Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей Кирпиковой Н.С., Михайловой Р.Б.
при секретаре Сергеевой О.В, с участием прокурора Маневич М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Панферова... к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г.Москве - муниципального адрес, Москотиной... об отмене регистрации кандидата в депутаты (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N2а-952/2022)
по апелляционной жалобе административного истца на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 3 сентября 2022 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, возражения представителя Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г.Москве - муниципального адрес по доверенности фио, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением Совета депутатов муниципального адрес в городе Москве N 56/2 от 14 июня 2022 года на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального адрес.
Полномочия избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального адрес (далее - Избирательная комиссия) решением Московской городской избирательной комиссии возложены на территориальную избирательную комиссию адрес.
Решениями Избирательной комиссии от 21 июля 2022 года административный истец и административный ответчик фио, выдвинутая Московским городским отделением политической партии "Коммунистическая партия Коммунисты России", зарегистрированы кандидатами в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N3.
Панферов В.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии, Москотиной Е.В. об отмене регистрации последней кандидатом в депутаты.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что выдвижение кандидатов от Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России (далее - КПКР) для участия в выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в г..Москве 11 сентября 2022 года осуществлено постановлением Комитета Московского городского отделения КПКР от 2 июля 2022 года, утвержденным решением Политбюро ЦК КПКР от 2 июля 2022 года, что противоречит требованиям статьи 25 Федерального закона "О политических партиях", в соответствии с которыми кандидаты подлежат выдвижению тайным голосованием на съезде партии или конференции (общем собрании) регионального отделения партии, а не постановлением Пленума Комитета регионального отделения партии, как это имело место в рассматриваемом случае. Аналогичные положения содержит Устав КПКР, согласно которым высшим руководящим органом Московского городского отделения КПКР является конференция, а в случае, если на учете в нем числится и состоят менее 30 членов партии и в его составе нет местных отделений, то общее собрание членов регионального отделения КПКР с функциями, правами и полномочиями конференции регионального отделения. Комитет Московского городского отделения КПКР на своем пленуме уполномочен лишь на выдвижение кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления на дополнительных и (или) повторных выборах.
Кроме того, истец также ссылался на то, что Московское городское отделение КПКР, учрежденное учредительной конференцией и обязанное формировать периодически выборные и контрольно-ревизионные органы своих подразделений и самого регионального отделения, не может не иметь в своем составе ни одного местного и первичного партийного отделения, конференции или общие собрания которых избирают делегатов на конференции вышестоящих структурных подразделений и конференцию регионального отделения КПКР, поскольку иное означало бы, что и Московское городское отделение КПКР и сама КПКР могут считаться юридически фиктивными организациями, не имевшими права на учреждение и регистрацию в качестве партии и структурного подразделения партии и права на участие в любых выборах, подлежащими ликвидации в судебном порядке.
Административный истец ссылался также на то, что надлежащее решение о выдвижении избирательным объединением административного ответчика Москотиной Е.В. в качестве кандидата на выборах должно было содержать в себе сведения о дате рождения, месте жительства, паспортные данные кандидата, а избирательная комиссия могла зарегистрировать ее в качестве кандидата только при поступлении в комиссию документов, подтверждающих соблюдение названных требований к выдвижению кандидата. Однако документов, которые содержали бы необходимые данные и информацию о соблюдении избирательным объединением установленного порядка выдвижения кандидатов на выборах, административным ответчиком Москотиной Е.В. в избирательную комиссию не представлено и у комиссии они отсутствуют, поскольку их не существует.
С учетом изложенного, административный истец полагал, что подобные обстоятельства, исключающие возможность регистрации Москотиной Е.В. в качестве кандидата в депутаты, являются вновь открывшимися и влекут отмену регистрации кандидата.
Решением Черемушкинского районного суда г.Москвы от 3 сентября 2022 года в удовлетворении административных исковых требований фио отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене данного судебного акта как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Исследовав материалы дела, выслушав возражения представителя Избирательной комиссии, полагавшего решение суда законным и обоснованным, заключение прокурора об отклонении апелляционной жалобы, сочтя возможным на основании ст.ст. 150, 152 КАС РФ рассмотреть административное дело в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Разрешая спор, суд пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении требований, обоснованно исходил из того, что предусмотренных законом оснований для отмены регистрации кандидата Москотиной Е.В. не установлено.
Оснований не согласиться с данными суждениями суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется; они соответствуют нормам материального и процессуального права, регулирующего рассматриваемые правоотношения, и фактическим обстоятельствам дела.
Порядок организации и проведения выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве регулируются нормами Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), а также Законом города Москвы N 38 от 06 июля 2005 года "Избирательный кодекс города Москвы" (далее - Избирательный кодекс г.Москвы).
Подпунктом "а" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренных, в том числе подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона.
При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
В силу подпункта "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ основанием отказа в регистрации для кандидатов, выдвинутых политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2021 года N95-ФЗ "О политических партиях" предусмотрено, что решение о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимается на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Пунктом 3.1 той же статьи названного Федерального закона установлено, что в случае отсутствия регионального или местного отделения политической партии уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты соответствующих законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления может быть принято при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, а при проведении выборов в органы местного самоуправления - коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии или ее регионального отделения.
При рассмотрении административного дела установлено, что административный ответчик фио выдвинута кандидатом в депутаты представительных органов местного самоуправления в г.Москвы на выборах 11 сентября 2022 года постановлением Комитета Московского городского отделения КПКР от 2 июля 2022 года. Решение о выдвижении кандидатов утверждено решением Политбюро ЦК КПКР от 2 июля 2022 года.
В соответствии с пунктом 6.8 Устава Политической партии "Коммунистическая партия Коммунисты России" Комитет является постоянно действующим руководящим органом регионального отделения Партии.
В силу пункта 6.9 Устава Комитет регионального отделения выдвигает и отзывает кандидатов (списки кандидатов) в депутаты представительного органа муниципального образования и кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления в случае отсутствия на территории соответствующего муниципального образования местного отделения Партии. Данное решение утверждается Политическим Бюро ЦК.
Местного отделения КПКР в муниципальном адрес не имеется.
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит, что суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований; по перечисленным в административном иске обстоятельствам предусмотренных подпунктом "а" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июля 2002 года N 67-ФЗ оснований для отмены регистрации кандидата Москотиной Е.В, нарушений порядка выдвижения которой, установленного Федеральным законом "О политических партиях", Уставом Партии, не установлено, не имеется; в том числе к вновь открывшимся обстоятельствам указанное административным истцом не относится.
Доводы административного истца о том, что решение политической партии о выдвижении кандидата в депутаты должно содержать сведения о дате рождения, месте жительства и паспортные данные административного ответчика Москотиной Е.В, судом правомерно отклонены как не основанные на положениях пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, закон, подлежащий применению к рассматриваемым правоотношениям, верно распределил бремя доказывания между сторонами; выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Несогласие фио с выводами суда, иная (неверная) оценка фактических обстоятельств дела и собственное (ошибочное) толкование законодательства о политических партиях и выборах, не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Все доводы административного истца оценены судом надлежащим образом и отклонены обоснованно; правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по административному делу доказательств и позиций сторон в настоящем случае согласно закону, отсутствуют; она соответствует статье 84 КАС РФ.
Оснований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 7 статьи 76 названного Федерального закона, для отмены регистрации кандидата, по перечисленным в административном иске обстоятельствам, вопреки аргументам административного истца, не имеется.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда, в том числе безусловных, по материалам административного дела не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 3 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.