Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей Кирпиковой Н.С., Михайловой Р.Б.
при секретаре Сергеевой О.В, с участием прокурора Макировой Е.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Панферова... к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г.Москве - муниципального адрес, Рашиной... об отмене регистрации кандидата в депутаты (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N2а-949/2022)
по апелляционной жалобе административного истца на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 3 сентября 2022 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, возражения представителя Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г.Москве - муниципального адрес по доверенности фио и административного ответчика Рашиной В.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением Совета депутатов муниципального адрес в городе Москве N 56/2 от 14 июня 2022 года на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального адрес.
Полномочия избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального адрес (далее - Избирательная комиссия) решением Московской городской избирательной комиссии возложены на территориальную избирательную комиссию адрес.
Решениями Избирательной комиссии от 21 июля 2022 года административный истец и административный ответчик Рашина В.А, выдвинутая Московским городским отделением политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России, зарегистрированы кандидатами в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N3.
Панферов В.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии, Рашиной В.А. об отмене регистрации последней кандидатом в депутаты.
В обоснование заявленных требований административный истец указывал на нарушение порядка выдвижения Рашиной В.А. политической партией, исключающие возможность ее регистрации Избирательной комиссией кандидатом в депутаты. В частности, административный истец ссылался на то, что из протокола Конференции Отделения ЛДПР N П-74кф-2 от 07 июля 2022 года не следует, что были назначены уполномоченные представители избирательного объединения, а соответствующему постоянно действующему органу Партии предоставлено право назначать данных лиц. фио полагал, что эти обстоятельства являются вновь открывшимися и влекут отмену регистрации кандидата.
Решением Черемушкинского районного суда г.Москвы от 3 сентября 2022 года в удовлетворении административных исковых требований фио отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене данного судебного акта как незаконного, указывая на нарушение судом норм материального права, неверную оценку собранных по делу доказательств; фио настаивает на ошибочности суждений суда о том, что предусмотренных подпунктом "а" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июля 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) по перечисленным в его административном иске обстоятельствам оснований для отмены регистрации кандидата Рашиной В.А. не имеется.
Относительно доводов апелляционной жалобы Избирательной комиссией представлены возражения.
Исследовав материалы дела, выслушав возражения представителя Избирательной комиссии и административного ответчика Рашиной В.А, полагавших решение суда законным и обоснованным, заключение прокурора об отклонении апелляционной жалобы, сочтя возможным на основании ст.ст. 150, 152 КАС РФ рассмотреть административное дело в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Порядок организации и проведения выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве регулируются нормами Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, а также Законом города Москвы N 38 от 06 июля 2005 года "Избирательный кодекс города Москвы" (далее - Избирательный кодекс г.Москвы).
Подпунктом "а" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренных, в том числе подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
В силу подпункта "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ основанием отказа в регистрации для кандидатов, выдвинутых политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
Согласно статье 27 (подпункты "в" и "г" пункта 1) Федерального закона "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны:
извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, органах публичной власти федеральных территорий и органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия;
в ходе проведения мероприятий, указанных в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта, по требованию присутствующих на данных мероприятиях представителей уполномоченных органов и избирательных комиссий знакомить их с документами, которые связаны с созывом, организацией и проведением данных мероприятий и необходимы уполномоченным органам и избирательным комиссиям для реализации их полномочий (в том числе проверки избирательными комиссиями соблюдения политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями требований законодательства Российской Федерации к выдвижению кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, органах публичной власти федеральных территорий и органах.
В силу пункта 4 части 12 статьи 31 Избирательного кодекса г. Москвы решение съезда (конференции, собрания) избирательного объединения о выдвижении кандидатов, муниципального списка кандидатов оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения и (или) о предоставлении постоянно действующему органу избирательного объединения права назначения уполномоченных представителей - при выдвижении кандидатов, муниципального списка кандидатов.
При этом, согласно пункту 5 статьи 78 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, части 4 статьи 241 КАС РФ решение об удовлетворении административного искового заявления об отмене регистрации кандидата, принимается судом первой инстанции не позднее чем за пять дней до дня голосования (в случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд - не позднее чем за пять дней до первого дня голосования).
В силу части 6 статьи 305 КАС РФ регистрация кандидата может быть отменена судом апелляционной инстанции не позднее чем за два дня до первого дня голосования.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 24 июня 2022 года N11/1 "О проведении голосования на выборах в течение нескольких дней подряд" установлено проведение голосования на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в городе Москве в единый день голосования 11 сентября 2022 года в течение нескольких дней подряд - 9, 10, 11 сентября 2022 года.
Судебная коллегия учитывает указанное обстоятельство и нормы закона, оценивая доводы апелляционной жалобы, и полагает, что, поскольку в настоящем случае при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции регистрация кандидата Рашиной В.А. за истечением установленных сроков отменена быть не может, то предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 3 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.