Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Бранец М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-28/2021 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика ГУ - Главное управление ПФР N 10 по адрес и адрес, действующего на основании доверенности фио, на решение Таганского районного суда адрес от 8 апреля 2021 года, которым постановлено:
административные исковые требования Филипповой Ирины Владимировны удовлетворить частично.
Признать решения ГУ - Главного управления ПФР N 10 по адрес и адрес об отказе в возврате сумм излишне уплаченных денежных средств от 01.06.2018 г. N261 и N262 незаконными.
Обязать ГУ - Главного управления ПФР N 10 по адрес и адрес принять решение о возврате Филипповой Ирины Владимировны излишне уплаченные суммы страховых взносов за 2014 год в размере сумма и излишне уплаченные суммы страховых взносов за 2015 год в размере сумма
В удовлетворении остальной части административного иска отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Филиппова И.В. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконными решения ГУ - Главного управления ПФР N 10 по адрес и адрес об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств от 21 июня 2018 года N 261 и N 262; признать излишне уплаченными страховые взносы в Пенсионный фонд за 2014 год в сумме сумма и за 2015 год в сумме сумма, а всего: сумма; обязать ГУ - Главное Управление ПФР N 10 по адрес и адрес произвести перерасчет за 2014 и 2015 годы и передать в ИФНС N 9 по адрес сведения об излишне уплаченных страховых взносах в Пенсионный фонд за 2014 и 2015 годы в общей сумме сумма в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу; обязать ИФНС России N 9 по адрес произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов и платежей в сумме сумма в течение 10 рабочих дней с момента поступления сведений от ГУ - Главное Управление ПФР N 10 по адрес и адрес, мотивируя требования тем, что является нотариусом адрес, в соответствии с законодательством РФ ею были уплачены страховые взносы за 2014-2016 годы с дохода без учета расходов, в связи с чем образовалась переплата. В возврате переплаты административные ответчики отказали, чем нарушаются права административного истца.
Административный истец Филиппова И.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске с учетом уточнений.
Представитель административного ответчика ИФНС России N 9 по адрес фио в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель административного ответчика ГУ ПФР N 10 по адрес и адрес фио просил в административном иске отказать.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного ответчика ГУ ПФР N 10 по адрес и адрес со ссылкой несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм процессуального права.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика ГУ ПФР N 10 по адрес и адрес, действующего на основании доверенности фио, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, возражения на апелляционную жалобу административного истца Филипповой И.В, сочтя возможным по правилам ст. ст. 150-152 КАС РФ рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика ИФНС России N 9 по Москве, извещенного надлежащим образом, о причинах неявки не уведомившего, проверив решение, приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Филиппова И.В. является нотариусом, занимающимся частной практикой, в территориальном управлении ГУ-ГУ ПФР N 10 по адрес и адрес.
Филипповой И.В. были уплачены страховые взносы: за 2014 год в ПФР - в размере сумма; за 2015 г. в ПФР - в размере сумма; в ФНС РФ за 2016 г. - в размере сумма
Вышеуказанные платежи были внесены Филипповой И.В. с дохода без учета расходов.
Для возврата излишне уплаченных страховых взносов Филипповой И.В. были поданы заявления в ПФР и ФНС РФ, по результатам рассмотрения заявления ИФНС России N 9 по адрес произвела возврат страховых взносов за 2016 год в размере сумма, пенсионный фонд в возврате страховых взносов отказал.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к выводу о наличии у административного истца подтвержденной переплаты по страховым взносам за спорные периоды и о незаконности решения пенсионного органа.
Судебная коллегия находит выводы суда мотивированными, обоснованными и поводов не согласиться с ними не усматривает.
До принятия Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" вопросы исчисления и уплаты страховых взносов регулировались Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
На основании ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта в письменной форме или в форме электронного документа.
Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
С 1 января 2017 года данные вопросы аналогичным образом регулируются главой 34 "Страховые взносы" части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу положений названного Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах; при этом плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено этим Кодексом (пункт 1 статьи 45 и пункт 1 статьи 52).
На основании п. 1.1 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей до 01.01.2022) сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (п. 6 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Как предусмотрено частью 3 статьи 21 указанного Закона, решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.
Пунктом 3 части 1 статьи 28 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Указанному праву корреспондирует обязанность органов контроля за уплатой страховых взносов, установленная пунктом 5 части 3 статьи 29 Закона N 212-ФЗ, принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном указанным федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ органом контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Учитывая, что у Филипповой И.В. отсутствует задолженность, возникшая за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, вместе с тем установлен факт переплаты, суд пришел к верному выводу о наличии таковой и незаконности решении ГУ - Главное управление ПФР N 10 по адрес и адрес, изложенного в уведомлении от 21.06.2018 года об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств за 2014, 2015 года.
Возлагая на ответчика обязанность принять решение о возврате истцу сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период 2015-2016 г.г, суд обоснованно исходил из того, что органом, уполномочным принимать решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) взносов за 2015, 2016 является ГУ - Главное управление ПФР, а налоговый орган исполняет решение пенсионного фонда о возврате уплаченных взносов и не наделен полномочиями принятия указанных решений и не имеет возможности его оспорить либо возвратить без исполнения.
Доводам, изложенным в апелляционной жалобе о пропуске административным истцом срока для обращения в суд, суд первой инстанции дал надлежащую оценку, не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
На основании вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу о законности решения суда первой инстанции. Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Судебная коллегия оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Таганского районного суда адрес от 8 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика ГУ - Главное управление ПФР N 10 по адрес и адрес, действующего на основании доверенности фио, - без удовлетворения.
Решение районного суда и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления их в законную силу.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.