Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Михайловой Р.Б., судей Кирпиковой Н.С., Смолиной Ю.М.
при секретаре Бабашкиной З.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N2а-1048/2021 по административному иску Будникова... к ФСИН России, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по адрес, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по адрес, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по адрес, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по адрес, УФСИН России по адрес, УФСИН России по адрес, УФСИН России по адрес, УФСИН России по адрес о признании решений незаконными, присуждении компенсации за нарушение условий этапирования
по апелляционной жалобе административного истца фио, подписанной представителем по доверенности Ляшковым А.М, на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 28 сентября 2021 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Будников К.В. обратился в суд с административным иском к ФСИН России, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по адрес, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по адрес, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по адрес, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по адрес, УФСИН России по адрес, УФСИН России по адрес, УФСИН России по адрес, УФСИН России по адрес о признании незаконными решений ФСИН России и его подразделений по его обращениям, присуждении компенсации в размере сумма за нарушение условий содержания при его этапировании из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по адрес в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по адрес и к месту отбывания наказания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по адрес, ссылаясь на то, что этапирование к месту отбывания наказания осуществлялось в бесчеловечных, унижающих человеческое достоинство условиях.
Условия этапирования фио причинили ему физические и нравственные страдания, в связи с чем он направил во ФСИН России обращение, в котором просил пояснить причины нарушения условий этапирования. Согласно полученным ответам из УФСИН по Брянской, Кировской, Смоленской и адрес, доводы административного истца были проигнорированы, приведены не соответствующие действительности сведения об отсутствии нарушений при этапировании.
Решением Замоскворецкого районного суда адрес 28 сентября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований фио отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца фио по доверенности Ляшков А.М. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В силу статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условием содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).
Согласно разъяснениям пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" при оспаривании условий перевозки лишенных свободы лиц судам необходимо иметь в виду, что она всегда должна осуществляться гуманным и безопасным способом. В связи с этим при оценке того, являются ли условия перевозки надлежащими, необходимо учитывать, в том числе соблюдение требований по обеспечению безопасности перевозок соответствующим видом транспорта, пассажировместимость транспортного средства, длительность срока нахождения указанных лиц в транспортном средстве, площадь, приходящуюся на одного человека, высоту транспортного средства, его достаточные освещенность и проветриваемость, температуру воздуха, обеспеченность питьевой водой и горячим питанием при длительных перевозках, предоставление возможности перевозить с собой документы, необходимые для реализации установленных законом процессуальных прав и обязанностей, наличие возможности обращения к сопровождающим лицам, соответствие условий перевозки состоянию здоровья транспортируемого лица.
Выводы суда о том, была ли перевозка гуманной и безопасной, должны быть сделаны на основании исследования всей совокупности указанных выше обстоятельств (часть 1 статьи 20, статья 21 Конституции Российской Федерации, статья 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Разрешая заявленные требования, суд установил, что Будников К.В, паспортные данные, бывший сотрудник правоохранительных органов, осужден приговором Климовского районного суда адрес от 17 мая 2016 года (с учетом его изменения) по ч.3 п. "а" ст.194, ч.1 ст.286 УК РФ к 7 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.
Будников К.В. содержался в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по адрес (адрес) с 17 мая 2016 года по 11 июня 2016 года и в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по адрес (адрес) с 12 июня 2016 года по 17 августа 2016 года, с 17 августа 2016 года по 6 сентября 2016 года этапировался из СИЗО-1 в ФКУ ИК-5 УФСИН России по адрес.
10 июня 2016 года от отдела охраны ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по адрес назначен встречный караул для осуществления обмена осужденными и лицами, заключенными под стражу, с плановым караулом УК УФСИН по адрес, следующим по железнодорожному маршруту N20 Смоленск-Новозыбков, в обратный путь.
В 17 часов 10 минут встречный караул принял осужденного фио, в специальном автомобиле типа "АЗ" отконвоировал на обменный пункт адрес, где в 17 часов 40 минут сдал плановому караулу, следующему по железнодорожному маршруту N 20 "Смоленск-Новозыбков".
Согласно пункту 166 Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию", утвержденной приказом МЮ РФ и МВД РФ от 24 мая 2006 года N199дсп/369дсп, на период конвоирования осужденные и лица, заключенные под стражу, размещаются по видам режима и категориям, бывшие работники судов и правоохранительных органов - отдельно от других категорий.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, конвоирование фио осуществлялось в специальном автомобиле типа "АЗ" на базе шасси автомобиля марка автомобиля (регистрационный знак ТС) в одиночной камере (размер камеры 0, 7 м х 0, 6 м х 1, 7 м). Салон кузова специального автомобиля оборудован системами освещения, отопления и вентиляции воздуха, системы находились в исправном состоянии. Температура внутри кузова спецавтомобиля типа "АЗ" была около 24 градусов С.
фио нахождения фио в транспортном средстве составило около 30 минут (расстояние от СИЗО-2 до адрес - 5 км), жалоб и претензий к караулу по конвоированию, обращений за медицинской помощью от фио не поступало.
В 23 часа 00 минут 10 июня 2016 года встречный караул, назначенный от ФКУ Отдел по конвоированию УФСИН России по адрес, на двух специальных автомобилях типа "АЗ" убыл для принятия осужденных и лиц, заключенных под стражу, у планового караула, назначенного от ФКУ УК УФСИН России по адрес, следующего по железнодорожному маршруту N20 "Смоленск-Новозыбков", в обратный путь.
В 01 час 30 минут 11 июня 2016 года осужденный Будников К.В. был принят встречным караулом, назначенным от отдела по конвоированию, на обменном пункте адрес у планового караула по железнодорожному маршруту N 20 "Смоленск-Новозыбков", отконвоирован и в 2 часа 30 минут 11 июня 2016 года сдан в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по адрес.
Конвоирование осужденного фио осуществлялось в специальном автомобиле типа "АЗ" на базе шасси автомобиля марка автомобиля (регистрационный знак ТС) в одиночной камере (размер камеры 0, 61 м х 0, 61 м х 1, 75 м). Салон кузова специального автомобиля оборудован системами освещения, отопления и вентиляции воздуха, находившимися в исправном состоянии, о чем свидетельствует запись в постовой ведомости встречного караула. Температура внутри кузова спецавтомобиля типа "АЗ" была около 20 градусов фио нахождения фио в транспортном средстве составило около 1 часа 00 минут (расстояние от адрес до СИЗО-1 - 10 км).
При опросе осужденных и лиц, заключенных под стражу, после высадки из специального автомобиля жалоб и претензий к караулу по конвоированию, обращений за медицинской помощью от осужденного фио не поступало.
В 12 часов 05 минут 17 августа 2016 года встречный караул, назначенный УФСИН России по адрес, в числе прочих принял осужденного фио в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по адрес и отконвоировал его на адрес. Около 12 часов 40 минут 17 августа 2016 года встречный караул сдал фио плановому караулу по железнодорожному маршруту N 52 "Ярославль-Брянск".
Конвоирование Будникова К.В. осуществлялось на специальном автомобиле типа "АЗ" на базе шасси автомобиля марка автомобиля (регистрационный знак ТС) в одиночной камере (размер камеры 0, 74 м х 0, 52 м х 1, 73 м). Салон кузова специального автомобиля оборудован системами освещения, отопления, кондиционирования и вентиляции воздуха, находившимися в исправном состоянии, о чем свидетельствует запись в постовой ведомости встречного караула. Температура внутри кузова спецавтомобиля типа "АЗ" была около 23 градусов фио нахождения фио в транспортном средстве составило около 35 минут.
При опросе осужденных и лиц, заключенных под стражу, после высадки из специального автомобиля жалоб и претензий к караулу по конвоированию от осужденного фио не поступало.
Специальные автомобили, предназначенные для конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, марки марка автомобиля оборудованы двумя большими камерами вместимостью по 15 человек в каждой и 2 малыми камерами вместимостью по 1 человеку в каждой, марки марка автомобиля оборудованы двумя большими камерами вместимостью по 19 человек в каждой и 2 малыми камерами вместимостью по 1 человеку в каждой.
Кузова специальных автомобилей типа "АЗ" оборудованы в соответствии с требованиями приказа Минюста России от 4 сентября 2006 года N279 "Об утверждении наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы" (пункт 73 "Оборудование транспортных средств, используемых учреждениями УИС для перемещения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при конвоировании").
Кузова специальных автомобилей изготавливаются многослойными (металл, утеплитель, металл), что исключает нагрев камеры солнечными лучами или переохлаждение в зимний период. Камеры дополнительно оборудованы системами принудительной вентиляции, предназначенными для регулируемого обдува помещений ограниченного объема автотранспортных средств при температурах окружающего воздуха от - 50 до +50 градусов фио того, при необходимости приток свежего воздуха поступает через окна входной двери кузова автомобиля и аварийно-вентиляционный люк в крыше кузова спецавтомобиля.
В соответствии с требованиям распоряжения Министерства транспорта РФ от 13 апреля 2018 года NНА-55-р "О внесении изменений в социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденный распоряжением Министерства транспорта РФ от 31 января 2017 года NНА-19-р" температурный режим при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом должен составлять не менее 12 градусов Цельсия при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5 градусов Цельсия, не более 25 градусов Цельсия при среднесуточной температуре наружного воздуха выше 20 градусов Цельсия.
Конвоируемые лица при перемещении в камерах спецавтомобилей могут разместить свои личные вещи в свободном пространстве под скамейками, представляющими собой металлический каркас с прикрученными к нему сиденьями из фанеры, покрашенной серой краской.
В соответствии с подпунктом 1.21.1. пункта 1.21. Требований к транспортным средствам оперативно-служебным для перевозки лиц, находящихся под стражей приложения N 6 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) требования в части оборудования ремнями безопасности к рабочим салонам специальных автомобилей для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, не применяются.
Размещение осужденных и лиц, заключенных под стражу, в камерах транспортных средств осуществляется по видам режима и категориям. Физическая сила и специальные средства к Будникову К.В. в караулах не применялись.
Температурный режим в кузове спецавтомобиля при осуществлении перевозок фио не превышал норм, установленных распоряжением Министерства транспорта РФ от 13 апреля 2018 года NНА-55-р "О внесении изменений в социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденный распоряжением Министерства транспорта РФ от 31 января 2017 года NНА-19-р".
27 августа 2016 года встречным караулом ФКУ УК УФСИН России по адрес от обменного пункта адрес от планового караула по железнодорожному маршруту "Ярославль-Пермь", назначенного от ФКУ УК УФСИН России по адрес, со сдачей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по адрес, Будников К.В. был этапирован в специальном автомобиле марки марка автомобиля, в большой камере N4 совместно с 8 осужденными аналогичного режима содержания.
Специальный автомобиль марки марка автомобиля оборудован двумя большими камерами вместимостью по 15 человек в каждой и двумя малыми камерами вместимостью по 1 человеку в каждой.
фио в пути составило 1 час 20 минут с учетом времени заезда в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по адрес для сдачи 8 осужденных.
6 сентября 2016 года Будников К.В. был этапирован плановым караулом по автодорожному маршруту "ФКУ СИЗО-1, ФКУ СИЗО-2 (Киров) - ФКУ ИК-5, ФКУ ИК-11, ФКУ ЛИУ-12, ФКУ КП-21 (Кирово-Чепецк)" из ФКУ СИЗО-1 со сдачей в ФКУ ИК-5 УФСИН России по адрес, в специальном автомобиле марки марка автомобиля, в большой камере N3 совместно с 23 осужденными аналогичного режима содержания, бывшими сотрудниками правоохранительных органов.
Специальный автомобиль марки марка автомобиля оборудован двумя большими камерами вместимостью по 25 человек в каждой и двумя малыми камерами вместимостью по 1 человеку в каждой.
фио в пути составило 2 часа 55 минут с учетом времени заезда в ФКУ СИЗО-2 для проведения обысковых мероприятий и приема 5 осужденных, заезда по маршруту следования в ФКУ КП-21 УФСИН России по адрес для сдачи 4 осужденных и заезда в ФКУ ЛИУ-12 УФСИН России по адрес для проведения обысковых мероприятий и приема 5 осужденных и сдачи 21 осужденного.
Размеры больших камер специальных автомобилей марки марка автомобиля: длина - 360 см, ширина - 120 см, высота - 174 см.
Размеры больших камер специальных автомобилей марки марка автомобиля: длина - 595 см, ширина - 125 см, высота - 174 см.
Согласно техническому паспорту на специальные автомобили марки марка автомобиля и марка автомобиля, оборудованы накрышным вентилятором 02-2300-24.
Камеры специальных автомобилей оборудованы системой принудительной вентиляции и кондиционирования. фио того, приток свежего воздуха поступает через окна входной двери кузова автомобиля и аварийно-вентиляционного люка на крыше помещения караула.
В момент конвоирования фио спецавтомобили находились в исправном состоянии, система вентиляции позволяла в полном объеме осуществлять охлаждение камер, что подтверждено актом N 144 от 18 августа 2016 года и актом N154 от 2 сентября 2016 года с отметкой о технической исправности спецавтомобиля марка автомобиля, марка автомобиля. Указанные акты составлены после комиссионного обследования спецавтомобилей.
Личные вещи осужденных, в том числе фио, размещались:
- в большой камере N 4 специального автомобиля марки марка автомобиля, в свободном пространстве под скамейкой с левой и правой сторон (габариты свободного пространства для личных вещей с левой стороны составляют: длина - 360 см, высота - 40 см, ширина - 40 см, объем - 0, 58 куб. м, с правой стороны составляют: длина - 315 см, высота -40 см, ширина - 40 см, объем - 0, 50 куб.м).
- в большой камере N 3 специального автомобиля марки марка автомобиля в свободном пространстве под скамейкой с левой и правой сторон (габариты свободного пространства для личных вещей с левой стороны составляют: длина - 547 см, высота - 40 см, ширина - 40 см, объем - 0, 87 куб. м, с правой стороны составляют: длина - 585 см, высота - 40 см, ширина - 38 см, объем - 0, 89 куб.м).
В соответствии с пунктом 175 Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной совместным приказом Минюста России и МВД России от 24 мая 2006 года N 199дсп/369дсп, питьевой и горячей водой для гидратации индивидуального рациона питания осужденные и лица, содержащиеся под стражей, обеспечиваются только при плановом и сквозном конвоировании по железнодорожным маршрутам.
Заводом-изготовителем установка в специальных автомобилях емкостей для питьевой воды не предусмотрено.
Просьб на вывод в туалет от осужденного фио в период его конвоирования в специальных автомобилях не поступало.
Жалоб на состояние здоровья в течение всего пути следования административный истец не предъявлял, за медицинской помощью к должностным лицам караулов по конвоированию не обращался.
С 17 августа 2016 года по 19 августа 2016 года Будников К.В. этапировался плановым караулом по железнодорожному маршруту "Ярославль - Брянск" (далее - ПКЖДМ), назначенным от ФКУ УК УФСИН России по адрес, от обменного пункта адрес до адрес.
17 августа 2016 года в 13:00 на адрес Будников К.В. был принят ПКЖДМ "Ярославль - Брянск" в числе 5 осужденных от встречного караула, назначенного от ФКУ ОК УФСИН России по адрес. При посадке в специальный вагон заявитель был размещен один в малой камере спецвагона.
После обмена спецконтингента в 18:20 17 августа 2016 года на адрес со встречным караулом, назначенным от ФКУ ОК УФСИН России по адрес, Будников К.В. был размещен в малой камере спецвагона с 1 осужденным аналогичного режима содержания. Общее количество в камере составило 2 человека и не изменялось до прибытия на адрес.
18 августа 2016 года в 01:40 по прибытии ПКЖДМ на адрес для проведения работ по экипировке спецвагона (заправка водой, зарядка аккумуляторных батарей), производились маневровые работы по перемещению специального вагона в пункт отстоя. По согласованию с представителями инфраструктур ОАО "РЖД" специальный вагон на адрес размещается на выделенные пути для отстоя, под навесом, на территории, где разрешено использование туалета, пользование водой и отправления естественных надобностей как личным составом караула, так и конвоируемыми лицами. На основании вышеизложенного время для отправления естественных надобностей и проведения гигиенических процедур заявителю предоставлялось без ограничений, по первому его требованию.
19 августа 2016 года Будников К.В. перевозился встречным караулом, назначенным от ФКУ УК УФСИН России по адрес, от адрес до ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по адрес (далее - ФКУ СИЗО-1).
Вывод конвоируемых лиц в туалет в пути следования осуществлялся согласно пункту 229 Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утверждённой приказом Министерства юстиции России и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 мая 2006 года N 199дсп/369дсп, по просьбе спецконтингента, в порядке очередности по одному человеку, с учетом прохождения санитарных зон населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 217 названной Инструкции начальник караула организует осмотр освободившихся камер непосредственно после сдачи конвоируемых лиц. В ходе осмотра камеры после сдачи осужденных, в том числе фио, каких-либо бутылок обнаружено не было.
Выдача питьевой воды осуществлялась по требованию без ограничений из специального бачка для питьевой воды, располагающегося в малом коридоре некотлового тамбура.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, жалоб на состояние здоровья в течение всего пути следования Будников К.В. не высказывал, за медицинской помощью к должностным лицам караула не обращался.
В камерах специального вагона непосредственно окон не имеется, от общего коридора с наружными окнами и светильниками они отделены решеткой с решетчатой дверью, образуя с коридором единое воздушное пространство.
Окна в коридоре специальных вагонов, в которых перевозился Будников К.В, изготовлены из матового стекла, которые пропускают солнечный свет, но исключают возможность наблюдения через них человеком.
Спецвагон оборудован системой принудительной вентиляции, аналогичная система установлена в стандартных пассажирских вагонах, что обеспечивает приток воздуха в камеры, для дополнительного притока воздуха во время движения поезда на всем пути следования в коридоре специального вагона открываются окна, за исключением времени нахождения специального вагона на обменных пунктах.
Общее освещение специального вагона состоит из 10 комбинированных плафонов освещения, каждый из которых оснащен лампой накаливания мощностью 26 ватт и люминесцентной лампой дневного света мощностью 40 ватт. Лампы расположены в коридоре специального вагона напротив каждой камеры. Количество осветительных приборов позволяет конвоируемым лицам беспрепятственно читать литературу и писать письма, в том числе и в тёмное время суток.
В соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" курение табака в специальном транспорте запрещено с 1 июня 2014 года. В целях недопущения курения конвоируемыми лицами, согласно указанию ФСИН России от 25 июля 2013 года N 08-24741 и указанию ФСИН России от 1 августа 2014 года N 07-35148, у спецконтингента, подлежащего конвоированию, при проведении личного обыска и досмотра изымаются в установленном порядке зажигалки, а также спички.
На всем маршруте ПКЖДМ "Ярославль - Брянск" акты о нарушении режима содержания конвоируемыми лицами в части нарушений требований Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" не составлялись, факты курения не установлены.
Специальные приспособления для удобства при перемещении спецконтингента с нижних полок на верхние в камерах специального вагона не предусмотрены заводом-изготовителем.
Обеспечение конвоируемых лиц бельем и постельными принадлежностями нормативно-правовыми актами РФ не предусмотрено.
В ночное время согласно пункту 225 Инструкции, помощник начальника караула производил осмотр камер без перемещения конвоируемых лиц, должностными лицами ПКЖДМ требования к Будникову К.В. о перемещении и смене его положения не предъявлялись.
19 августа 2016 года в 09:00 на адрес был сдан ПКЖДМ в числе прочих 20 человек встречному караулу, назначенному от ФКУ УК УФСИН России по адрес, отконвоирован до ФКУ СИЗО-1.
При опросе фио должностными лицами встречного караула жалоб и заявлений в адрес ПКЖДМ "Ярославль - Брянск" с его стороны не поступало, что подтверждается отметками должностных лиц, осуществлявших проверку ПКЖДМ, в путевой ведомости караула.
Судом установлено, что до ФКУ СИЗО-1 Будников К.В. перевозился в большой камере спецавтомобиля марка автомобиля совместно с 1 осужденным аналогичного режима содержания, время в пути следования заявителя составило 30 минут.
Выдача воды спецконтингенту и вывод в туалет при перемещении на короткие расстояния в специальном автотранспорте нормативно-правовыми актами РФ, регламентирующих деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию, не предусмотрено.
При опросе фио должностными лицами СИЗО-1 жалоб и заявлений в адрес встречного караула с его стороны не поступало.
С 26 августа 2016 года по 27 августа 2016 года Будников К.В. конвоировался ПКЖДМ "Ярославль - Соликамск" от адрес до адрес.
26 августа 2016 года в 15:00 в числе прочих 20 человек заявитель был принят ПКЖДМ "Ярославль - Соликамск" в СИЗО-1 и отконвоирован на адрес. Будников К.В. перевозился в большой камере спецавтомобиля марка автомобиля совместно с 8 осуждёнными аналогичного режима содержания, время в пути следования заявителя составило 30 минут.
26 августа 2016 года в 16:00 во время посадки в специальный вагон заявитель был размещен в большой камере совместно с 8 осужденными аналогичного режима содержания. Общее количество в камере составило 9 человек и не изменялось до прибытия на адрес, что подтверждено путевой ведомостью планового караула по железнодорожному маршруту, время в пути следования караула составило 11 часов.
Выдача питьевой воды осуществлялась по требованию без ограничений. Вывод конвоируемых лиц в туалет в пути следования осуществлялся согласно пункту 229 Инструкции по просьбе спецконтингента, в порядке очередности по одному человеку, с учетом прохождения санитарных зон населенных пунктов.
27 августа 2016 года в 06:00 на адрес заявитель был сдан ПКЖДМ в числе прочих 17 человек встречному караулу, назначенному от ФКУ УК УФСИН России по адрес.
Малая камера спецвагона (размеры: длина- 214 см, ширина-100 см, высота - 287 см.) оборудована 3 полками, рассчитанными на 2 места для лежания и 4 места для сидения (нижняя полка может быть использована как спальное место).
Большая камера спецвагона (размеры: длина - 214 см, ширина - 163 см, высота - 287 см.) оборудована 6 полками, рассчитанными на 4 места для лежания и 8 мест для сидения (по 4 человека на каждую из 2 нижних полок.), на втором ярусе имеется откидной клапан, который может использоваться для отдыха и сна, нижние полки так же могут быть использованы как спальные места.
Специальный автомобиль типа "АЗ" марки марка автомобиля: норма посадки - 32 человека; количество камер - 4 (большие - 2 по 15 человек, малые - 2 по 1 человеку); размеры камер: большие 3660х1200х1740; малые 640х520х1740; отопление - автономный отопитель "Планар 8Д - 24"; вентиляция - естественная приточная, кондиционер "Сельма 5000"; освещение - лампы накаливания.
Как установлено судом, системы жизнеобеспечения спецвагонов и спецавтомобилей, в которых конвоировался Будников К.В, а именно освещение, вентиляция, водоснабжение были в исправном состоянии, что подтверждено отметками начальников караулов в актах приемки специальных вагонов, записями в путевых и постовых ведомостях караулов по конвоированию и записями проверяющих должностных лиц.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований, поскольку исходил из того, что достоверных доказательств, с бесспорностью подтверждающих нарушение установленных условий конвоирования административного истца в период с 17 мая 2016 года по 11 июня 2016 года, с 12 июня 2016 года по 17 августа 2016 года, с 17 августа 2016 года по 6 сентября 2016 года в ходе судебного разбирательства не представлено.
При этом в ходе судебного разбирательства установлено, что Будникову К.В. были обеспечены необходимые условия нахождения в специальных вагонах и специальных автомобилях при передвижении к месту назначения.
фио того, судом указано на то, что административным истцом пропущен установленный законом срок на обращение в суд с иском о присуждении компенсации, поскольку он вытекает из требований об оспаривании действий государственных органов, следовательно, на него распространяется срок, установленный статьей 219 КАС РФ.
Оспариваемые административным истцом действия имели место в 2016 году, в то время как настоящий иск подан в суд лишь 24 октября 2020 года. Доказательств уважительности причин пропуска срока на обращение в суд с настоящим иском административный истец не представил, ходатайства стороны истца о восстановления указанного срока не поступало.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд указал также на то, что оспариваемые ответы ФСИН России, УФСИН России по адрес, УФСИН России по адрес, УФСИН России по адрес, УФСИН России по адрес даны на обращения фио, соответствуют требованиям Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан".
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного истца не имеется.
Обжалуемое решение суда принято с учетом положений частей 9 и 11 статьи 226, части 2 статьи 227 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению; верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности; нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что суд не дал оценку представленной административным истцом справке ОАО "РЖД", являются необоснованными. В силу статей 84, 178, 180 КАС РФ оценка собранных по делу доказательств, их относимости, допустимости, достоверности и достаточности для разрешения спора относится к исключительной компетенции суда, который излагает свои выводы по результатам такой оценки в мотивировочной части решения суда.
Мотивировочная часть постановленного судом по данному делу решения содержит выводы относительно обстоятельств настоящего дела, установленных на основании представленных суду доказательств, оцененных в их совокупности.
При этом какой-либо справки ОАО "РЖД" в материалах дела не имеется, сведения о том, что она представлялась Будниковым К.В. суду первой инстанции, отсутствуют, к апелляционной жалобе такая справка не приложена.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Будников К.В. обратился в суд с настоящим иском в соответствии с положениями статьи 227.1 КАС РФ, введенной в действие в январе 2020 года, не влияют на правомерность выводов суда о пропуске Будниковым К.В. срока для обращения в суд с настоящим иском, поскольку, как видно из дела, соответствующий иск поступил в суд 24 октября 2020 года, в то время как нормы статьи 227.1 КАС РФ введены в действие Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N494-ФЗ, вступившим в силу в течение 30 дней после его официального опубликования.
С учетом изложенного, фио пропущен установленный законом срок для обращения в суд с настоящими требованиями.
Данных о том, что Будников К.В. подавал в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий его конвоирования, в связи с чем на него распространялись бы положения части 2 статьи 5 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N494-ФЗ, в материалах дела не имеется.
Доводы апелляционной жалобы по настоящему делу направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы и дополнениям к ней оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от 28 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.