Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей Коневой С.И., Михайловой Р.Б., при секретаре Алексееве М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Волковой... к Центральному Банку Российской Федерации об оспаривании действий (бездействия) (номер дела, присвоенный судом первой инстанции N 2а-744/2021)
по апелляционной жалобе административного истца Волковой И.И. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 01 декабря 2021 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, объяснения представителя административного истца по доверенности Татьянича Ю.В, возражения представителя административного ответчика по доверенности Исаева Д.Б, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Волкова И.И. обратилась в суд с административным иском к Центральному Банку Российской Федерации, в котором с учетом уточнения требований в порядке статьи 46 КАС РФ просила признать незаконными действия (бездействие) административного ответчика, указывая на то, что им не осуществлялся надлежащим образом контроль за деятельностью АО МФК "Городская Сберкасса" в период с 17.01.2018 года по 29.05.2019 года (год до и полгода после исключения сведений об АО МФК "Городская Сберкасса" из государственного реестра микрофинансовых организаций), вследствие чего были нарушены права и законные интересы заявителя, Волковой И.И. причинен материальный ущерб.
В процессе рассмотрения административного иска судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено АО МФК "Городская Сберкасса".
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 01 декабря 2021 года в удовлетворении административного искового заявления Волковой И.И. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить данный судебный акт как незаконный, утверждая о нарушении судом норм материального и процессуального права, несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, ненадлежащей оценке доказательств.
Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Татьянича Ю.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика по доверенности Исаева Д.Б, полагавшего решение суда законным и обоснованным, сочтя возможным в соответствии со статьями 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не просивших об отложении слушания, не сообщивших об уважительных причинах неявки, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований к его отмене или изменению в апелляционном порядке.
Разрешая спор, суд пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований и обоснованно исходил при этом из следующего.
Банк России в соответствии с пунктом 9.1 статьи 4 и статьей 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.
Статьей 76.1 названного Федерального закона определено, что некредитными финансовыми организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом признаются лица, осуществляющие следующие виды деятельности: 1) профессиональных участников рынка ценных бумаг; 2) управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда; 3) специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда; 4) акционерных инвестиционных фондов; 5) клиринговую деятельность; 6) деятельность по осуществлению функций центрального контрагента; 7) деятельность организатора торговли; 8) деятельность центрального депозитария; 9) деятельность субъектов страхового дела; 10) негосударственных пенсионных фондов; 11) микрофинансовых организаций; 12) кредитных потребительских кооперативов; 13) жилищных накопительных кооперативов; 14) бюро кредитных историй; 15) актуарную деятельность; 16) кредитных рейтинговых агентств; 17) сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов; 18) ломбардов.
Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг). Банк России не вмешивается в оперативную деятельность некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" установлено, что Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
В силу статьи 14 Федерального закона от 02.07.2010 года N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" Банк России осуществляет регулирование деятельности микрофинансовых организаций, а также надзор за соблюдением микрофинансовыми организациями требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных статьей 7.2 настоящего Федерального закона (часть 2).
Банк России осуществляет следующие функции:
1) ведет государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России;
2) получает от микрофинансовых организаций необходимую информацию об их деятельности, а также бухгалтерскую (финансовую) отчетность, осуществляет надзор за выполнением микрофинансовыми организациями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, нормативными актами Банка России (часть 3).
Согласно пункту 8 части 4 статьи 14 Закона N 151-ФЗ Банк России исключает сведения о микрофинансовой организации из государственного реестра микрофинансовых организаций в случаях, предусмотренных Законом N 151-ФЗ.
В соответствии с ч. 1.1 статьи 7 Закона N 151-ФЗ Банк России исключает сведения о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций по основаниям: неоднократного в течение года нарушения микрофинансовой организацией требований настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21.12.2013 года N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)", нормативных актов Банка России, за исключением нарушений, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей части; осуществления микрофинансовой организацией деятельности, запрещенной настоящим Федеральным законом; неоднократного нарушения в течение одного года микрофинансовой организацией требований, установленных статьей 6, статьей 7 (за исключением пункта 3), статьями 7.3 и 7.5 Федерального закона от 07.08.2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и (или) неоднократного нарушения в течение одного года требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом; неоднократного в течение года представления микрофинансовой организацией существенно недостоверных отчетных данных; если микрофинансовая организация в течение года не предоставила ни одного микрозайма; нарушения микрофинансовой организацией требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей микрофинансовые организации (далее - саморегулируемая организация в сфере финансового рынка), установленного настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 13.07.2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"; неоднократного в течение года снижения собственных средств (капитала) микрофинансовой организации ниже минимального значения, установленного настоящим Федеральным законом, или в случае, если размер собственных средств (капитала) микрофинансовой организации ниже такого минимального значения в течение не менее ста восьмидесяти календарных дней;
несоответствия лиц, указанных в части 1 статьи 4.1-1 и части 1 статьи 4.3 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом; внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации микрофинансовой организации или прекращении деятельности микрофинансовой организации в результате реорганизации, за исключением реорганизации в форме преобразования; получения микрофинансовой компанией статуса банка с базовой лицензией или небанковской кредитной организации; поступления в Банк России заявления микрофинансовой организации, указанного в части 1.4 настоящей статьи.
При рассмотрении административного дела судом было установлено и подтверждается представленными материалами, что акционерное общество Микрофинансовая компания "Городская сберегательная касса" имело статус микрофинансовой организации в виде микрофинансовой компании; сведения о нем были внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций 11.08.2011 года под регистрационным номером записи 4110177000345.
Банком России в период с 31.07.2018 года по 13.09.2018 года проведена плановая, тематическая проверка деятельности данного Общества на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации в части порядка и условий привлечения денежных средств, достоверности учета (отчетности), соблюдения нормативов достаточности собственных средств и ликвидности, а также иных вопросов.
Проверяемый период проверки составил с 01.10.2017 года по 12.09.2018 года.
По результатам проверки в деятельности Общества установлены неоднократные в течение года нарушения требований Закона N 151-ФЗ, Федерального закона от 21.12.2013 года N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)", нормативных актов Банка России.
В частности, установлены следующие нарушения: неоднократное в течение года нарушение установленных Указанием Банка России от 24.05.2017 года N 4382-У "Об установлении экономических нормативов для микрофинансовой компании, привлекающей денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, и (или) юридических лиц в виде займов, и микрофинансовой компании, осуществляющей выпуск и размещение облигаций" числовых значений экономических нормативов достаточности собственных средств по состоянию на отдельные даты, максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков и максимального размера риска на связанное с Обществом лицо (группу связанных с Обществом лиц) по состоянию на отдельную дату; неоднократное в течение года нарушение требований Указания Банка России от 13.01.2017 года N 4263-У "О сроках и порядке составления и представления некредитными финансовыми организациями в Банк России отчетности об операциях с денежными средствами", в части порядка составления и представления отчетности по форме 0420001 "Отчетность об операциях с денежными средствами некредитных финансовых организаций"; неоднократное в течение года нарушение требований Указания Банка России от 24.05.2017 года N 4383-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности микрофинансовыми компаниями и микрокредитными компаниями, порядке и сроках раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения микрофинансовой компании", в части порядка составления и представления отчетности по форме 0420840 "Отчет о микрофинансовой деятельности микрофинансовой компании" и порядка составления и представления отчетности по форме 0420847 "Отчет о средневзвешенных значениях полной стоимости потребительских микрозаймов"; неоднократное в течение года представление существенно недостоверных отчетных данных и др.
Установленные в результате проверки нарушения в деятельности Общества, послужили основанием для вынесения Банком России Приказа от 17.01.2019 года N ОД-85 об исключении сведений об акционерном обществе Микрофинансовая компания "Городская сберегательная касса" из государственного реестра микрофинансовых организаций.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.01.2020 года по делу N А40-116246/19-157-99Б АО МФК "Городская Сберкасса" признано несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре ликвидируемого должника, конкурсным управляющим назначена Алимова Н.А.
Вступившим в законную силу решением Мещанского районного суда г. Москвы от 25.05.2021 года установлено, что приказ Банка России от 17.01.2019 года N ОД-85 об исключении сведений об АО МФК "Городская Сберкасса" из государственного реестра микрофинансовых организаций издан административным ответчиком в пределах предоставленных полномочий, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и целям осуществления надзора Банком России, установленным законодательством о микрофинансовой деятельности; исключение сведений о микрофинансовой компании из государственного реестра микрофинансовых организаций не означает ликвидацию Общества как юридического лица и не влечет прекращение обязательств Общества перед административным истцом, вытекающим из договора займа от 13.01.2018 года; установлено также, что требования Волковой И.И. включены в реестр требований кредиторов АО МФК "Городская Сберкасса" в деле о несостоятельности (банкротстве) организации.
При таких данных, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу о том, что по делу не установлено незаконных действий (бездействия) Банка России, а равно фактов злоупотребления административным ответчиком публичными полномочиями по контролю и надзору за деятельностью АО МФК "Городская Сберкасса", в том числе в указанный административным истцом период, нарушения прав Волковой И.И, в связи с чем в удовлетворении административного иска отказал.
Решение суда применительно к статье 227 КАС РФ представляется судебной коллегии законным и обоснованным. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждаются доказательствами, верно оценёнными судом по правилам статьи 84 КАС РФ, согласуются с нормами материального права, регулирующими рассматриваемые правоотношения, и не опровергаются доводами апелляционной жалобы административного истца; оснований не согласиться с ними не имеется.
Несогласие административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Так, согласно статье 79 Федерального закона от 10.07.2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.
Порядок установления требований кредиторов ликвидируемого должника в деле о банкротстве осуществляется в соответствии с положениями ст. 16, 225 Федерального закона от 26.10.2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Таким образом, судебном верно указано о том, что при условии, что конкурсное производство в отношении АО МФК "Городская Сберкасса" не окончено, а требования Волковой И.И. включены в реестр требований кредиторов в деле о банкротстве, оснований полагать, что Банком России нарушены нормы закона и права административного истца, допущено незаконное бездействие в вопросе контроля и надзора за деятельностью АО МФК "Городская Сберкасса", не имеется; Банк России стороной заключенного между Волковой И.И. и АО МФК "Городская Сберкасса" договора займа, дополнительного соглашения к нему не является, каких-либо обязательств по данным соглашениям Банк России на себя не принимал.
Фактически доводы Волковой И.И. сводятся к оценке целесообразности действий административного ответчика в отношении АО МФК "Городская Сберкасса", в деятельности которого по результатам контрольных мероприятий установлены неоднократно в течение года допускаемые нарушения установленного порядка осуществления деятельности, за что приказом Банка России АО МФК "Городская сберегательная касса" исключена из государственного реестра микрофинансовых организаций из-за установленных угроз законным интересам потребителей финансовых услуг, что правомерно отклонено судом применительно к разъяснениям, приведенным в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации".
Вопреки доводам апелляционной жалобы разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права; нарушений при оценке доказательств не допущено. Правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по административному делу доказательств согласно закону отсутствуют.
Ссылки на обращение в Следственный комитет РФ правильности выводов суда не опровергают.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения.
По материалам административного дела предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований, в том числе безусловных, для отмены или изменения решения суда не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 01 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.