то, что он в период с 04.01.2000 г. по 28.02.2011г. проходил службу в Агентстве по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан. В настоящее время он является пенсионером МВД России и получает пенсию в соответствии с межправительственным соглашением между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан. При назначении пенсии ответчиком размер пенсии был рассчитан без учета периода работы в Агентстве по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан. В ответе от 17.06.2021 ответчик отказал в перерасчете пенсии за выслугу лет со ссылкой на отсутствие оснований для ее перерасчета.
Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика по доверенности Трофимов И.А, в судебное заседание явился, против удовлетворения исковых требований возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Суд постановилприведенное выше решение, в апелляционной жалобе ГУ МВД России по Московской области ставит вопрос об отмене решения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и считает, что правовые основания для перерасчета пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" отсутствуют по причине того, что служба в Агентстве по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан не является службой в органах внутренних дел.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика Головнина И.О,, возражения Арифова А.Х, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу подлежащей отклонению.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Арифов А.Х. проходил службу в органах внутренних дел, в период с 04.01.2000 по 28.02.2011 служил в Агентстве по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан.
Согласно представленному расчету по последнему месту службы выслуга лет Арифова А.Х. для назначения пенсии в льготном исчислении составляет 28 лет 6 месяцев.
В период с 04.01.2000 по 28.02.2011 Арифов А.Х. проходил службу в Агентстве по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан, с 01.04.2021 выплата пенсии истцу прекращена.
Согласно материалов дела, истец является пенсионером МВД России и получает пенсию в соответствии с межправительственным соглашением между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан.
По результатам рассмотрения обращения Арифова А.Х о назначении пенсии Центром пенсионного обслуживания ГУ МВД России по Московской области 17 июня 2021г. дан ответ, в котором сообщалось, что правовых оснований для осуществления пенсионного обеспечения пенсионными органами МВД России бывших сотрудников иных органов и учреждений, не входящих в систему органов внутренних дел (в частности Агентство по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан) при переезде их на постоянное жительств в Российскую Федерацию в соответствии с Соглашением от 24 декабря 1993г. по законодательству Российской Федерации, не имеется.
Удовлетворяя исковые требования Арифова А.Х. о возложении обязанности на ответчика по перерасчету пенсии за выслугу лет с учетом стажа работы в период с 04.01.2000 по 28.02.2011 года в Агентстве по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан с 01 апреля 2021 года, суд обоснованно исходил из того, что Арифов А.Х, проходивший службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ государств - участников Союза Независимых Государств, входившей в структуру органов внутренних дел Республики Таджикистан, выплата пенсии в Республике Таджикистан которому прекращена, имеет выслугу лет, установленную законодательством Российской Федерации, поэтому он имеет право на включение спорных периодов в выслугу лет на территории Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Выводы суда судебная коллегия находит правильными исходя из следующего.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.
В соответствии с абзацем пятым пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" действие настоящего Закона распространяется на лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом Советских Социалистических Республик с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом Советских Социалистических Республик заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Исходя из приведенных положений Закона, пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 4 Закона, проходивших службу в других государствах - участниках Содружества Независимых Государств и государствах, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, на которых распространяются положения Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, осуществляется в порядке, предусмотренном договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными между Российской Федерацией либо бывшим Союзом Советских Социалистических Республик и этими государствами.
Российская Федерация и Республика Таджикистан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" усматривается, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в Союз Советских Социалистических Республик и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
Статьей 1 Соглашения "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" определено, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, основываясь на Соглашении "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", государства-участники Содружества Независимых Государств 24 декабря 1993 года приняли Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств" (далее - Соглашение от 24 декабря 1993 года).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленном законодательством бывшего Союза Советских Социалистических Республик.
Статьей 4 Соглашения от 24 декабря 1993 года определено, что органами, уполномоченными представлять Стороны в реализации настоящего Соглашения, выступают министерства внутренних дел Сторон.
В соответствии с Указом Президента Республики Таджикистан от 21 декабря 1994 года N92 "О неотложных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов внутренних дел, безопасности и Вооруженных Сил Республики Таджикистан", приказом Министерства внутренних дел Республики Таджикистан образовано Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Республики Таджикистан.
В соответствии с Указом Президента Республики Таджикистан от 1 июня 1999 года создано Агентство по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан, которое в соответствии с Положением об Агентстве по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан, утвержденным Указом Президента от 30 января 2007 года N 156, является правоохранительным органом, осуществляющим государственную политику в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических, психотропных веществ и их прекурсоров, контроля за их оборотом и контролирующим их реализацию на территории Таджикистан.
Документы, подтверждающие стаж службы Арифова А.Х. в Агентстве по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан, истцом ответчику представлены.
Учитывая наличие приведенных выше международных соглашений о пенсионном обеспечении граждан и отдельных категорий граждан государств - участников Содружества Независимых Государств, приоритетность правил международного договора, принимая во внимание, что пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в других государствах, при аналогичных условиях предусмотрено Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что Арифов А.Х. имеет право на перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом периода его службы в с 04.01.2000 по 28.02.2011 года в Агентстве по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан, оснований к отказу в иске у суда не имелось.
Осуществление пенсионного обеспечения данной категории лиц возложено на соответствующие органы Министерства внутренних дел Российской Федерации в силу статьи 11 Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Таким образом, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы ГУ МВД России по Московской области не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда города Москвы от 15 декабря 2021 года - оставить - без изменения, апелляционную жалобу ГУ МВД России по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.