Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей фио, фио
при секретаре О.В.Сергеевой, с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-760/2022 по апелляционной жалобе административного истца С.А.Разумной на решение Люблинского районного суда адрес от 07 сентября 2022 года, которым отказано Разумной Светлане Александровне в удовлетворении административного искового заявления к территориальной избирательной комиссии адрес о защите избирательных прав,
УСТАНОВИЛА:
С.А. Разумная обратилась в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии адрес (далее- Комиссия) и просит признать незаконным решение, действия и бездействия Комиссии в связи с рассмотрением заявления от 18 августа 2022 года о включении в Регистр избирателей в информационный ресурс ГАС "Выборы", признать незаконным отказ Комиссии включить ее в список избирателей по фактическому месту жительства.
Требования мотивированы тем, что 13 апреля 2021 года вселилась в жилое помещение по адресу: адрес, 76-197, на основании договора найма от 10 апреля 2021 года. По месту жительства не зарегистрирована, однако факт ее проживания в квартире подтверждается лицевым счетом и ответом Префектуры адрес. С целью реализации избирательного права 18 августа 2022 года подано заявление о включении ее в Регистр избирателей в информационный ресурс ГАС "Выборы". Ответ на обращение не поступил. Считает, что он отрицательный. Таким решением нарушены ее права.
Люблинским районным судом адрес 07 сентября 2022 г. постановлено выше приведенное решение.
С решением не согласна С.А.Разумная, в своей апелляционной жалобе просит решение отменить или изменить, принять новое решение об обеспечении реализации конституционных прав.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц, извещённых о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы административного дела, выслушав заключение прокурора фио, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Как установлено судом решением Совета депутатов муниципального адрес N 8/1 от 16 июня 2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального адрес на 11 сентября 2022 года.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 28 августа 2003 года N 3/5-33 полномочия избирательной комиссии муниципального образования возложены на территориальную избирательную комиссию адрес.
18 августа 2022 года С.А. Разумная обратилась в Комиссию с заявлением об уточнении сведений в Регистре избирателей, участников референдума - информационном ресурсе ГАС "Выборы", попросила включить ее в Регистр избирателей, участников референдума - информационный ресурс ГАС "Выборы", содержащий совокупность персональных данных об избирателях, указав адрес места жительства: адрес, предоставив копии акта, карточки учета, договора найма, а также копию паспорта гражданина Российской Федерации, в котором отсутствуют сведения о регистрации по месту жительства (л.д.38).
Комиссией 18 августа 2022 года направлен запрос в ОМВД России по адрес о проведении проверки и предоставлении сведений о регистрации С.А. Разумной по указанному в заявлении адресу.
Согласно ответу ОМВД России по адрес N06-05/159 от 24.08.2022 г, по информационным базам данных ОВМ ОМВД России по адрес не состоит на регистрационном учете по месту жительства и не имеет регистрации по месту пребывания в Москве по адресу: адрес (л.д.36).
С.А.Разумная не была включена в Регистр избирателей - информационный ресурс ГАС "Выборы", а также не включена в список избирателей.
В адрес административного истца Комиссией было направлено уведомление об этом (л.д.63).
Суд, оценив по правилам ст. 84 КАС РФ представленные доказательства, учел положения Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона адрес от 06 июля 2005 г. "Избирательный кодекс адрес", пришел к выводу, что у С.А. Разумной отсутствовала регистрация по месту жительства на территории адрес, об отсутствии нарушений избирательного законодательства Территориальной избирательной комиссией адрес на выборах депутатов Совета депутатов муниципального округа адрес, соответственно действия Комиссии и решение о невключении в Регистр избирателей, а равно и в списки избирателей С.А. Разумной являются законными и обоснованными.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Так, согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме гарантировано гражданам Российской Федерации.
В силу п.п. 18, 26 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) избирателем является гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, то есть правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства следует понимать адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Частью 4 ст. 4 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения дел о защите избирательных прав и права н участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснено, что граждане вправе обратиться за судебной защитой активного избирательного права (например, в связи с неправильностями в списках избирателей, непредставлением возможности получить информацию или проголосовать на избирательном участке), а также своего пассивного избирательного права (в частности, в связи с отказом в регистрации кандидатом), если считают эти права нарушенными. Наличие у гражданина активного избирательного права обусловлено в числе прочих обстоятельств и нахождением места жительства гражданина в пределах избирательного округа, и лишь в предусмотренных законом случаях таким правом могут обладать граждане, место жительства которых находится за пределами избирательного округа (пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ). Длительное проживание гражданина в пределах избирательного округа не влечет возникновение у этого гражданина активного избирательного права на участие в выборах по данному округу, за исключением случая, когда активное избирательное право предоставлено таким гражданам законом, в том числе законом субъекта Российской Федерации.
Частью 1 ст. 9 Закона адрес от 06 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс адрес" (далее - Избирательный кодекс адрес) регламентировано, что списки избирателей составляются территориальной комиссией или комиссией муниципального образования не позднее чем за 11 дней до дня голосования отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, полученных с использованием ГАС "Выборы" и представляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с ст. 10 Избирательного кодекса адрес в список избирателей включаются жители адрес, обладающие на день голосования активным избирательным правом (часть 1). Основанием для включения избирателя в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - факт пребывания (временного пребывания) на территории этого участка. Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) избирателя на территории избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4).
Согласно части 6 статьи 4 Избирательного кодекса адрес активным избирательным правом обладает избиратель, место жительства которого находится на территории соответствующего избирательного округа.
Частью 2 статьи 8 Избирательного кодекса адрес установлено, что основанием для регистрации (учета) избирателей является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) гражданина Российской Федерации на территории адрес, который устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах адрес в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации.
Органы, осуществляющие регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства, выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на адрес, не реже чем один раз в месяц представляют в установленном порядке в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и (или) главе управы района адрес в административном округе адрес, включающем в себя районы, префекту административного округа адрес в административном округе адрес, включающем в себя поселения, по месту своего нахождения сведения о фактах выдачи и замены паспорта гражданина Российской Федерации, регистрации и снятия с регистрационного учета по месту жительства (в отношении вынужденных переселенцев - по месту пребывания) граждан Российской Федерации, выдачи паспорта гражданина Российской Федерации в нарушение установленного порядка с указанием следующих персональных данных гражданина: фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные, пол, гражданство, адрес места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - места пребывания), вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер этого документа, наименование или код органа, выдавшего документ, дата выдачи документа (ч.5 ст. 8).
Регистрация по месту жительства и месту пребывания регулируется Законом Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Во исполнение указанного Закона Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В Правилах указаны документы, которые могут являться подтверждением места жительства гражданина. К таким документам не относиться акт ГБУ адрес Люблино", ответ заместителя Префекта адрес, карточка учета, выданная ГБУ адресМосквы". К тому же карточка учета не заверена надлежащим образом, на ней не имеется подписи должностного лица, печати.
Из вышеприведенного следует, что для реализации активного избирательного права гражданину следует подтвердить наличие активного права на участие в выборах соответствующего уровня и обратиться с соответствующим заявление в сроки, установленные действующим законодательством, о включении в список избирателей.
В данном случае у С.А. Разумной отсутствует регистрация по месту жительства на территории адрес. Доводы об устном обращении в ОМВД с заявлением о регистрации по месту жительства не подтверждены доказательствами по делу.
Таким образом, отсутствует факт нарушения избирательного законодательства Территориальной избирательной комиссией адрес на выборах депутатов Совета депутатов муниципального адрес, поэтому действия Комиссия и решение о невключении в Регистр избирателей, а равно и в списки избирателей С.А. Разумной являются обоснованными.
Ответ на обращение Комиссией дан, что соответствует ч. 15 ст. 10 Кодекса, ч. 4 ст. 20 Закона N 67-ФЗ.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно. Доводы административного истца об обратном являются необоснованными. Определения о принятии дела к производству и назначении дела к судебному разбирательству соответствуют положениям ст. 133 и ст. 139 КАС РФ.
Судом дана оценка доводам С.А.Разумной, указано, что ее доводы правового значения не имеют, поскольку правоотношения, связанные с реализацией конституционного права граждан на участие в выборах, проводимых в адрес, регулируются специальным законодательством - избирательным, согласно которому, активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа, при этом факт нахождения места жительства гражданина РФ на территории адрес устанавливается органами регистрационного учета; а такой факт органами регистрационного учета не установлен. Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы административного искового заявления. Дискриминации в отношении С.А.Разумной не усматривается.
Судебная коллегия приходит к выводу, что административным истцом не доказано, что имеются основания для отмены решения суда, административным истцом не доказан факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Доводы апелляционной жалобы С.А.Разумной направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ее доводы опровергаются установленными судом обстоятельствами и доказательствами.
При таком положении оснований для отмены решения суда по доводам жалоб не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Люблинского районного суда адрес от 07 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.