Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, фио Тиханской, фио, при секретаре О.В.Сергеевой, с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного истца Г.В.Нодиниан на решение Черемушкинского районного суда адрес от 03 сентября 2022 года, которым отказано Г.В.Нодиниан в удовлетворении административных исковых требований к М.В.Красиковой, Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес об отмене регистрации кандидата
УСТАНОВИЛА:
Решением Совета депутатов муниципального адрес от 14 июня 2022 года N 56/2 назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального адрес на 11 сентября 2022 года.
Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 21.07.2022 N 8/2 Красикова Марина Валерьевна зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 1.
Г.В.Нодиниан также является зарегистрированным кандидатом по тому же избирательному округу, что и МС.В.Красикова.
Г.В.Нодиниан считает, что регистрация Красиковой М.В. была произведена в отсутствие достаточных к тому законных оснований, поскольку выдвинута избирательным объединением с нарушением порядка, установленного требованиями ФЗ-67 и Федеральным законом "О политических партиях".
Г.В.Нодиниан в административном исковом заявлении просит отменить регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 1 М.В.Красиковой, зарегистрированной решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 21.07.2022 N 8/2.
Решением Черемушкинского районного суда адрес от 03 сентября 2022 года в удовлетворении требования отказано.
В апелляционной жалобе Г.В.Нодиниан ставится вопрос об отмене решения суда.
В заседании судебной коллегии представитель избирательной комиссии фио согласился с решением суда.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и М.В.Красиковой, извещенных о дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора фио, полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решением Совета депутатов муниципального адрес от 14 июня 2022 года N 56/2 назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального адрес на 11 сентября 2022 года.
Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 21 июля 2022 года N 8/2 М.В.Красикова зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 1.
Г.В.Нодиниан также является зарегистрированным кандидатом по тому же избирательному округу, что следует из решения Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 18 июля 2022 года N 7/12.
Суд исследовав доказательства по делу, пришел к выводу, что выдвижение административного ответчика Красиковой М.В. политической партией происходило в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, а доводы административного истца основаны на неправильном толковании норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N67-ФЗ).
Порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти адрес и выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в адрес, а также иные вопросы проведения выборов в адрес, отнесенные федеральным законодательством к ведению адрес, урегулированы Законом адрес от 6 июля 2005 года N38 "Избирательный кодекс адрес" (далее - Избирательный кодекс адрес).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
Согласно подпункту "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата для кандидатов, выдвинутых политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 части 7 статьи 87, в подпункте 2 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса адрес.
В силу пункта 2 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".
В пункте 2 статьи 25 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" указано, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Согласно пункту 3.1 статьи 25 Федерального закона N 95-ФЗ в случае отсутствия регионального или местного отделения политической партии уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты соответствующих представительных органов муниципальных образований, кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления может быть принято при проведении выборов в органы местного самоуправления - коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии или ее регионального отделения.
В пункте 6.8 Устава Политической партии "Коммунистическая партия Коммунисты России" приведено, что Комитет является постоянно действующим руководящим органом регионального отделения Партии.
Пунктом 6.9 Устава Политической партии предусмотрено, что Комитет регионального отделения выдвигает и отзывает кандидатов (списки кандидатов) в депутаты представительного органа муниципального образования и кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления в случае отсутствия на территории соответствующего муниципального образования местного отделения Партии. Данное решение утверждается Политическим Бюро ЦК.
В связи с отсутствием местного отделения на территории соответствующего муниципального образования 02 июля 2022 года своим Постановлением Комитет Московского городского отделения Политической партии "Коммунистическая партия Коммунисты России" выдвинул М.В. Красикову в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов соответствующего муниципального округа на предстоящих выборах 11 сентября 2022 в адрес.
Такое решение утверждено Политическим Бюро Центрального Комитета Партии Решением от 02.07.2022 года, что соответствует пункту 6.9. Устава.
Из вышеприведенного следует, что выдвижение М.В. Красиковой политической партией происходило в соответствии с требованиями действующего законодательства, Устава политической партии.
Является несостоятельным довод Г.В.Нодиниан, что решение о выдвижении избирательным объединением М.В. Красиковой в качестве кандидата на выборах в соответствии с подпунктами "в" - "г" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона N 67 - ФЗ должно было содержать в себе данные о дате, паспортные данные и месте жительства М.В. Красиковой.
Согласно подпункту "в", "г" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии следующие документы: в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу; г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
Из вышеприведенного следует, что правила подпунктов "в", "г" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ не содержат требования об указании в решении о выдвижении кандидата сведений о дате, паспортные данные и месте жительства выдвинутого лицад
Основаны на неверном толковании закона доводы Г.В.Нодиниан о том, что указанные обстоятельства являются вновь открывшимися, так как в силу подпункта "а" пункта 7 статьи 76 Федерального закона года N 67-ФЗ вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, а не Г.В.Нодиниан.
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснено, что исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
Регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена по основаниям, предусмотренным пунктами 7 - 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, за нарушения законодательства о выборах, допущенные после регистрации кандидата (списка кандидатов), а также за ряд значительных нарушений законодательства, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствовали регистрации кандидата (списка кандидатов), но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии, например, в связи с сокрытием кандидатом сведений о своей судимости.
В данном случае партийные документы о выдвижении М.В. Красиковой имелись на момент рассмотрения Избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата, соответственно обстоятельства не могут быть вновь открывшимися.
Таким образом, суд установилотсутствие нарушений при выдвижении М.В.Красиковой, в силу чего следует согласится с выводами суда.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в апелляционном порядке судом апелляционной инстанции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
При таком положении оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черемушкинского районного суда адрес от 03 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.